Использование информационных технологий для развития творческих способностей обучающихся в системе дополнительного образования
Предлагаю вашему вниманию итоговую работу после окончания курсов повышения квалификации по теме: "Использование информационных технологий для развития творческих способностей обучающихся в системе дополнительного образования".
Представлена система деятельности педагога дополнительного образования объединения «Стиль» на примере темы учебной программы: «Творческая модель в коллекцию», тема занятия: «Изготовление аксессуаров».
Целевая аудитория: учащиеся 5-6 классов (11-12 лет)
Сроки создания данной системы: всего: 2 года, с февраля 2013 по май 2015года.
Место реализации - ГБОУ СОШ №4 СП Дом детского творчества
Актуальность данной работы состоит в том, что в последние годы особое внимание обращено масштабности внедрения и применения информационных технологий, в частности, в дополнительном образовании детей. В настоящее время одним из направлений модернизации развития образования выступает процесс информатизации системы образования, а также процесс внедрения в учебный процесс комплекса разнообразных информационных технологий.
Основными задачами информатизации являются обеспечение доступности, качества и эффективности предоставления образовательных услуг в образовательных учреждениях, а также создание условий для поддержки системного внедрения и активного использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе.
Дополнительное образование является сложной педагогической системой. Ее оптимальное функционирование зависит от множества факторов, но главным образом от педагогического мастерства учителя. Совершенствование педагогического мастерства учителей является главным условием дальнейшего повышения качества учебно-воспитательной работы и приведения ее в соответствии с требованиями жизни в условиях модернизации российского образования.
Как показывает проведенный анализ, большинство занятий педагогами дополнительного образования моделируется в традиционной монологической форме по классической классно-урочной схеме. Преобладает тенденция подражания школьному образованию, формальное использование традиционных образовательных технологий. А это необходимо преодолевать, используя преимущества системы дополнительного образования. В связи с этим необходимо переориентировать образовательную деятельность.
Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.
Последнее положение согласуется с социальным заказом государства, сформулированном в Законе РФ «Об образовании»: «общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся», следовательно, необходимо создать условия для включения каждого ребенка в естественные виды деятельности, создать благоприятную среду для его развития.
Модернизация российского образования определяет перспективы развития воспитания и дополнительного образования детей и молодежи на современном этапе – достижение нового современного качества образования, его индивидуализация и дифференциация.
На основе изучения различных документов, таких как: Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. и др., можно сделать вывод о важности модернизации информационной среды образовательного учреждения (совершенствование инфраструктуры учреждения, внедрение современных информационных технологий, формирование виртуальной образовательной среды учреждения; развитие; информатизация образовательного процесса и т.д.).
Развитие региональной системы дополнительного образования детей осуществляется в соответствии с современными приоритетами государственной политики в области образования и в рамках действующего законодательства Российской Федерации, которое в последние годы претерпевает существенное обновление. Дополнительному образованию детей уделяется особое внимание в Указах Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
Анализ результатов педагогической деятельности, анализ теории и практики внедрения информационных технологий в учреждения дополнительного образования детей позволило выявить три группы проблем:
- освоение информационных технологий педагогами, их подготовка к новому типу деятельности;
- внедрение информационных технологий в практику;
- подготовка детей к работе в условиях применения информационных технологий.
Для педагогов:
- Мотивация педагогов на освоение новшеств в образовательном процессе, апробацию новых методов и приемов обучения и воспитания детей.
- Предоставление педагогам всесторонней и актуальной информации о современных информационных технологиях обучения и воспитания детей.
- Формирование умений применять информационную технологию или ее элементы в практической работе.
- Формирование умений проектировать учебное занятий в соответствии с концепцией осваиваемой информационной технологии.
Для учащихся:
- обучающийся должен уметь четко определить цель, определить шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы;
- воспитанник должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать;
- развивать креативность и критическое мышление;
- воспитанник должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы.
