Конспект познавательного занятия по теме «Зимнее настроение»
Предлагаю вам конспект познавательного занятия «Зимнее настроение» для детей с ограниченными возможностями здоровья 10-12 лет. Данная работа будет полезной педагогам дополнительного образования, работающим с детьми с ограниченными возможностями. Занятие направлено на развитие у детей творческих способностей, фантазии, эстетического воспитания.
Цель: Создание условий для формирования положительного эмоционального отношения к произведениям живописи.
Задачи:
- Формировать знания детей о пейзажной живописи, художниках-пейзажистах.
- Развивать умения давать эстетические оценки, соотносить по настроению образцы живописи, музыки, поэзии.
- Развивать творческие способности, фантазию, воображение.
- Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к родине, природе через изобразительное искусство, музыку, поэзию.
- Обогащать словарный запас детей (жанр, пейзаж, живопись, чародейка, лазурь).
Демонстрационный материал для проведения познавательного занятия «Зимнее настроение»:
- репродукции картин И.Вельц «Иней», И.Грабарь «Февральская лазурь»;
- музыкальные записи А.Вивальди «Зима», П.Чайковского «Февраль. Масленица»;
- выставка рисунков о зиме.
Раздаточный материал:
- Бумага для рисования,
- гуашь,
- кисти,
- ленточки для танца.
Методические приемы:
- беседа-диалог,
- рассматривание репродукций и беседа по ним,
- тематическая физкультминутка,
- продуктивная деятельность детей,
- выставка творческих работ,
- рефлексия.
Структура занятия:
- Организационный момент (1-2 мин.)
- Изучение нового учебного материала (8 мин.)
- Оздоровительный этап занятия (2-3 мин.)
- Творческий этап занятия (12-15 мин.)
- Итоги занятия. Рефлексия (2-3 мин.)
Познавательное занятие «Зимнее настроение»
Ход занятия:
1. Организационный момент (1-2 мин.)
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: готовность детей к учебной деятельности.
Цель, которая должна быть достигнута педагогом: создание атмосферы дружелюбия, позитивного эмоционального фона.
Задача: подготовка детей к работе.
Дети подходят к выставке детских работ, рассматривают рисунки.
Педагог: Ребята, вы рассмотрели рисунки на выставке. Какое время года изображено? (Зима)
- Вам нравится зима? Почему?
- Все зимние дни похожи один на другой?
- В каком жанре живописи созданы эти рисунки? (Пейзаж)
Художники изображают зиму красками. Поэты, композиторы передают настроение зимы в стихах и музыке. Об этом мы узнаем сегодня на занятии.
2. Изучение нового учебного материала (8 мин.)
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: познакомиться с произведениями живописи, поэзии, музыки на тему «Зима».
Цель, которая должна быть достигнута педагогом: создание условий для возникновения у детей потребности включиться в учебную деятельность.
Формирование у детей познавательной активности, эмоциональной отзывчивости.
Задачи:
• Познакомить детей с произведениями живописи, поэзии, музыки на тему «Зима».
• Формировать у детей умение различать оттенки настроений в произведениях искусства.
Педагог демонстрирует картину художника Ивана Вельца «Иней»
- Что изображено на картине? (Зимний лес)
- Какая картина по настроению? (Тихая, спокойная)
- Холодные или теплые оттенки использовал художник? (Холодные)
Педагог корректирует ответы детей, подводит к правильному ответу.
- Снег может создавать ощущение спокойствия, тишины, неподвижности. Красив укрытый снегом зимний лес, хотя нет в нем ничего яркого, броского. Послушайте стихотворение, которое передает настроение этой картины.
Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит…
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
(Ф.Тютчев)
Педагог предлагает послушать фрагмент музыкального произведения «Зима» А.Вивальди.
- Какую зиму вы представляете, слушая эту музыку? (Красивую, блестящую, сверкающую. Падает мягкий снег, сверкают, кружатся снежинки).
- Эта музыка изображает спокойную зиму.
- А теперь послушайте другую музыку.
Звучит аудиозапись пьесы «Февраль. Масленица» П.Чайковского.
Педагог демонстрирует картину художника Игоря Грабаря «Февральская лазурь»
- Почему картина называется «Февральская лазурь»? (Потому что небо яркое, голубое)
- Какого цвета снег на солнце?
- А в тени?
- Что вы чувствуете, глядя на картину?
- Послушайте стихотворение, которое передает настроение этой картины.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
(С.Есенин)
Когда вы смотрели на картину, звучала яркая, радостная музыка. Как вы думаете, она передает характер этой картины? Вам доставило радость это произведение?
3. Оздоровительный этап занятия (2-3 мин.)
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: оздоровление.
Цель, которая должна быть достигнута педагогом: создание условий для оздоровительной процедуры, формирование воображения, фантазии.
Педагог: ребята, а сейчас попробуйте передать в движении, пластике, танце передать характер звучащей музыке, ее настроение.
Дети берут белые и серебряные ленточки и под музыку создают собственные танцевальные композиции.
Результат: снятие усталости и повышения работоспособности.
4. Творческий этап занятия (12-15 мин.)
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: закреплять умения пользоваться красками, кистью, уметь различать холодные и теплые оттенки.
Цель, которая должна быть достигнута педагогом: создание условий для творческой деятельности. Организовать выполнение творческой работы на закрепление полученных знаний и умений.
Задачи:
- Формирование умений использовать разнообразные цвета и цветовые оттенки в изображении природы.
- Закреплять умения ориентироваться в пространстве листа бумаги.
Педагог: Ребята, мы посмотрели две разные по настроению картины: одну тихую, спокойную, другую – радостную, праздничную. А теперь нарисуйте свою картину зимы. Какая она будет у вас?
Дети подходят к столам и приступают к рисованию. Звучит музыка. В процессе выполнения работы проводится динамическая пауза для снятия напряжений с глаз.
«Елка»
Вот стоит большая елка,
Вот такой высоты.
У нее большие ветки.
Вот такой ширины.
Есть на елке даже шишки,
А внизу – берлога мишки.
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу.
Выполняют движения глазами. Посмотреть снизу вверх. Посмотреть слева направо. Посмотреть вверх. Посмотреть вниз. Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз.
Оформляется выставка детских работ «Какая она, зима?»
5. Рефлексия (2-3 мин.)
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: давать оценку своей работе и работам сверстников.
Цель, которая должна быть достигнута педагогом: подвести итоги работы детей.
Дети оценивают свою работу и работы сверстников. Педагог благодарит за работу на занятии.
Задает вопросы:
- Что вы узнали нового?
- С какими новыми словами вы познакомились?
- Что вы делали на занятии?
- Что вам больше всего понравилось?
На этом познавательное занятие «Зимнее настроение» завершается.
Автор: Николаенко Светлана Владимировна, педагог дополнительного образования КГБУСО «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Родник» г. Бийска