Внедрение ФГОС в образовательный процесс. Предмет технология

Предлагаю вашему вниманию материал по внедрению новых стандартов обучения в процесс преподавания предмета технология. Материал будет полезен для учителей технологии, преподающих в 4-8 классах, при составлении пояснительных записок и составлении планов уроков технологии для девочек.

Каково бы не было время, какими бы эмансипированными и развитыми не были современные дети, они все равно остаются детьми. Шустрыми и застенчивыми, лентяями и почемучками, забывающими принести нужную тетрадь, но прихватившими в школу новый гаджет. Каждый предмет, изучаемый ребенком в школе важен для всестороннего развития и взросления его как личности. Часто можно услышать такие слова: «Ну, зачем мне эта геометрия, физика, технология?

Я буду юристом, буду много получать денег и ничего не делать!». Такие слова сказанные малышом 2-3 лет вызывают улыбку, а вот слетевшие с уст 8-9 классников немного коробят. Как бы ни хотелось, ничего не делать, но делать придется и много и самостоятельно. На это  и направлена новая программа и новые стандарты образования.

Внедрение ФГОС в образовательный процесс

Мой предмет – технология, и я убеждена, что он очень нужен подрастающему поколению. Где, как ни на моих уроках проявить все свои таланты и способности! Застенчивый ребенок расскажет все прекрасной вышивкой, шумный раскопает интересную информацию  про кока-колу и чипсы, в красках расскажет одноклассникам, те ужаснутся и все дружно на перемене пойдут покупать молочный  коктейль и пирожки, (уже менее вредно). Ведь «технология» - это наука о жизни, труде и  действиях.

За всей кажущейся простотой предмета стоят глубокие цели изучения, это:

  • приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
  • первоначальный опыт практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико- технологическими умениями и проектной деятельностью;
  • формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Основные задачи курса:

  • духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
  • развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями и  производственными предприятиями;
  • развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям другого человека;
  • формирование целостной картины мира на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания  предметного мира  и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков; осмысление этапов производственных процессов и использование их при изготовлении изделий в проектной деятельности;
  • развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи с жизненным опытом и системой ценности ребенка, а так же на основе мотивации достижения успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
  • формирование на основе овладения культурой проектной деятельности.

Сформированные технологические навыки выполнения операций, знание и использование последовательности этапов выполнения работы, четкое соблюдение алгоритмов, умение следовать правилам дают школьнику возможность не только грамотно выстраивать свою деятельность при выполнении изделий на уроках технологии, но и активно пользоваться ими в учебной и внеурочной деятельности, дома, в кружках и секциях. Планомерная работа в данном направлении может стать опорой для развития у ребенка универсальных учебных действий.

Хочется остановиться на задачах духовно-нравственного развития личности гражданина России и их реализации в учебном процессе.

1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, народ и историю. Происходит знакомство учащихся с технологическими процессами современных производств, продукцией, которую они выпускают, современными материалами и инструментами, профессиями людей. Включается материал по истории развития производств  в  России и их дальнейшая судьба. Предлагаются темы для развития производств  в будущем.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Продолжается знакомство с деятельностью человека в различных сферах таких как: «Человек и земля», «Человек и воздух», «Человек и вода», «Человек и информация».

Каждый раздел может включать как исследовательскую, познавательную , так и практическую работу. Например, при изучении темы «Человек и земля» не лишним будет напомнить о пользе цветов и деревьев и о людях, создающих и поддерживающих эту красоту. Предложить разработку проекта по благоустройству школьного участка.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуры других народов. В данном вопросе помогает проектная деятельность, которая в полной мере осуществляет идею коллективной работы, в процессе которой и происходит формирование взаимопонимания, уважения и сотрудничества.

4. Принятие и осмысление социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Практическая направленностьматериала позволяет осмыслить значение своего труда и других людей. Совместная работа над изделием, практическое применение изделия в качестве сувенира, украшения для дома, использование результатов предыдущей работы способствуют формированию у учащихся мотивации достижения успеха.

5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. В ходе работы над различными проектами и изготовлению изделий учащиеся составляют композиции, оформляют изделия по собственному замыслу, ищут разные варианты применения материалов, экспериментируют с новыми тканями, учатся ценить денежные и трудовые ресурсы. Познают первые радости и преодолевают трудности.

6. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизниНа протяжении всего обучения учащиеся знакомятся и запоминают правила безопасного владения и использования различных инструментов и приспособлений, учатся подготавливать и убирать рабочее место, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль.

7. Развитие самостоятельности и личной ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах социальной справедливости и свободе.

Творческая, проектная деятельность подразумевает индивидуально-групповую работу, направленную  на самостоятельное выполнение поставленных задач, причем вся система обучения направлена на то, что бы ученик смог сам эти задачи и поставить и реализовать. А  если возникнут трудности, понять причину их возникновения, устранить ошибки, сделать соответствующие выводы и закончить работу.

Любое обучение принято судить по результатам. Новый стандарт вводит  понятие предметных, метапредметных и личностных результатов. Предметные результаты: общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Конструирование и моделирование. Практика работы на компьютере и проектная деятельность.

Метапредметные: регулятивные, познавательные  и коммуникативные.

Личностные результаты: самые главные, дающие ученику почувствовать свою значимость и причастность к современному миру. Есть большой список того, чему учащиеся  должны научиться и чему получат возможность научиться  самостоятельно. По совокупности  данных результатов производиться оценка выполненных работ, что дает возможность учителю более полно и грамотно эти работы оценить.

Вся выстроенная система преподавания не будет давать результатов, если учитель не сможет донести до учеников, что знания нужны им самим, и не научит, как эти знания добывать, а главное  применять в жизни. Не секрет, что технический прогресс очень упростил и облегчил жизнь человека, но за полученными благами стоят годы работы не одного поколения и для преодоления новых задач и достижений нужны новые знания и труд.

Ведь без этих составляющих не будет ни благ, ни прогресса. Да и элементарные знания по кулинарии или ведению семейного бюджета, полученные в школе, могут  спасти  в дальнейшем семейные и личные отношения.

Автор: Лицова Лилия Александровна, учитель технологии МБОУ СОШ № 174 г. Казани.

  • 25.08.2014
  •   Просмотров: 3 722

«Мастерклассы» © 2011-2016.

Комментариев к новости "Внедрение ФГОС в образовательный процесс. Предмет технология" Уже: 0