Возникают противоречия:
- между требованиями новых образовательных стандартов и между уровнем оснащенности образовательного учреждения;
- между желанием педагога развивать творческие способности обучающихся через применение информационных технологий на занятиях и между уровнем подготовки учащихся.
На основе проведенного анализа и выявленных противоречий можно сформулировать существующую профессиональную проблему: недостаточно разработана система внедрения информационных технологий в образовательный процесс объединения «Стиль».
Для решения существующей профессиональной проблемы необходимо сформулировать цель, поставить задачи и представить ожидаемые результаты по внедрению в образовательный процесс информационных технологий.
Цель данной работы – создание системы деятельности педагога дополнительного образования, направленной на развитие творческих способностей учащихся через внедрение в образовательный процесс информационно- коммуникативных технологий.
Задачи:
- Внедрить в образовательный процесс информационные технологии;
- Описать новый образовательный результат, сформированный у обучающихся в процессе внедрения информационных технологий;
- Охарактеризовать изменения средств обучения и контроля в образовательном процессе;
- Охарактеризовать изменения в условиях, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов;
- обеспечить учащимся необходимые условия для личностного развития и развития творческих способностей;
Ожидаемые результаты.
Применение информационных технологий на занятиях позволит:
- развивать компетенции самоменеджмента, информационной, коммуникативной;
- учащимся самостоятельно работать со специальной литературой, осуществлять поиск и обработку информации для выполнения проектов;
- заинтересовать обучающихся в результатах своего труда;
- сформировать умения учащихся по выполнению комплексных работ при изготовлении моделей одежды;
- сформировать навыки и умения самостоятельно выбрать и изготовить творческую модель, исправить дефекты в одежде;
- повысить их творческую активность, мотивацию к деятельности;
- активизировать обучающихся для участия в различных конкурсах, выставках;
Использование информационных технологий при обучении декоративно-прикладному искусству открывает перед учащимися огромные творческие возможности, способствует разностороннему развитию детей, активизации их познавательного интереса, формированию основ информационной культуры, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению.
У педагога появляется возможность внедрять новые, нетрадиционные формы организации учебного процесса, широко использовать методы активного, деятельностного обучения при организации творческой работы учащихся.
Основная часть
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией. (Материал из Википедии — свободной энциклопедии)
Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности, а также это итог создания субъективно нового.
«Творчество – это креативная направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды» (Абрахам Маслоу американский психолог). Творческой деятельностью, пишет Л.С. Выготский, мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно – будет ли это вещью мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.
Творческая деятельность - это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, расширяющая пределы человеческих возможностей.
Исходной точкой творчества является активность и самостоятельность, оригинальность и гибкость, склонность и умение фантазировать, способность человека направлять свою внутреннюю энергию на решение каких-либо проблемных задач, способность самостоятельно ставить новые задачи.
Таким образом, анализ теоретических и эмпирических исследований дал нам возможность определить наиболее эффективные условия для формирования творческой личности:
1. Признание безусловной ценности ребенка.
В учреждении дополнительного образования детей создаются условия для развития, способствующие творчеству, если позволяют ребенку ощущать свою значимость и самоценность во всех проявлениях, независимо от его состояния и поведения в прошлом или настоящем. Такое отношение возможно лишь при искренней вере в потенциальные возможности ребенка, веры безо всяких условий.
2. Создание обстановки безоценочного принятия ребенка, ситуаций, в которых отсутствует внешнее оценивание. Когда мы перестаем судить о ребенке с точки зрения нашей собственной системы ценностей, мы способствуем творчеству. Ведь оценивание всегда воспринимается как угроза, приводящая к необходимости прибегнуть к одной из защит, что означает невозможность осознания определенной части опыта. Отсутствие оценивания не означает, что педагог дополнительного образования никак не реагирует на то, что ребенок произвел.
Можно сказать: «Мне не нравится твой поступок. Я огорчена», - и это будет конструктивнее и эффективнее следующего. «То, что ты делаешь - это плохо. Ты дурно поступил». Действие, поступок - лишь одно из многих проявлений личности. И они никак не тождественны. Никогда нельзя оценивать личность ребенка в целом негативно, это отдаляет его от возможности быть творческим.
3. Творчество развивается при условии предоставления ребенку свободы выражения. Это означает, что педагог дополнительного образования, занимающийся развитием, должен способствовать выражению самого сокровенного у ребенка, его мыслей, чувств, состояний и действий. Это создаёт условия для открытости, а также для причудливого и неожиданного сочетания образов, понятий и значений, что является частью творчества.
4. Креативность способна развиваться и реализовываться через проявление собственной индивидуальности ребенка. И в этом контексте важна разрешающая и поощряющая, активизирующая исследовательскую деятельность ребенка позиция взрослых. Иными словами, позиция, обеспечивающая психологическую безопасность, физическую и эмоциональную поддержку ребенку со стороны взрослых. Выражать позитивные ожидания, надежду на успех, веру в способность ребёнка к достижению надситуативных целей.
5. Творчество начинается в игре. Именно в ней развиваются такие важные предпосылки креативности, как интерес, воображение, формируется умение проявлять свою творческую инициативу, активизируются процессы, формирующие наглядно-образное мышление, в основе которого лежит манипулирование образами. И здесь необходима помощь взрослого в организации и в реализации замысла игры, стимулирования их разнообразия. Именно предоставление ребенку свободы для игры, фантазии, перехода от реального мира к воображаемому оказывает решающее влияние на развитие его способности к переживанию интереса, удивления, ситуации новизны.
Таким образом, семья, школа, внешкольное учреждение призваны сформировать в ребенке потребность в новом - в новых впечатлениях, новых формах самовыражения. Ценностью для учащихся должны стать инициативность, индивидуальность, потребность в саморазвитии, самоорганизации, самодеятельности и самостоятельности.
Творческую личность может развивать творческая личность. Проблема педагогического творчества до недавнего времени в большей степени была предметом изучения психологической науки. Педагогический аспект проблемы нашел отражение в работах таких авторов, как В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, В.П. Пархоменко, М.М., Поташник, Р.Х. Шакуров и др. Педагогическое творчество рассматривается в основном в направлении изучения сущности и специфики педагогического опыта и мастерства педагога дополнительного образования. Сегодня стержневыми направлениями развития педагогической практики являются творческие приемы обучения, обучение творчеству и посредством творчества, что составляет значительный аспект научного познания.
Центральной фигурой любого творческого процесса является личность творца, которая признается за таковую сообществом, в котором она функционирует. В центре педагогического процесса в учреждении дополнительного образования детей на современном уровне развития системы обра зования стоит талантливая личность ученика, обучаемого творческим педагогом.
Стиль взаимоотношений педагога и ребенка иной, чем был еще несколько лет назад. В нем присутствует мотив ответственности обеих сторон. Педагог отвечает за должный образовательный уровень своего ученика, а ученик отвечает за свою готовность и подготовленность к продолжению обучения, за свою образованность и воспитанность. Обоюдная ответственность в процессе обучения определяет раз витие творческих качеств педагога и учащегося.
Таким образом, среда учреждения дополнительного образования детей может обеспечить вышеназванные условия, которые станут стимулами развития творческого потенциала личности обучающегося. В условиях учреждения дополнительного образования творческая деятельность не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит для ребенка бесследно, так как совершенствуются его качества как творческой личности.
Характерно, что творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого решения. В художественно-прикладном или техническом творчестве это означает создание новых произведений искусства, техники или оригинальную интерпретацию уже существующих образцов.
В связи с этим различают следующие обобщенные творческие способности личности:
- самостоятельное видение проблемы;
- умение перенести знания, умения, навыки в новую ситуацию;
- видение новой стороны в знакомом объекте;
- умение комбинировать, синтезировать ранее усвоенные способы деятельности в новые.
Целенаправленное развитие способностей детей, формирование у них профессионально важных качеств личности предполагает использование в практике дополнительного образования детей современных педагогических технологий.
Для того чтобы активизировать учебный процесс и оптимально использовать возможности обучающихся необходимо использование презентаций:
- Проведение презентаций на занятиях при объяснении нового материала: заранее созданная презентация заменяет демонстрационный материал при объяснении нового материала. Например при изучении темы занятия «Изготовление аксессуаров» я использую презентацию, в которую входит мастер- класс по изготовлению рюкзака. Так же разработан мастер класс по изготовлению бархотки. Необходимо разработать мастер класс по изготовлению других аксессуаров, таких как пояс, украшения на шею, изготовление сумочек.
- Наглядная демонстрация процесса (пошаговая инструкция), которую невозможно или достаточно сложно провести с помощью инструкционных карт или образцов поузловой обработки. Например по теме занятия «Изготовление аксессуаров» я разработала пошаговую инструкцию по изготовлению бархотки.
Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов:
- подготовка учениками (самостоятельно или в группе) презентации для сопровождения собственного доклада;
- создание фотоальбомов как отчетов о проведенных группой учеников исследованиях в рамках деятельности по проекту.
Совместное изучение источников и материалов по программе.
Например, просмотр документальных фильмов и телепередач. Я использую на занятиях документальный фильм «История моды».
Для закрепления материала. Я использую фотографии мастер классов, где учащиеся должны расставить последовательность выполнения работы. Например фотографии мастер класса по изготовлению рюкзака. На этапе контроля и самоконтроля. Детям предлагается возможность самим проверить свои знания. Причем, если ответ не верный, можно вернуться и исправить ошибку.
Имея в арсенале работы учебные тренажеры по декоративно-прикладному творчеству (созданные самой или позаимствованные у коллег-педагогов в Интернет-сообществе), мы можем подготовить занятие, учитывая индивидуальные особенности процесса усвоения материала каждым учащимся (дифференцированный и индивидуальный подход). А они у наших детей действительно разные. Ребенку дается возможность работать в приемлемом для него темпе, соответственно уровня его актуального развития, но при этом чувствовать себя таким же успешным, как и остальные сверстники.
Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе.
Тема пособия: «Изготовления рюкзака» по теме образовательной программы: «Изготовление аксессуаров».
Возраст целевой группы: учащиеся 5-6 классов
Цель пособия: Ознакомление учащихся с технологией изготовления рюкзака различными способами.
Задачи пособия:
- научить учащихся осознанно выполнять трудовые приемы правильно и последовательно;
- закрепить знания, умения и навыки учащихся по поузловой обработке рюкзака;
- воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплину, активность.
Алгоритм работы со слайдами.
Представляю вашему вниманию технологическую последовательность по изготовлению рюкзака.
Инструменты и материалы для изготовления рюкзака.
Берем старые джинсы, разрезаем их по шаговому шву и складываем штанину поперек до карманов, отрезаем. У нас получается прямоугольник (это и есть наш рюкзак).
Раскладываем получившийся прямоугольник на столе, лицевой стороной вверх и приступаем к украшению нашего рюкзака. Здесь мы используем свою фантазию и набранные материалы для работы. Мы можем украсить его самодельными цветами, расшить пуговицами или пайетками, украсить бантиками из ленточек и т. д.
Затем складываем рюкзак лицевой стороной вовнутрь и сшиваем боковые швы на расстоянии 1 см. от края. Затем, где будет дно прострачиваем уголки. Они нужны, чтобы придать рюкзаку объем. Затем с украшенной стороны обрабатываем петельку для завязки. Подгибаем верх рюкзака и прострачиваем его на расстоянии 3 см. от края.
Выворачиваем рюкзак налицо. В верхнюю кулиску, через обработанную петельку, с помощью булавки провздеваем атласную ленту.
На обратную сторону рюкзака настрачиваем лямки из атласных лент.
Вот такой у нас получился рюкзак!
За участие в Интернет конкурсе на сайте masterklassy.ru за эту работу получена грамота.
Контрольно-оценочный блок.
На этапе контроля по этой теме учащимся предлагаются фотографии мастер класса по изготовлению рюкзака в различном порядке, а они должны выстроить правильную технологическую последовательность. А так же эта работа отправляется на Интернет конкурс, где занимает призовое место.
А так же эта работа участвует в выставке, проводимой в конце года внутри объединения «Стиль»
Оценка устного ответа обучающегося.
Критерии:
- Полнота и правильность ответа.
- Степень осознанности, понимания изученного. Критерии понимания: выполнение практических действий на основе изученного материала; умение словесно его передать, логически построить и перестроить, доказать, обосновать.
- Языковое оформление ответа: богатство и разнообразие используемой лексики, синтаксических конструкций; умение излагать материал последовательно, с учетом литературных норм языка.
Оценка. Критерии оценки
- «5» Изученный материал излагается полностью с верным определением основных понятий. Понимание материала, обоснование суждений, практическое применение знаний. Последовательное оформление материала с учетом литературных норм языка
- «4» Допускаются ошибки в изложении материала, но самостоятельно исправляются. Обоснование суждений с помощью учителя 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении материала
- «3» Неполное изложение материала, неточности в определении понятий или формулировке правил Неглубокое обоснование суждения, неумение практически использовать знания. Непоследовательное изложение материала; ошибки в языковом оформлении
- «2» Незнание большей части изучаемого или полное незнание. Неумение обосновать суждение, практически использовать знания Беспорядочное, неуверенное изложение, неумение пользоваться языковыми средствами
Оценка тестовых работ обучающихся.
- 100-90% верно выполненных заданий - оценка "5"
- От 90 до 75% верно выполненных заданий - оценка "4"
- От 75 до 50% верно выполненных заданий - оценка "3"
- Менее 50% верно выполненных заданий - оценка "2"
При оценке письменных работ обучающихся учитываются:
- степень самостоятельности работы обучающегося;
- объем работы;
- четкость, аккуратность,
- оформление работы.
Ресурсное обеспечение
- Дидактическое обеспечение: мастер-классы по темам программы, журналы мод, документальные фильмы, инструкционные карты.
- Научно-методическое обеспечение: в том числе курсовая подготовка по информационным технологии, педсоветы и мастер-классы по данной технологии.
- Психолого-педагогическое сопровождение учащихся: тестирование психолога, психологические тренинги, анкетирование.
- Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, комплекты дисков по предмету, раздаточный материал для учащихся.
- Кадровые ресурсы: учителя, прошедшие подготовку по внедрению информационных технологий.
Заключение.
Современные методы обучения с использованием информационных технологий должны быть направлены на развитие и формирование творческого самовыражения детей, на возрождение духовных ценностей, на изучение наследия народных традиций нашей культуры.
Совершенствование процесса обучения в дополнительном образовании поможет сохранить культурное наследие наших предков и одновременно введёт детей в мир современной науки и техники, активизируя связь между прошлым, настоящим и будущим. В конечном итоге, дети могут превратить свой компьютер в творческую мастерскую, создавая свои авторские, творческие изделия и проекты, основанные на знаниях народных традиций.
Выводы.
Настало время существенно преобразовывать систему дополнительного образования. Обращение к современным информационным технологиям обусловлено необходимостью повышения качества обучения детей в дополнительном образовании, разработки новых учебных программ, соответствующих современному техническому прогрессу.
Исследование использования новых педагогических технологий при организации деятельности учреждения дополнительного образования детей позволяет утверждать, что они являются одним из самых мощных средств социализации личности обучающегося, поскольку способствуют развитию таких личностных новообразований как активность, самостоятельность и коммуникативность обучающихся.
Автор: Уваровская Екатерина Александровна, педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ №4 СП Дом детского творчества