Конспект урока по технологии в 5 классе по теме «Лоскутная пластика»
Предлагаю вниманию учителей конспект урока по теме «Лоскутная пластика» по учебному предмету «Технология». Данная учебно-методическая разработка будет интересна учителям технологии, развивающим в процессе обучения умение не только «думать руками», но и выражать целенаправленную и особым образом упорядоченную систему деятельности по осмысленному применению знаний.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе: творческий проект.
Межкурсовые связи с курсом ИЗО, экологии геометрии, краеведения, литературы.
Методическое оснащение урока:
Необходимое оборудование и материалы:
- компьютер,
- проектор,
- ножницы,
- кисточки,
- клей,
- лоскутки тканей,
- моточки пряжи,
- линейки,
- карандаши,
- старые пластинки,
- картон,
- альбомная бумага формата А4.
Дидактическое обеспечение:
- презентация по теме,
- изделия, выполненные в лоскутной пластике.
Методы обучения:
- Формы организации познавательной деятельности учащихся: рассказ, беседа, самостоятельная работа, демонстрация, инструктаж, практическая работа, закрепление.
- Формы работы: групповая
- Формирование универсальных учебных действий:
- Личностные: осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
- Регулятивные: выполнять и корректировать практическую работу в соответствии с определением промежуточных результатов.
- Познавательные:
Общеучебные:
- самостоятельное формулирование познавательной цели;
- поиск оптимальных вариантов моделирования и конструирования предполагаемого изделия;
- самостоятельное определение алгоритма работы.
Логические:
- анализ фактуры ткани с целью выделения главного признака, необходимого для выполнения практической работы;
- синтез целой работы из составных второстепенных деталей;
- обоснованный выбор критериев для сравнения.
Действия постановки и решения проблем:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное решение проблемы для выполнения творческого задания.
Коммуникативные: проявлять инициативу, точно выражать свои мысли и корректно обращаться друг к другу.
Цель урока: познакомить обучающихся с одним из видов декоративно-прикладного творчества – лоскутным шитьем.
Задачи:
- Обучающая: научить составлять схемы и эскизы аппликаций из лоскутков ткани в технике лоскутного шитья.
- Развивающая: развитие мышления (мыслительных операций — анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать); мелкой моторики; самостоятельности, инициативы.
- Воспитывающая: воспитание чувства гордости и уважения к чисто русскому самобытному искусству; воспитание бережливости; познавательной потребности, формирование эстетического вкуса на основе декоративно-прикладного творчества
Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке: основной дидактический метод - метод проектов (проблемно-исследовательский)
Частные методы и приемы:
- словесно-иллюстративные,
- мозговой штурм,
- самостоятельная работа,
- демонстрация,
- инструктаж,
- практическая работа,
- закрепление.
Форма работы: групповая.
Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования: использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся, интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.
На данном уроке учащиеся в ходе практической работы пытаются исследовать не только различную фактур тканей, но и их цветовую гармонию для выполнения аппликации на основе разработанных эскизов и выбора лучшего. В практической работе решается проблема декорирования как вариант утилизации отходов. Описание методов оценивания, применяемых на уроке: содержательное оценивание работ, выполненных дома, самооценка и взаимооценка, бальная система оценивания.
Описание возможных методических вариантов урока в зависимости от аудитории:
- рассказ,
- беседа,
- самостоятельная работа,
- демонстрация,
- инструктаж,
- практическая работа,
- закрепление.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении;
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
- уважение к культуре предков и чувство сопричастности к ней через материальные предметы.
Предметные:
- создать представление об использовании в лоскутном шитье не только геометрических форм, но и элементов произвольной формы;
- акцентировать внимание на цвете и его сочетаниях;
- самостоятельно составлять план действий по решению проблемы.
Метапредметные:
- развивать способность самостоятельно и осознанно организовать свою деятельность на уроке;
- анализировать и синтезировать полученную информацию;
- подтверждать готовность к сотрудничеству и взаимодействию в парах и группах.
Ход урока.
Мотивация и целеполагание.
Иллюстративные и дидактические материалы: наглядно-иллюстрированный материал: электронная презентация: «Лоскутная пластика», домашние практические задания учащихся.
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная и групповая работа с классом.
Функции преподавателя на данном этапе: приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
- Здравствуйте, дорогие мои девочки. Сегодня нам с вами предстоит разработать и изготовить некое изделие.
- Что значит разработать и изготовить?
- А как иначе называется этот процесс?
(творческий проект)
- Зачем выполняют творческие проекты?
(чтобы решить какую-либо проблему)
- Внимательно посмотрите на слайды и ответьте, какую же проблему вам сегодня предстоит решить на уроке?
- Вы уже работали с «мусором». Расскажите, как называется ваша работа, и какую проблему вы решили?
- Где можно использовать ваши работы?
Приёмы и формы работы: фронтальная работа с классом по слайдам презентации и домашним работам учащихся.
Первичное усвоение знаний. Иллюстративные и дидактические материалы: наглядно-иллюстративный материал: образцы тканей и изделий, электронная презентация: “Лоскутная пластика», образцы готовых изделий, мини - проект «Волшебный сундучок».
Форма организации деятельности обучающихся: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
- Мусор бывает разным. К отходам можно отнести и остатки пряжи, ткани, разной фурнитуры…
- Можно ли что-нибудь выполнить из такого мусора?
- А какая проблема может быть решена?
(Совместное формулирование проблемы «Декорирование как вариант утилизации»
- Посмотрите на свои столы и скажите - то, что у вас лежит на столах, кроме инструментов.
- Можно сказать, что это мусор?
- Почему?
Функции преподавателя на данном этапе: рассказ, беседа, демонстрация.
В XVI век протопоп Благовещенского кремлевского собора Сильвестр собрал поучения и наставления по ведению домашнего хозяйства в книгу «Домострой». В главе о рукоделии предписывает: «Если случится одежду какую кроить себе и жене или детям и работникам… так уж сам господин с госпожой смотрят и подбирают товар, остатки же и обрезки хранят. Остатки же и обрезки разные ко всему пригодятся в домашнем деле, заплатку поставить на обветшавшей одежде, или новую удлинить, или какую из них починить». Не с этих ли заплат и желания продлить жизнь вещей началось лоскутное шитье в России?
Считается, что лоскутное шитье появилось на Востоке. В захоронениях Египта, Китая, междуречья найдены простеганные в несколько слоев халаты и одеяла.
Лоскутное шитье было очень распространено и в Англии, а оттуда с переселенцами попало в Америку и стало называться словом пэчворк.
Из-за нехватки ткани женщины овладели искусством практически из ничего создавать красивые и нужные вещи. Главное, надо было подбирать лоскутки по цвету и фактуре. Чтобы лоскутки не портились и не смешивались в общей массе, их хранили в специальных сундучках, так как главный принцип в работе с лоскутом – чтобы все было под рукой!
Необходимые инструменты и материалы для работы:
- ножницы портновские;
- маленькие ножницы;
- иголки разные по толщине и длине;
- нитки разноцветные;
- линейка, угольник, карандаш;
- булавки с плоской и объемной головками;
- портновский мелок или остаток мыла;
- наперсток;
- бумага, картон.
А нам для работы будут еще нужны клей по ткани, старые пластинки и толстый картон.
- Перечислите, что можно сделать из лоскутков?
- Из разноцветных кусочков ткани, выкроенных по шаблонам, мастерицы составляют различные художественные композиции - мозаичные узоры. В России лоскутное шитье называют еще ситцевой мозаикой. Другим направлением лоскутного шитья является аппликация. Для ее изготовления мастерицы выбирают сначала фон, а потом по нему уже из лоскутков разной формы составляют рисунок.
- Этой работой сегодня предстоит и заняться вам, поэтому у вас на столе, кроме инструментов, лежат еще и лоскутки тканей.
Удивительное и вновь вошедшее в моду рукоделие – квилтинг.
- Кто из вас слышал это слово? Это стеганые вещи – одеяла, модные куртки, сумки, теплые халаты, чехлы для ноутбуков и т.д.
- Рассмотрите, что изображено на слайде?
-Обоснуйте свой вывод. Некоторые считают, что это панно, а некоторые аппликация.
- В чем разница между аппликацией и панно? (Панно имеет содержание, составлено в соответствии с основами композиционного построения, а аппликация, как правило, малосодержательна)
- На слайде вы видите… что?
Это работы художников А.Лентулова и А.Филонова. Работа А.Лентулова «Василий Блаженный» напоминает аппликацию, а работа А.Филонова «Формула весны»? Да, действительно, работа А.Филонова напоминает нам живопись в технике монотипия, когда мы с вами выполняли упражнения по подбору и сочетанию цветов?
- Вспомните, какие виды соединения цветов существуют? (контрастный и родственный).
- Перед вами лежат памятки, которые напоминают правила подбора цветовой гаммы.
Необходимо отметить, что мастерицы используют даже самые маленькие кусочки тканей, создавая при этом изделия высокого художественного уровня. В наше время лоскутницы упрямо стремятся сохранить прошлое, изучить и развить его. Древние ремесла еще ярче расцветают благодаря труду и творчеству молодых мастеров и мастериц. Их секреты бережно хранятся, передаются из поколений в поколение – и ниточка, связывающая нас с далекими предками, остается целой.
Сегодня на уроке мы с вами попытаемся создать панно в лоскутной технике из мусора, т.е. остатков ткани. А, кроме того, что есть так называемый мусор, какие знания нам еще понадобятся? Приемы и формы работы: диалог, работа в парах, группах. Активное обсуждение.
Физкультминутка:
Ручки потянули вверх,
Словно там висит орех.
(Потягивания рук кверху)
Тянем в стороны потом,
Словно обнимаем дом.
(Потягивания рук в стороны)
Ноги врозь, на пояс руки.
Влево плечи развернем.
А теперь направо. Ну-ка!
Упражненья повтори!
(Повтор упражнений с вращением туловища)
А теперь пора попрыгать,
Как зверюшки: прыг - прыг-прыг.
Кто устать боится мигом,
Кто к зарядке не привык?
(Повтор упражнений с постепенным переходом к ходьбе на месте)
Закрепление учебного материала.
Иллюстративные и дидактические материалы: кисточки, лоскутки тканей, моточки пряжи, линейки, карандаши, старые пластинки, картон, альбомная бумага формата А 4.
Форма организации деятельности обучающихся: разработка этапов изготовления аппликации (панно)
Совместная разработка алгоритма работы (вывести на экран и раздать инструкционные карточки) провести инструктаж по ТБ, практическая работа, закрепление.
Функции преподавателя на данном этапе: помощник, координатор, организатор.
Приемы и формы работы: фронтальная, групповая работа.
Применение знаний в новой учебной ситуации.
Форма организации деятельности обучающихся: самостоятельная работа в группах. Самооценка. Взаимооценка.
Функции преподавателя на данном этапе: организатор.
Приемы и формы работы: контроль.
Рефлексия.
Иллюстративные и дидактические материалы: защита мини-проекта «Волшебный сундучок», демонстрация готовых работ, выполненных из остатков ткани и пряжи.
Форма организации деятельности обучающихся: оценка выполненной работы. Защита работ. Активное обсуждение.
Функции преподавателя на данном этапе: Подведение итогов урока:
- Расскажите алгоритм работы над проблемой.
- Подберите аргументированные доводы, что вы правильно ее выдвинули.
- Кто в вашей группе не смог справиться с заданием?
- Можно ли утверждать, что у нас в городе есть проблема утилизации.
- А вот так ее решали более умелые мастера (показ готовых работ, выполненных из остатков ткани и пряжи.
- Проблему использования остатков ткани решала и Аня Винокурова….
Защита мини-проекта «Волшебный сундучок»
Аня разработала и изготовила развивающую игру «Волшебный сундучок». Используя элементы игры, рассказывает сказку про Курочку Рябу, которую заканчивает словами: «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок. Волшебства бывают только в сказках, но волшебство можно сотворить своими руками, если с фантазией и умением подойти к выбранному делу»
Аня, помоги нам ответить:
- Что такое проект?
Проект - это "пять П":
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация.
Приёмы и формы работы: Беседа с классом, обсуждение результатов работы в парах, группах, оценка. Взаимооценка. Выставка работ.
Урок по технологии «Лоскутная пластика» хочется закончить стихами Павла Ефимова:
Я боюсь не уметь,
Ремесла не иметь,
Не кроить и не шить,
И стога не вершить,
Не работать резцом
И не стать кузнецом.
Ничего не уметь,
Как души не иметь.
Я знаю, что вы, девочки научитесь в жизни многому. И хочется верить, что рукоделие будет среди тех умений, которые будут в жизни для кого-то только любимое хобби, а для кого-то и ремесло.
Подбор и сочетание цвета
- Подбирать лоскутики при дневном свете.
- Удачно сочетаются пестрая и однотонная ткань
- Для достижении гармонии. В композиции должно быть больше холодных оттенков.
- Для достижения большего эффекта, в изделии должно присутствовать небольшое количество темных тканей.
- Объедините цвета по теме работы.
- Ткани в горошек, клетку, полоску делают работу декоративной.
- При окончательной отделке работы, старайтесь не делать кайму широкой.
План работы
- Рассмотреть лоскут, определить его фактуру и цветовое сочетание.
- Выбор формата будущей работы.
- Мозговой штурм.
- Выбор лучшей идеи.
- Перевод рисунка на кальку.
- Изготовление шаблонов из картона
- Изготовление элементов панно по шаблонам.
- Сборка готовых шаблонов с помощью клея или ниток
- Окончательная отделка готовой работы.
- Приборка рабочего места.
- Подготовка к защите работ.
Автор: Пряхина Валентина Ильинична, учитель технологии и МХК МКОУ СОШ с УИОП № 2 имени Александра Жаркова, г. Яранск, Кировская область.