» » » Конспект урока по технологии в 5 классе по теме «Лоскутная пластика»

Конспект урока по технологии в 5 классе по теме «Лоскутная пластика»


Предлагаю вниманию учителей конспект урока по теме «Лоскутная пластика» по учебному предмету «Технология». Данная учебно-методическая разработка будет интересна учителям технологии, развивающим в процессе обучения умение не только «думать руками», но и выражать целенаправленную и особым образом упорядоченную систему деятельности по осмысленному применению знаний.

 

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе: творческий проект.

Межкурсовые связи с курсом ИЗО, экологии геометрии, краеведения, литературы.

Методическое оснащение урока:

 

Необходимое оборудование и материалы:

 

  • компьютер,
  • проектор,
  • ножницы,
  • кисточки,
  • клей,
  • лоскутки тканей,
  • моточки пряжи,
  • линейки,
  • карандаши,
  • старые пластинки,
  • картон,
  • альбомная бумага формата А4.

 

Дидактическое обеспечение:

 

  • презентация по теме,
  • изделия, выполненные в лоскутной пластике.

 

Методы обучения:

 

  • Формы организации познавательной деятельности учащихся: рассказ, беседа, самостоятельная работа, демонстрация, инструктаж, практическая работа, закрепление.
  • Формы работы: групповая
  • Формирование универсальных учебных действий:
  • Личностные: осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
  • Регулятивные: выполнять и корректировать практическую работу в соответствии с определением промежуточных результатов.
  • Познавательные:

 

Общеучебные:

 

  • самостоятельное формулирование познавательной цели;
  • поиск оптимальных вариантов моделирования и конструирования предполагаемого изделия;
  • самостоятельное определение алгоритма работы.

 

Логические:

 

  • анализ фактуры ткани с целью выделения главного признака, необходимого для выполнения практической работы;
  • синтез целой работы из составных второстепенных деталей;
  • обоснованный выбор критериев для сравнения.

 

Действия постановки и решения проблем:

 

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное решение проблемы для выполнения творческого задания.

 

Коммуникативные: проявлять инициативу, точно выражать свои мысли и корректно обращаться друг к другу.

Цель урока: познакомить обучающихся с одним из видов декоративно-прикладного творчества – лоскутным шитьем.

 

Задачи:

 

  • Обучающая: научить составлять схемы и эскизы аппликаций из лоскутков ткани в технике лоскутного шитья.
  • Развивающая: развитие мышления (мыслительных операций — анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать); мелкой моторики; самостоятельности, инициативы.
  • Воспитывающая: воспитание чувства гордости и уважения к чисто русскому самобытному искусству; воспитание бережливости; познавательной потребности, формирование эстетического вкуса на основе декоративно-прикладного творчества

 

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке: основной дидактический метод - метод проектов (проблемно-исследовательский)

 

Частные методы и приемы:

 

  • словесно-иллюстративные,
  • мозговой штурм,
  • самостоятельная работа,
  • демонстрация,
  • инструктаж,
  • практическая работа,
  • закрепление.

 

Форма работы: групповая.

 

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования: использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся, интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

 

На данном уроке учащиеся в ходе практической работы пытаются исследовать не только различную фактур тканей, но и их цветовую гармонию для выполнения аппликации на основе разработанных эскизов и выбора лучшего. В практической работе решается проблема декорирования как вариант утилизации отходов. Описание методов оценивания, применяемых на уроке: содержательное оценивание работ, выполненных дома, самооценка и взаимооценка, бальная система оценивания.

 

Описание возможных методических вариантов урока в зависимости от аудитории:

 

  • рассказ,
  • беседа,
  • самостоятельная работа,
  • демонстрация,
  • инструктаж,
  • практическая работа,
  • закрепление.

 

Планируемые результаты:

 

Личностные:

 

  • формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении;
  • адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
  • уважение к культуре предков и чувство сопричастности к ней через материальные предметы.

