Наши мастер-классы своими руками помогут вам стать настоящими рукодельницами и сделать различные поделки, оригами, декупаж и бисероплетение. Здесь вы найдете подробные мастер классы вязания и скрапбукинга. Узнаете как сделать необыкновенные изделия из пластика и пластиковых бутылок, как сшить куклу Тильду, найдете схемы вязания и бисероплетения.

Здоровьесберегающие технологии на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ



Предлагаю вам статью «Здоровьесберегающие технологии на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ». Данная работа будет полезной воспитателям всех групп детского сада, а также специалистам по изобразительной деятельности.

 

Вашему вниманию предлагается статья из опыта моей работы, содержащая конкретные советы, методы, приемы работы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни на занятиях по рисованию, лепке и аппликации в детском саду.

 

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье

Оно для дальнего пути -

Важнейшее условье.

 

С.Я. Маршак

 

Здоровьесберегающие технологии на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ

 

Спросите любого родителя: что он считает главным для своего ребёнка? Ответы могут отличаться, но большинство будет – здоровье. Спросите у любого прохожего: что он пожелал бы другу? В большинстве случаев вы услышите в ответ – здоровья. Поэтому, главное, в чём мы должны помочь детям – это воспитать у них потребность быть здоровыми. Известно, что дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка.

 

Причин для этого много. На протяжении всего дошкольного детства происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. У многих детей наблюдается ускорение роста («первое вытяжение»). Поэтому они в этот период могут подрасти на 10-12см (скачкообразно).

 

С периодом вытяжения иногда связывают различные функциональные изменения в сердечной мышце, которая тоже не успевает за бурным ростом ребенка. В период дошкольного детства происходят «глубинные» перестройки в обмене веществ, которые связаны с максимальной частотой детских инфекций и представляют серьезную опасность для здоровья ребенка.

 

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год.

 

Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса. Мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).

 

Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием. Но даже здоровый дошкольник нуждается в тщательной заботе и участии со стороны окружающих его взрослых.

 

Здесь уместно обратить внимание на само понятие «здоровье». Педиатры (А.Ф. Виноградов и др.) определяют здоровье как «естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствие каких–либо болезненных изменений. Здоровье – это возможность оптимально выполнять адекватные возрасту биологические и социальные функции. 

 

Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная, каждодневная работа и в семье, и дошкольном образовательном учреждении.

 

В дошкольном возрасте закладываются фундаментальные ценности и строятся отношения ребенка с самим собой и окружающим миром. И именно детский сад может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых.

 

Проект ФГОС дошкольного образования определяет следующие задачи в образовательной области «Физическое развитие»: становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании при формировании полезных привычек). Что же включает в себя понятие "здоровый образ жизни"?

 

Здоровый образ жизни - это:

 

  • рациональное правильное питание: правильная организация питания детей предусматривает необходимый объем пищи, определяющийся возрастом ребенка, анатомо-физиологическими особенностями его пищеварительной системы.
  • рациональный режим дня: правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования.
  • рациональная физическая нагрузка, двигательная активность: обеспечение педагогами ДОУ достаточной, соответствующей возрастным способностям двигательной активности детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения, а так же контроль за умением детей сохранять правильную осанку.
  • закаливание и другие оздоровительные мероприятия - это не только обтирание или обертывание, но и повседневные обычные процедуры, не требующие специальной организации, дополнительного времени: нахождение в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при открытой форточке, окне, активные занятия физкультурой на площадке.
  • личная гигиена, воспитание навыков и привычек здорового образа жизни: формирование у детей таких навыков как: полоскание рта после каждого приёма пищи, чистка зубы утром и вечером, сон в облегчённой форме, ежедневное обтирание прохладной водой, разминка после пробуждения, умение избегать опасных ситуаций, умение расслабляться и гасить отрицательные эмоции, мытье рук перед едой и после посещения туалета, ежедневная смена нижнего белья, носовых платков.
  • положительный психологический климат в семье и образовательном учреждении

 

Известно, что работа педагогов ДОУ по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни должна носить комплексный характер, поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека в деятельность нашего образовательного учреждения, в частности, мою, как преподавателя изобразительной деятельности, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить эти важнейшие задачи. В системе дошкольного образования накоплен определенный опыт реализации здоровьесберегающих технологий во время проведения непосредственно образовательной деятельности, в том числе и в образовательной области «художественно-эстетическое развитие».

 

Чтобы ребята не уставали на занятиях, уходили с них бодрыми, веселыми и захотели снова посетить их, необходимо создать условия для здорового развития воспитанников:

 

  • соблюдение организационно-педагогических условий проведения занятия: плотность, чередование видов деятельности (объяснение с вопросами, показ с играми, упражнениями, практическую деятельность с юмористическими минутками, шутками, если это не мешает настрою детей; дети по мере необходимости могут вставать из-за столов, что также способствует смене деятельности, небольшому отдыху).
  • проведение разминок перед началом художественной творческой деятельности, упражнений для снятия напряжения, гимнастики для глаз, физкультминуток, ведь вынужденная статическая поза на занятиях ведет к утомлению школьников, снижает уровень их работоспособности, особенно у детей младшего дошкольного возраста.
  • обеспечение двигательной активности (по мере возможности проводить подвижные дидактические игры, например, «Встань, если догадался», «Отнеси картинку к определенной форме», «Построй фигуру» и т. д).
  • контроль за позой ребенка во время занятия (постоянно следить за осанкой детей, предлагать им работать стоя, если им так удобно, и если это возможно).
  • соблюдение психологического климата в группе или изостудии (взаимоотношения на занятии: комфорт, сотрудничество, учет возрастных особенностей); наличие эмоциональных разрядок (шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, в начале занятия, подбадривающие слова в процессе выполнения задания).
  • наличие мотивации деятельности детей на занятии (внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент; стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу).
  • оформление интерьера кабинета должно соответствовать нормам Санпина: стены, обои, шторы пастельных тонов, соблюдение правил техники безопасности, которые направлены на предупреждение травматизма, и санитарно-гигиенических требований (следить за чистотой, температурой и свежестью воздуха, освещением кабинета изостудии).

 

Продумывая занятия, необходимо спланировать, как можно больше использовать зрительно-пространственную активность детей. Достигается это за счет максимального удаления от глаз ребенка дидактического материала. Дети всматриваются вдаль и тем самым снижают напряжение с глазных мышц. Способствует расширению зрительно-двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров.

 

Важной особенностью при проведении занятий по художественно-эстетической деятельности дошкольников является использование элементов цветотерапии: доска зеленого цвета, выполнение эскизов желтым мелом и т.д., это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости, концентрации внимания.

 

Из опыта работы с нетрадиционными материалами, такими как: поролон, восковые мелки, гофрированная бумага, листья деревьев, пряжа, могу сделать вывод, что использование их позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребенка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию детей. А нетрадиционные способы рисования: монотипия, кляксография, рисование пальчиками, ладошками, и т.д. развивают мелкую моторику руки, вызывают целый комплекс эмоций, помогают проявить характер ребенка, его индивидуальность.

 

Следует помнить, что при длительном рисовании, лепки необходимо проводить с детьми упражнения для мышц рук, пальчиковую гимнастику, дошкольники с удовольствием воспринимают музыкотерапию. Поэтому на занятиях по рисованию, лепке рекомендуется использовать классическую и современную мелодичную спокойную музыку, у детей сразу поднимается настроение, они становятся более спокойными, увлеченными творческим процессом.

 

При выборе тематики нужно обратить внимание на такие темы как: «Дети делают зарядку», «Мы любим спорт», «Мои олимпийские игры», «Зимние забавы» и другие темы, отражающие стремление детей и взрослых быть здоровыми, заниматься спортом, вести активный образ жизни.

 

С целью приобщения детей к здоровому образу жизни воспитатели вместе с детьми могут создать «Уголок здоровья», где представлена наглядность (схемы, рисунки, плакаты), которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование мировоззрения ребенка. В «Уголке здоровья» в различной форме могут быть представлены правила здорового образа жизни, схемы ухода за зубами, кожей и др.

 

Таким образом, содержание работы по приобщению детей к здоровому образу жизни может и должно решаться средствами изобразительной деятельности.

 

Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности и его здоровья:

 

  • формирование уверенности в себе, в своих способностях,
  • самоидентификации в творческой деятельности,
  • целенаправленность деятельности в целом,
  • укрепление здоровья детей.

 

Все мы, взрослые: родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми.

 

Автор: Меркулова Наталья Владимировна, воспитатель МДОУ ЦРР – детский сад № 44 «Колокольчик», г. Серпухов



Добавить комментарий | Комментариев к новости "Здоровьесберегающие технологии на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ" уже 0:



  • Источник: https://masterclassy.ru/
  • 20.04.2014
  •   Просмотров: 9 880


Электронная книга "Лучшие мастер классы по рукоделию".

Для того, чтобы получить книгу, вам нужно просто ввести ваш EMAIL и ИМЯ в форму ниже.

После этого нажмите кнопку “Получить книгу”.


Мы обещаем, что Ваши данные в полной безопасности.
Дополнительную информацию Вы найдёте в наших
Правилах хранения личных данных.

«Мастерклассы» © 2011-2017.
Все статьи на сайте авторские, копирование строго запрещено. При частичном цитировании прямая индексируемая ссылка на сайт «Мастерклассы» обязательна.



Советуем почитать
Загрузка...




Комментариев к новости "Здоровьесберегающие технологии на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ" Уже: 0

Внимание! Запрещено использование выражений в нецензурной и оскорбительной форме. HTML-теги и URL запрещены.

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Мы обещаем, что Ваши данные в полной безопасности. Дополнительную информацию Вы найдёте в наших Правилах хранения личных данных.