Система игровых и занимательных упражнений по формированию основ образовательной компетенции учащихся начальной школы на уроках математики
В настоящее время в свете решения ключевых задач модернизации Российского образования активно идет поиск обновления содержания школьного образования, усиление поиска новых вариантов преподавания начального курса математики с целью повышения эффективности, как обучения, так и развития младших школьников.
При поступлении в школу дети оказываются в новой «социальной ситуации развития». Происходит резкая смена ведущих видов деятельности: игровая деятельность сменяется учебной, не всегда положительно сказывается на развитии ребенка. Переходной формой от игры к учебе является дидактическая игра, органично соединяющая обучение с игровой формой его организации. Именно она позволяет уменьшить площадь, определяющую грань между игрой и учебой, сделать смену ведущих видов деятельности менее ощутимой для ребенка.
Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других формах происходит психическое развитие. Л.С.Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика. «В школьном возрасте, - говорил он, - игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении. Игра - наиболее освоенная детьми деятельность, в ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, учебе.
В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Огромное значение игре, как воспитательному средству придавал А.С. Макаренко: «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Поэтому мы пришли к выводу, что опора на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ развития, формирования основ образовательной компетенции.
Анализ показывает, что в настоящее время педагогическая практика испытывает затруднения, связанные:
- с недостаточностью методического материала по системному использованию игровых и занимательных упражнений, способствующих формированию образовательной компетенции учащихся начальной школы;
- с увеличением умственной нагрузки на уроках математики, что влечет за собой снижение интереса к предмету.
Таким образом, целью работы является создание системы по формированию основ образовательной компетенции учащихся начальной школы средствами игровых и занимательных упражнений. В данном опыте представлена система формирования основ образовательной компетенции младших школьников, позволяющая решать вышеизложенные проблемы.
Система игровых и занимательных упражнений на уроках математики
Задачи, решаемые в опыте:
- Осуществить педагогический поиск по заявленной проблеме.
- Разработать систему педагогических гуманитарных ситуаций, способствующих овладению учащимися основ образовательной компетенции.
- Построить и реализовать педагогический процесс, нацеленный на формирование и развитие основ образовательной компетенции начальной школы.
- Тематическое и поурочное планирование проводить с обязательным включением игровых и занимательных упражнений.
III. Педагогические средства, используемые в опыте:
Методы:
- стимулирование,
- мотивация,
- внушение,
- самовнушение,
- работа в группах, парах,
- рассказ,
- иллюстрация,
- пробное выполнение практических действий при внешней опоре и др.
Формы:
- урок-игра,
- урок-путешествие,
- творческих заданий,
- урок-сказка,
- обобщения.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в парах и др.
Средства: наглядные (таблицы, схемы, объемные игры, дидактические карточки, тестовые работы).
Творческая работа: написание сказок, составление кроссвордов и др.
Программное обеспечение:
- Программа общеобразовательных учреждений, рекомендованная Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, начальные классы. М. Просвещения, 2000 г.
- Учебник Л.Г.Петерсон. Математика. «Ювента», 2000 г.;
- «Самостоятельные и контрольные работы», учебное пособие – Изд. «Ювента», 2000 г., выпуск 1-4, авт. Л.Г.Петерсон.
IV. Технологическое описание опыта.
Игра – это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.Поэтому учение должно быть организовано таким образом, чтобы оно выступало как свободная форма активности учащихся, и такой формой активности, уже освоенной младшими школьниками, является игра.
Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отдых от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание всего класса. Содержание дидактической игры – это всегда осуществление ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему. К этим важным выводам я пришла после изучения специальной литературы по педагогике, психологии и методике предмета.
Ребенок, становясь старше, проходит несколько этапов развития, каждый из которых для него очень важен. Однако, «возрастные кризисы» (по Л.С.Выготскому) могут, как совершенствовать, так и дезорганизовывать его развитие. В шесть-семь лет ребенок как раз переживает стадию такого кризиса, но возможны специальные занятия, нацеленные на то, чтобы этот период в жизни ребенка прошел более спокойно и благоприятно.
Ребенку предоставляется возможность проявить свои знания и умения в разных сферах (фантазирования, запоминания, конструировании, проигрывании ситуаций и т.д.), при этом увидеть, как это делают другие, и научиться справляться с заданиями более эффективно. Большое внимание уделяется процессам общения и взаимодействия детей друг с другом, восприятию детьми первого класса школы и школьной жизни, развитию психических процессов. Такие уроки предполагают использование игровых и занимательных упражнений.
Задолго до начала учебного года меня волновали вопросы: с чего начать? Как сделать обучение наиболее эффективным? Какими методами, средствами поддерживать интерес к учению? Каким образом стереть ту резкую грань, которая лежит между школой и детским садом. Игры, игры-путешествия, игры-спектакли, игры-экскурсии – вот далеко не полный перечень того, что позволяет сделать урок интересным, доступным, помогает повысить активность детей, усвоить знания. Дети играли дома, в детском саду, игра пришла с ними в школу.
Важно с самого начала заинтересовать ребёнка, поэтому урок можно начинать с игрового момента. На моих уроках происходят удивительные события: в гости к ребятам приходят Чебурашка и Буратино, весёлые человечки и диковинные звери. Они часто просят помощи, совета у ребят, как помочь, например, трём поросятам сосчитать жёлуди, а Буратино разгадать схему слова, ребус или загадки. Звучит песенка с давно знакомыми словами, а ребятам надо найти в них название предметов.
Однажды на урок пришли любимые детские игрушки. Среди игрушек и русская Матрёшка. Эта игрушка с секретом. Что за секрет? Открываем по одной матрёшке и в каждой задание. Например, в одной – счёт от данного числа в прямом направлении, в обратном направлении, через один, два, во второй – работа по составу числа, в третьей – составление задачи по примеру и т. п.
На другом уроке у любимицы куклы Маши был день рождения. Она обратилась с просьбой помочь красиво подписать приглашение на праздник. Подписывать будет тот, кто лучше всех напишет в прописях. От игры, интересных заданий к важной и трудной работе веду своих учащихся, развивая у них любознательность, инициативу, коммуникабельность, эмоциональную память. При устном счёте даю задание и бросаю ученику большой пёстрый мяч. Тот возвращает его учителю, называя ответ. В такие минуты работать хочется всем, и даже слабые ученики чувствуют себя при ответах гораздо увереннее.
Мы часто слышим о перегрузках в школе у младших школьников. На самом деле перегрузка прячется не в программном материале, а в нас самих, в нашем неумении найти правильные методы, приемы обучения на уроках. Важно, чтобы игровая задача полностью совпадала с учебной. Интересно проходят у нас игры “Путешествие в лес”, “Поездки за город”, “Космические путешествия”. В пути мы делаем остановки, на которых детей ожидают герои любимых сказок. Они дают задания, и, чтобы попасть на следующую станцию, малышам нужно их выполнить.
Во время путешествий ставлю, прежде всего, учебные и развивающие цели: развитие логического мышления, речи, творческого воображения, смекалки. Этому помогают игры: “Аквариум”, “Освободи птичку”, “Кто соберет в дорогу больше вещей”, “Цирк”, “Поезд”, “Собери букет”, “Пирамидка”, “Магазин”. Принимая участие в этих играх, дети проявляют большую активность, так как все хотят быть покупателями, пассажирами, машинистами. Включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, нужно всегда помнить об их целях и назначении.
Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс и задача учителя – научить малыша самостоятельно учиться, формировать у него потребность активно относиться к учебному процессу, помочь сделать серьезный труд детей занимательным, продуктивным. В игровых формах занятия реализуются идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитания через коллектив, приобщения детей к научно-техническому творчеству, воспитания ответственности каждого за учебу и дисциплину в классе.
На каждом уроке математики я стремлюсь провести игру, игровое упражнение, разучить считалку, отгадать загадку, ребус. Приведу некоторые игры и игровые моменты, которые я часто провожу, обучая детей математике. Я стараюсь сделать так, чтобы устный счет воспринимался учащимися как интересная игра.
Тогда они сами следят за ответами друг друга, а учитель становится не столько контролером, сколько лидером, придумывающим все новые и новые интересные задания. Например, «равный счет». Учитель записывает упражнения с ответами на доске. Ученики должны придумать свои примеры с тем же ответом. Их примеры на доске не записываются. Ребята должны на слух воспринимать названные числа и определять верно ли составлен пример.
Ребята с увлечением выполняют устный счет, когда наградой служит право определенным образом дополнить рисунок. Тот, кто выполнил все необходимые действия «у печки», может разжечь ее, т.е. нарисовать дым из трубы. Какое нехитрое поощрение и как дети хотят его заслужить.
В чём же, на мой взгляд, ценность такого урока, включающего в учебный процесс игры и игровые моменты? Во-первых, серьёзный труд делается для детей занимательным. Они работают с интересом, увлечённо, не отвлекаются, легко переключаются с одного вида деятельности на другой – всё это положительно влияет на результативность обучения. Во-вторых, планируя урок, учитель тесно связывает его с жизнью, а это в свою очередь помогаете ему активизировать познавательную деятельность детей. И, в-третьих, на таком уроке нет необходимости искусственно привязывать воспитательную цель.
Игра – это еще школа социальных отношений. Именно в условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В игре это происходит гораздо легче, чем в жизни, ведь здесь малыш может взять на себя роль хорошего ученика или роль шалуна. При этом он смотрит на себя как бы со стороны – как на исполнителя роли и человека, который уже знает, как следует себя вести на самом деле диалоги.
Однако следует помнить, что на уроках не должно быть чрезмерного увлечения играми. Игра не предшествует обучению (поиграем, а потом начнем учиться) и не чередуется с ним (поучимся, а потом поиграем). Игра должна стать формой организации руководства учителем учебной деятельностью класса. На каждый урок я подбираю загадки или стихотворения о новой цифре, веселые задачи.
Игровые и занимательные упражнения можно использовать на различных этапах урока. Коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока. Это, прежде всего игры, которые можно использовать на этапе изучения нового материала, игры на этапе обобщения знаний, и игры, используемые на этапе контроля.
При выполнении обучающих игровых и занимательных упражнений учащиеся приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе игры. Контролирующими игровыми и занимательными будут упражнения, целью которых является проверка ранее полученных знаний. Дидактическая цель игровых и занимательных упражнений на этапе обобщения состоит в повторении, закреплении изученного материала.
Помимо дидактических задач, каждое из вышеперечисленных упражнений направлено на формирование таких ключевых компетенций, как коммуникативная, эстетико-художественная, социально-психологическая.
Игра на этапе изучения нового материала. Если игровые и занимательные упражнения используются на этапе изучения нового материала, то в них должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками. Для сознательного, уверенного овладения операцией счета дети должны уверенно знать название и последовательность чисел натурального ряда. Поэтому в подготовительный период следует использовать, прежде всего, такие игры, с помощью которых дети осознают приемы образования каждого последующего и предыдущего числа.
На этом этапе можно применять различные игры, на основе которых дети наглядно убеждаются, что каждое следующее число образуется путем прибавления единицы к предыдущему числу, а каждое предыдущее число получается путем вычитания единицы из последующего числа.
Игра «Составим поезд» наглядно показывает прием образования каждого последующего и предыдущего числа. На основе использования этой игры учитель предлагает детям сосчитать число вагонов слева направо и справа налево, и учащиеся делают вывод, что считать можно в любом направлении, но при этом важно не пропустить ни одного предмета и не сосчитать его дважды.
Игра «Почтальон» также формирует навыки счета. На наборном полотне выставлено десять домиков - это улица. Им присваиваются при счете номера. Учитель говорит, что прикрепить номера на дома не успели, В конце ряда домов - почта с почтальоном-зайцем. У него письмо в восьмой дом. Как почтальону его доставить. Один из учеников говорит, что почтальон-заяц может прибежать к началу улицы и посчитать дома, начиная с первого домика, другие ученики советуют считать дома с конца улицы. Учащиеся выполняют это задание практически и приходят к выводу, что быстрее считать последним способом. Игра продолжается. Письмо надо доставить каждый раз в другой дом, решается новая математическая задача.
Счет предметов предполагает не только знание последовательности чисел от 1 до 10, но и умение правильно соотнести число предметов пересчитываемой группе предметов. Необходимо довести до понимания детей, что последнее названное при счете число обозначает общее количество предметов группы. С этой целью можно проводить игры «Кладоискатели», «Найти друга», «Считай правильно», «Курочка и цыплята».
С помощью игры «Считай правильно» дети устанавливают соответствие между числом, числовой фигурой и цифрой. Для этой цели изготовляются карточки по количеству учащихся в классе и столько наборов цифр от 0 до 9. На карточках изображаю цветы, фрукты, овощи, геометрические фигуры. Раздаю детям только карточки цифры. Дети раскладывают их на парте. Когда карточки-цифры разложены, учитель показывает карточку, на которой изображено, например, 6 предметов. Ученики пересчитывают их и показывают соответствующую цифру – 6.
Формируя навыки сложения и вычитания в пределах 10, на этапе объяснения нового материала можно использовать игру «Лесенка». На наглядной основе дети осмысливают прием прибавления вычитания 2, 3,4. В игре «Счет цепочкой» учащиеся проговаривают приемы прибавления и вычитания чисел на примерах. В играх «Бег по числовому ряду», «День и ночь» дети мысленно «пробегают» по числовому ряду и проговаривают приемы прибавления и вычитания про себя.
Игра “ Цветик-семицветик”. На магнитной доске или фланелеграфе выставлен рисунок “цветика-семицветика”. Ученики один за другим выходят к доске, отрывают лепесток и выполняют задание. Класс следит за отвечающим. Если ученик, верно вычислил, класс хлопает в ладоши, ученик берёт лепесток на парту. У кого в конце недели окажется 7 лепестков - 7 правильных ответов, может нарисовать “цветик-семицветик” и вместе с учителем написать на его лепестках новое задание.
Перед изучением приемов прибавления чисел, больших, чем 5, дети знакомятся с переместительного свойством сложения. Здесь можно применить игру «Карусели», которая раскрывает понятие переместительного свойства сложения.
Игра на этапе закрепления.
На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий и вычислительных приемов. При закреплении раздела «Нумерация чисел первого десятка» используются игры «Веселый счет», «Где мое место?» помогает закрепить представления о порядковом значении числа. Учитель раздает детям карточки с числами от 1 до 10 (соревнуются две команды). По сигналу «Числа, стройтесь по порядку!» участники каждой команды должны построиться по порядку в соответствии с номерами, указанными на карточках. Выигрывает команда, которая справилась с задачей быстрее и правильно.
Игра «Веселый счет» способствует закреплению навыков счета от 1 до 10 и от 10 до 1. Карточки с числами от 1 до 10 перемешаны и разложены на столах учащихся. По сигналу «Раз, два, три, счет начни!» дети одновременно подбирают по порядку карточки с числами, показывают учителю и ведут счет. Аналогично можно провести счет от 10 до 1.
Игра «Угадай-ка» проводится с целью закрепления последовательности натурального ряда чисел от 1 до 10. Учитель предлагает детям отгадать число, если оно находится между числами 6 и 8. Какое место оно занимает? (Седьмое). На 1 больше 5 и на 1 меньше 7. Какое место в ряду оно занимает? (Шестое). Мой сосед слева живет в восьмом домике (считая слева направо), сосед справа живет в десятом домике (считая слева направо), сосед справа живет в десятом домике (считая слева направо). В каком домике живу я? ( В девятом) и т.д.
Для закрепления знаний о составе числа можно применить игры «Арифметический лабиринт», «Открой форточку», «Наряди елочку», «Найди пару», «Войди в ворота», «Угадай», «Составь число», «Эстафета», «Сказка Колобок», «Арифметические весы», где учащиеся воспроизводят состав чисел на основе сложения по памяти.
Игра «Угадай» дети узнают, из каких двух слагаемых состоит число, например, 7. Выигрывает тот, кто больше предложит вариантов.
Игра «Эстафета» может быть проведена в виде соревнования по рядам. Например, двум рядам одновременно предлагается записать все случаи состава числа 8. Первый ученик записывает один пример, передает задание второму и т. д. Выигрывает тот ряд, который быстрее и без ошибок выполнит задание. Результаты игры представляются в виде таблицы.
Сознательному и прочному усвоению таблиц сложения и вычитания способствуют игры: «Прятки», «Сказочная шляпа», «Не собьюсь», «Вычислительная машина», «Поезд», «Полет в космос», «Лучший счетчик, «Математический футбол, «Мальчики-девочки», «Вниманию акционеров» «Лучший космонавт», «Помоги принцессе»», «Рыболовы» с использование разнообразного счетного материала и наглядности.
Игра «Мальчики-девочки». На карточках записаны примеры. Обратная сторона одних карточек раскрашена красным цветом, других - синим. Учитель берет одну карточку, показывает классу и переворачивает обратной стороной. Если карточка красного цвета, то ответ называют девочки, если синего - мальчики. Выигрывают те, кто допустит меньше ошибок. Игра «Живая математика». У учащихся на груди табличка с цифрами, обозначающими числовой ряд от 0 до 10. Учитель читает пример (4+3). Встает тот ученик, у кого на груди табличка с цифрой 7.
При проведении игры «Кто больше» на плакатах или на доске нарисованы две связки воздушных шаров. Под каждой связкой пишется число-ответ. Учитель вызывает представителей двух команд и предлагает с данными ответами составить примеры на сложение и вычитание. Побеждает та команда, которая больше составит примеров.
Часто задумываюсь над такой проблемой: хочется ли ребёнку брать от учителя готовые, “ разжёванные” знания и “ глотать” их без усилий? И, как многие учителя нашей школы, отвечаю: “нет, не хочется”. Именно на таких уроках нашим детям становится скучно и неинтересно. Ребята начинают крутиться, отвлекаться, а мы, учителя, называем это нарушением порядка. Отсюда между учителем и учеником, которому скучно, возникают конфликты.
И эти ребята, а зачастую и другие ребята, теряют интерес к учению. Вот почему на уроках я часто применяю различные методы и приёмы, вовлекаю детей в разнообразную деятельность, чтобы ребёнок мог сам добывать знания, наблюдая, делать выводы. Между мною и моими учениками должна царить атмосфера уважения и взаимопонимания, доверия и сочувствия.
На всех уроках стараюсь создать непринуждённую обстановку, настроить детей на урок, дать им почувствовать себя его хозяевами, посоветоваться, каким получился урок, что им понравилось, какими они хотят видеть последующие уроки. В работе с младшими школьниками очень важен выбор методов обучения. Но главным методом на уроках всё же должна быть игра как ведущая деятельность детей этого возраста.
Игра на этапе контроля.
Говоря о способностях и возможностях самопроверки в начальных классах, надо учитывать уровень подготовленности и индивидуальные особенности учащихся. Возрастными особенностями младших школьников объясняется использование игровых заданий и дидактических игр с элементами соревнования. Это оживляет учебную деятельность, повышает интерес и воспитывает веру в свои силы и возможности. В результате такого построения уроков, учащиеся приучаются работать коллективно, и вместе с тем, каждый самостоятельно.
Предлагаемые приемы позволят учителю так организовать урок, чтобы дети практически тренировались контролировать не только товарищей, но и формировали навык самоконтроля:
- сверка с написанным образцом;
- взаимопроверка с товарищем;
- сверка с готовым ответом или выполненным заданием в учебнике;
- коллективное выполнение задания и коллективная проверка;
- самостоятельное придумывание заданий;
- выполнение задания по алгоритму;
- проверка с помощью сигнальных карточек;
- подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального;
Эти приемы будут способствовать формированию ответственности за свои действия, а, в конечном счете – сформируется привычка самоконтроля. На этом этапе мною используются такие игры, как «Задачи Петрушки». Всем учителям известно, как много времени и усилий требует изготовление наглядных пособий. Поэтому особенно хочется отметить такие игры, как «Помоги принцессе», «Космические путешествия», «Забей гол», «Математический футбол», «Ласточки», «Самолет», использование которых возможно на протяжении всего периода обучения в начальных классах, изменяя дидактические цели и содержание игр при тех же средствах наглядности.
Формированию образовательной компетенции также способствует использование игровых и занимательных упражнений во внеклассной работе. Периодически (1 раз в месяц) в моем классе выпускается «Математическая газета», выпуск данной газеты предваряет коллективная работа по сбору материала для нее. Ежегодно происходит заседание КВМ, (Клуб веселых математиков), стало традицией проведение Математических праздников.
Представленная в данном опыте система игровых и занимательных упражнений, используемых на уроках и во внеклассных мероприятиях, классифицируется по дидактическим задачам в соответствии с основными программными умениями, которые должны быть сформированы к концу обучения математике во втором классе. Мною планируется использование игровых и занимательных упражнений и при дальнейшем обучении в 3-4 классах. С этой целью на данный момент осуществляю системную подборку игр, исходя из содержания программного материала.
Предлагаемые в данном опыте игры будут полезными при обучении математике и помогут учителю реализовать на практике задачу формирования самостоятельной и целенаправленной учебной деятельности и основ коммуникативной, психолого-социальной, познавательной компетенций.
V. Результативность опыта.
Результатом построения системы игровых и занимательных упражнений, нацеленных на формирование основ образовательной компетенции учащихся начальной школы, является разработанная рабочая программа учителя начальной школы, оформленная в виде календарно-тематического планирования.
В результате реализации педагогического процесса с использованием системы педагогических гуманитарных ситуаций:
- повысился интерес учащихся к процессу познания;
- активизировались психические процессы: внимание, наблюдательность, память, мышление;
- развиваются способности и умения, учащиеся успешно овладевают счетом, вычислительными приемами, преодолевают значительные трудности обучения математике.
Автор: Колочкова Наталья Юрьевна, учитель начальных классов I квалификационной категории, Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1, г.Анапа