 

Предметные:

 

  • создать представление об использовании в лоскутном шитье не только геометрических форм, но и элементов произвольной формы;
  • акцентировать внимание на цвете и его сочетаниях;
  • самостоятельно составлять план действий по решению проблемы.

 

Метапредметные:

 

  • развивать способность самостоятельно и осознанно организовать свою деятельность на уроке;
  • анализировать и синтезировать полученную информацию;
  • подтверждать готовность к сотрудничеству и взаимодействию в парах и группах.

 

Ход урока.

 

Мотивация и целеполагание.

Иллюстративные и дидактические материалы: наглядно-иллюстрированный материал: электронная презентация: «Лоскутная пластика», домашние практические задания учащихся. 

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная и групповая работа с классом.

 

Функции преподавателя на данном этапе: приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

- Здравствуйте, дорогие мои девочки. Сегодня нам с вами предстоит разработать и изготовить некое изделие.

- Что значит разработать и изготовить?

- А как иначе называется этот процесс?

(творческий проект)

- Зачем выполняют творческие проекты?

(чтобы решить какую-либо проблему)

 

- Внимательно посмотрите на слайды и ответьте, какую же проблему вам сегодня предстоит решить на уроке?

- Вы уже работали с «мусором». Расскажите, как называется ваша работа, и какую проблему вы решили? 

- Где можно использовать ваши работы?

Приёмы и формы работы: фронтальная работа с классом по слайдам презентации и домашним работам учащихся.

 

Первичное усвоение знаний. Иллюстративные и дидактические материалы: наглядно-иллюстративный материал: образцы тканей и изделий, электронная презентация: “Лоскутная пластика», образцы готовых изделий, мини - проект «Волшебный сундучок».

 

Форма организации деятельности обучающихся: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

 

- Мусор бывает разным. К отходам можно отнести и остатки пряжи, ткани, разной фурнитуры… 

- Можно ли что-нибудь выполнить из такого мусора?

- А какая проблема может быть решена?

(Совместное формулирование проблемы «Декорирование как вариант утилизации» 

- Посмотрите на свои столы и скажите - то, что у вас лежит на столах, кроме инструментов.

- Можно сказать, что это мусор?

- Почему?

 

Функции преподавателя на данном этапе: рассказ, беседа, демонстрация.

 

В XVI век протопоп Благовещенского кремлевского собора Сильвестр собрал поучения и наставления по ведению домашнего хозяйства в книгу «Домострой». В главе о рукоделии предписывает: «Если случится одежду какую кроить себе и жене или детям и работникам… так уж сам господин с госпожой смотрят и подбирают товар, остатки же и обрезки хранят. Остатки же и обрезки разные ко всему пригодятся в домашнем деле, заплатку поставить на обветшавшей одежде, или новую удлинить, или какую из них починить». Не с этих ли заплат и желания продлить жизнь вещей началось лоскутное шитье в России?

 

Считается, что лоскутное шитье появилось на Востоке. В захоронениях Египта, Китая, междуречья найдены простеганные в несколько слоев халаты и одеяла.

 

Лоскутное шитье было очень распространено и в Англии, а оттуда с переселенцами попало в Америку и стало называться словом пэчворк

 

Из-за нехватки ткани женщины овладели искусством практически из ничего создавать красивые и нужные вещи. Главное, надо было подбирать лоскутки по цвету и фактуре. Чтобы лоскутки не портились и не смешивались в общей массе, их хранили в специальных сундучках, так как главный принцип в работе с лоскутом – чтобы все было под рукой!

 

Необходимые инструменты и материалы для работы:

 

  • ножницы портновские;
  • маленькие ножницы;
  • иголки разные по толщине и длине;
  • нитки разноцветные;
  • линейка, угольник, карандаш;
  • булавки с плоской и объемной головками;
  • портновский мелок или остаток мыла;
  • наперсток;
  • бумага, картон. 

 

А нам для работы будут еще нужны клей по ткани, старые пластинки и толстый картон.

 

- Перечислите, что можно сделать из лоскутков? 

- Из разноцветных кусочков ткани, выкроенных по шаблонам, мастерицы составляют различные художественные композиции - мозаичные узоры. В России лоскутное шитье называют еще ситцевой мозаикой. Другим направлением лоскутного шитья является аппликация. Для ее изготовления мастерицы выбирают сначала фон, а потом по нему уже из лоскутков разной формы составляют рисунок.

- Этой работой сегодня предстоит и заняться вам, поэтому у вас на столе, кроме инструментов, лежат еще и лоскутки тканей.

Удивительное и вновь вошедшее в моду рукоделие – квилтинг.

 

- Кто из вас слышал это слово? Это стеганые вещи – одеяла, модные куртки, сумки, теплые халаты, чехлы для ноутбуков и т.д. 

- Рассмотрите, что изображено на слайде?

-Обоснуйте свой вывод. Некоторые считают, что это панно, а некоторые аппликация.

- В чем разница между аппликацией и панно? (Панно имеет содержание, составлено в соответствии с основами композиционного построения, а аппликация, как правило, малосодержательна)

- На слайде вы видите… что?

Это работы художников А.Лентулова и А.Филонова. Работа А.Лентулова «Василий Блаженный» напоминает аппликацию, а работа А.Филонова «Формула весны»? Да, действительно, работа А.Филонова напоминает нам живопись в технике монотипия, когда мы с вами выполняли упражнения по подбору и сочетанию цветов?

- Вспомните, какие виды соединения цветов существуют? (контрастный и родственный).

- Перед вами лежат памятки, которые напоминают правила подбора цветовой гаммы. 

 

Необходимо отметить, что мастерицы используют даже самые маленькие кусочки тканей, создавая при этом изделия высокого художественного уровня. В наше время лоскутницы упрямо стремятся сохранить прошлое, изучить и развить его. Древние ремесла еще ярче расцветают благодаря труду и творчеству молодых мастеров и мастериц. Их секреты бережно хранятся, передаются из поколений в поколение – и ниточка, связывающая нас с далекими предками, остается целой.

 

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся создать панно в лоскутной технике из мусора, т.е. остатков ткани. А, кроме того, что есть так называемый мусор, какие знания нам еще понадобятся? Приемы и формы работы: диалог, работа в парах, группах. Активное обсуждение.

 

Физкультминутка:

 

Ручки потянули вверх,

Словно там висит орех.

(Потягивания рук кверху)

Тянем в стороны потом,

Словно обнимаем дом.

(Потягивания рук в стороны)

Ноги врозь, на пояс руки.

Влево плечи развернем.

А теперь направо. Ну-ка!

Упражненья повтори!

(Повтор упражнений с вращением туловища)

А теперь пора попрыгать,

Как зверюшки: прыг - прыг-прыг.

Кто устать боится мигом,

Кто к зарядке не привык?

 

(Повтор упражнений с постепенным переходом к ходьбе на месте)

 

Закрепление учебного материала.

 

Иллюстративные и дидактические материалы: кисточки, лоскутки тканей, моточки пряжи, линейки, карандаши, старые пластинки, картон, альбомная бумага формата А 4.

Форма организации деятельности обучающихся: разработка этапов изготовления аппликации (панно)

Совместная разработка алгоритма работы (вывести на экран и раздать инструкционные карточки) провести инструктаж по ТБ, практическая работа, закрепление. 

 

Функции преподавателя на данном этапе: помощник, координатор, организатор.

Приемы и формы работы: фронтальная, групповая работа.

 

Применение знаний в новой учебной ситуации.

 

Форма организации деятельности обучающихся: самостоятельная работа в группах. Самооценка. Взаимооценка.

Функции преподавателя на данном этапе: организатор.

Приемы и формы работы: контроль.

 

Рефлексия.

Иллюстративные и дидактические материалы: защита мини-проекта «Волшебный сундучок», демонстрация готовых работ, выполненных из остатков ткани и пряжи.

 

конспект урока по технологии в 5 классе. Лоскутная пластика

 

Форма организации деятельности обучающихся: оценка выполненной работы. Защита работ. Активное обсуждение.

 

Функции преподавателя на данном этапе: Подведение итогов урока:

 

- Расскажите алгоритм работы над проблемой.

- Подберите аргументированные доводы, что вы правильно ее выдвинули.

- Кто в вашей группе не смог справиться с заданием?

- Можно ли утверждать, что у нас в городе есть проблема утилизации.

- А вот так ее решали более умелые мастера (показ готовых работ, выполненных из остатков ткани и пряжи.

 

конспект урока по технологии в 5 классе. Лоскутная пластика

 

конспект урока по технологии в 5 классе. Лоскутная пластика

 

конспект урока по технологии в 5 классе. Лоскутная пластика

 

- Проблему использования остатков ткани решала и Аня Винокурова….

 

Защита мини-проекта «Волшебный сундучок»

 

Аня разработала и изготовила развивающую игру «Волшебный сундучок». Используя элементы игры, рассказывает сказку про Курочку Рябу, которую заканчивает словами: «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок. Волшебства бывают только в сказках, но волшебство можно сотворить своими руками, если с фантазией и умением подойти к выбранному делу»

 

Аня, помоги нам ответить:

- Что такое проект?

Проект - это "пять П":

 

Проблема

 

Проектирование (планирование)

 

Поиск информации

 

Продукт

 

Презентация.

 

 

конспект урока по технологии в 5 классе. Лоскутная пластика

 

конспект урока по технологии в 5 классе. Лоскутная пластика

 

конспект урока по технологии в 5 классе. Лоскутная пластика

  

Приёмы и формы работы: Беседа с классом, обсуждение результатов работы в парах, группах, оценка. Взаимооценка. Выставка работ.

 

конспект урока по технологии в 5 классе. Лоскутная пластика

 

конспект урока по технологии в 5 классе. Лоскутная пластика

 

конспект урока по технологии в 5 классе. Лоскутная пластика

 

конспект урока по технологии в 5 классе. Лоскутная пластика

 

конспект урока по технологии в 5 классе. Лоскутная пластика

 

конспект урока по технологии в 5 классе. Лоскутная пластика

 

Урок по технологии «Лоскутная пластика» хочется закончить стихами Павла Ефимова:

 

Я боюсь не уметь,

Ремесла не иметь,

Не кроить и не шить,

И стога не вершить,

Не работать резцом

И не стать кузнецом.

Ничего не уметь,

Как души не иметь.

 

Я знаю, что вы, девочки научитесь в жизни многому. И хочется верить, что рукоделие будет среди тех умений, которые будут в жизни для кого-то только любимое хобби, а для кого-то и ремесло.

 

Подбор и сочетание цвета

 

  • Подбирать лоскутики при дневном свете.
  • Удачно сочетаются пестрая и однотонная ткань
  • Для достижении гармонии. В композиции должно быть больше холодных оттенков.
  • Для достижения большего эффекта, в изделии должно присутствовать небольшое количество темных тканей.
  • Объедините цвета по теме работы.
  • Ткани в горошек, клетку, полоску делают работу декоративной.
  • При окончательной отделке работы, старайтесь не делать кайму широкой.

 

План работы

 

  • Рассмотреть лоскут, определить его фактуру и цветовое сочетание.
  • Выбор формата будущей работы.
  • Мозговой штурм.
  • Выбор лучшей идеи.
  • Перевод рисунка на кальку.
  • Изготовление шаблонов из картона
  • Изготовление элементов панно по шаблонам.
  • Сборка готовых шаблонов с помощью клея или ниток
  • Окончательная отделка готовой работы.
  • Приборка рабочего места.
  • Подготовка к защите работ.

 

Автор: Пряхина Валентина Ильинична, учитель технологии и МХК МКОУ СОШ с УИОП № 2 имени Александра Жаркова, г. Яранск, Кировская область.

 

 

 






Добавить комментарий
| Комментариев к новости "Конспект урока по технологии в 5 классе по теме «Лоскутная пластика»" уже 0:

Читайте также
Добавить комментарий:
Введите код с картинки:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив