Наши мастер-классы своими руками помогут вам стать настоящими рукодельницами и сделать различные поделки, оригами, декупаж и бисероплетение. Здесь вы найдете подробные мастер классы вязания и скрапбукинга. Узнаете как сделать необыкновенные изделия из пластика и пластиковых бутылок, как сшить куклу Тильду, найдете схемы вязания и бисероплетения.

Здоровьесберегающие технологии на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ

 


Предлагаю вам статью «Здоровьесберегающие технологии на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ». Данная работа будет полезной воспитателям всех групп детского сада, а также специалистам по изобразительной деятельности.

 

Вашему вниманию предлагается статья из опыта моей работы, содержащая конкретные советы, методы, приемы работы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни на занятиях по рисованию, лепке и аппликации в детском саду.

 

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье

Оно для дальнего пути -

Важнейшее условье.

 

С.Я. Маршак

 

Здоровьесберегающие технологии на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ

 

Спросите любого родителя: что он считает главным для своего ребёнка? Ответы могут отличаться, но большинство будет – здоровье. Спросите у любого прохожего: что он пожелал бы другу? В большинстве случаев вы услышите в ответ – здоровья. Поэтому, главное, в чём мы должны помочь детям – это воспитать у них потребность быть здоровыми. Известно, что дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка.

 

Причин для этого много. На протяжении всего дошкольного детства происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. У многих детей наблюдается ускорение роста («первое вытяжение»). Поэтому они в этот период могут подрасти на 10-12см (скачкообразно).

 

С периодом вытяжения иногда связывают различные функциональные изменения в сердечной мышце, которая тоже не успевает за бурным ростом ребенка. В период дошкольного детства происходят «глубинные» перестройки в обмене веществ, которые связаны с максимальной частотой детских инфекций и представляют серьезную опасность для здоровья ребенка.

 

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год.

 

Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса. Мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).

 

Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием. Но даже здоровый дошкольник нуждается в тщательной заботе и участии со стороны окружающих его взрослых.

 

Здесь уместно обратить внимание на само понятие «здоровье». Педиатры (А.Ф. Виноградов и др.) определяют здоровье как «естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствие каких–либо болезненных изменений. Здоровье – это возможность оптимально выполнять адекватные возрасту биологические и социальные функции. 

 

Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная, каждодневная работа и в семье, и дошкольном образовательном учреждении.

 

В дошкольном возрасте закладываются фундаментальные ценности и строятся отношения ребенка с самим собой и окружающим миром. И именно детский сад может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых.

 

Проект ФГОС дошкольного образования определяет следующие задачи в образовательной области «Физическое развитие»: становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании при формировании полезных привычек). Что же включает в себя понятие "здоровый образ жизни"?

 

Здоровый образ жизни - это:

 

  • рациональное правильное питание: правильная организация питания детей предусматривает необходимый объем пищи, определяющийся возрастом ребенка, анатомо-физиологическими особенностями его пищеварительной системы.
  • рациональный режим дня: правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования.
  • рациональная физическая нагрузка, двигательная активность: обеспечение педагогами ДОУ достаточной, соответствующей возрастным способностям двигательной активности детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения, а так же контроль за умением детей сохранять правильную осанку.
  • закаливание и другие оздоровительные мероприятия - это не только обтирание или обертывание, но и повседневные обычные процедуры, не требующие специальной организации, дополнительного времени: нахождение в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при открытой форточке, окне, активные занятия физкультурой на площадке.
  • личная гигиена, воспитание навыков и привычек здорового образа жизни: формирование у детей таких навыков как: полоскание рта после каждого приёма пищи, чистка зубы утром и вечером, сон в облегчённой форме, ежедневное обтирание прохладной водой, разминка после пробуждения, умение избегать опасных ситуаций, умение расслабляться и гасить отрицательные эмоции, мытье рук перед едой и после посещения туалета, ежедневная смена нижнего белья, носовых платков.
  • положительный психологический климат в семье и образовательном учреждении

 

Известно, что работа педагогов ДОУ по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни должна носить комплексный характер, поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека в деятельность нашего образовательного учреждения, в частности, мою, как преподавателя изобразительной деятельности, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить эти важнейшие задачи. В системе дошкольного образования накоплен определенный опыт реализации здоровьесберегающих технологий во время проведения непосредственно образовательной деятельности, в том числе и в образовательной области «художественно-эстетическое развитие».

 

Чтобы ребята не уставали на занятиях, уходили с них бодрыми, веселыми и захотели снова посетить их, необходимо создать условия для здорового развития воспитанников:

 

  • соблюдение организационно-педагогических условий проведения занятия: плотность, чередование видов деятельности (объяснение с вопросами, показ с играми, упражнениями, практическую деятельность с юмористическими минутками, шутками, если это не мешает настрою детей; дети по мере необходимости могут вставать из-за столов, что также способствует смене деятельности, небольшому отдыху).
  • проведение разминок перед началом художественной творческой деятельности, упражнений для снятия напряжения, гимнастики для глаз, физкультминуток, ведь вынужденная статическая поза на занятиях ведет к утомлению школьников, снижает уровень их работоспособности, особенно у детей младшего дошкольного возраста.
  • обеспечение двигательной активности (по мере возможности проводить подвижные дидактические игры, например, «Встань, если догадался», «Отнеси картинку к определенной форме», «Построй фигуру» и т. д).
  • контроль за позой ребенка во время занятия (постоянно следить за осанкой детей, предлагать им работать стоя, если им так удобно, и если это возможно).
  • соблюдение психологического климата в группе или изостудии (взаимоотношения на занятии: комфорт, сотрудничество, учет возрастных особенностей); наличие эмоциональных разрядок (шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, в начале занятия, подбадривающие слова в процессе выполнения задания).
  • наличие мотивации деятельности детей на занятии (внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент; стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу).
  • оформление интерьера кабинета должно соответствовать нормам Санпина: стены, обои, шторы пастельных тонов, соблюдение правил техники безопасности, которые направлены на предупреждение травматизма, и санитарно-гигиенических требований (следить за чистотой, температурой и свежестью воздуха, освещением кабинета изостудии).

 

Продумывая занятия, необходимо спланировать, как можно больше использовать зрительно-пространственную активность детей. Достигается это за счет максимального удаления от глаз ребенка дидактического материала. Дети всматриваются вдаль и тем самым снижают напряжение с глазных мышц. Способствует расширению зрительно-двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров.

 

Важной особенностью при проведении занятий по художественно-эстетической деятельности дошкольников является использование элементов цветотерапии: доска зеленого цвета, выполнение эскизов желтым мелом и т.д., это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости, концентрации внимания.

 

Из опыта работы с нетрадиционными материалами, такими как: поролон, восковые мелки, гофрированная бумага, листья деревьев, пряжа, могу сделать вывод, что использование их позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребенка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию детей. А нетрадиционные способы рисования: монотипия, кляксография, рисование пальчиками, ладошками, и т.д. развивают мелкую моторику руки, вызывают целый комплекс эмоций, помогают проявить характер ребенка, его индивидуальность.

 

Следует помнить, что при длительном рисовании, лепки необходимо проводить с детьми упражнения для мышц рук, пальчиковую гимнастику, дошкольники с удовольствием воспринимают музыкотерапию. Поэтому на занятиях по рисованию, лепке рекомендуется использовать классическую и современную мелодичную спокойную музыку, у детей сразу поднимается настроение, они становятся более спокойными, увлеченными творческим процессом.

 

При выборе тематики нужно обратить внимание на такие темы как: «Дети делают зарядку», «Мы любим спорт», «Мои олимпийские игры», «Зимние забавы» и другие темы, отражающие стремление детей и взрослых быть здоровыми, заниматься спортом, вести активный образ жизни.

 

С целью приобщения детей к здоровому образу жизни воспитатели вместе с детьми могут создать «Уголок здоровья», где представлена наглядность (схемы, рисунки, плакаты), которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование мировоззрения ребенка. В «Уголке здоровья» в различной форме могут быть представлены правила здорового образа жизни, схемы ухода за зубами, кожей и др.

 

Таким образом, содержание работы по приобщению детей к здоровому образу жизни может и должно решаться средствами изобразительной деятельности.

 

Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности и его здоровья:

 

  • формирование уверенности в себе, в своих способностях,
  • самоидентификации в творческой деятельности,
  • целенаправленность деятельности в целом,
  • укрепление здоровья детей.

 

Все мы, взрослые: родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми.

 

Автор: Меркулова Наталья Владимировна, воспитатель МДОУ ЦРР – детский сад № 44 «Колокольчик», г. Серпухов





  • Источник: http://masterclassy.ru/
  • 20.04.2014
  •   Просмотров: 8 218


«Мастерклассы» © 2011-2016.
Все статьи на сайте авторские, копирование строго запрещено. При частичном цитировании прямая индексируемая ссылка на сайт «Мастерклассы» обязательна.

 
Специально для вас, наш сайт подготовил новый обучающий курс на 3х дисках "1000 лучших мастер классов".

В этом курсе, мы собрали для вас 1000 подробных мастерклассов с нашего сайта на различные рукодельные тематики.

Подробнее с содержанием курса вы можете ознакомиться по этой ссылке.

Встречайте еще один обучающий курс на 3х дисках "1000 лучших мастер классов - часть2".

В этом курсе, мы собрали для вас еще 1000 подробных мастерклассов с нашего сайта на различные рукодельные тематики.

Подробнее с содержанием курса вы можете ознакомиться по этой ссылке.














Комментариев к новости "Здоровьесберегающие технологии на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ" Уже: 0

Внимание! Запрещено использование выражений в нецензурной и оскорбительной форме. HTML-теги и URL запрещены.

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив