Внедрение ФГОС в образовательный процесс. Предмет технология
Предлагаю вашему вниманию материал по внедрению новых стандартов обучения в процесс преподавания предмета технология. Материал будет полезен для учителей технологии, преподающих в 4-8 классах, при составлении пояснительных записок и составлении планов уроков технологии для девочек.
Каково бы не было время, какими бы эмансипированными и развитыми не были современные дети, они все равно остаются детьми. Шустрыми и застенчивыми, лентяями и почемучками, забывающими принести нужную тетрадь, но прихватившими в школу новый гаджет. Каждый предмет, изучаемый ребенком в школе важен для всестороннего развития и взросления его как личности. Часто можно услышать такие слова: «Ну, зачем мне эта геометрия, физика, технология?
Я буду юристом, буду много получать денег и ничего не делать!». Такие слова сказанные малышом 2-3 лет вызывают улыбку, а вот слетевшие с уст 8-9 классников немного коробят. Как бы ни хотелось, ничего не делать, но делать придется и много и самостоятельно. На это и направлена новая программа и новые стандарты образования.
Внедрение ФГОС в образовательный процесс
Мой предмет – технология, и я убеждена, что он очень нужен подрастающему поколению. Где, как ни на моих уроках проявить все свои таланты и способности! Застенчивый ребенок расскажет все прекрасной вышивкой, шумный раскопает интересную информацию про кока-колу и чипсы, в красках расскажет одноклассникам, те ужаснутся и все дружно на перемене пойдут покупать молочный коктейль и пирожки, (уже менее вредно). Ведь «технология» - это наука о жизни, труде и действиях.
За всей кажущейся простотой предмета стоят глубокие цели изучения, это:
- приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
- первоначальный опыт практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико- технологическими умениями и проектной деятельностью;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
- духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями и производственными предприятиями;
- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям другого человека;
- формирование целостной картины мира на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков; осмысление этапов производственных процессов и использование их при изготовлении изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи с жизненным опытом и системой ценности ребенка, а так же на основе мотивации достижения успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности.
Сформированные технологические навыки выполнения операций, знание и использование последовательности этапов выполнения работы, четкое соблюдение алгоритмов, умение следовать правилам дают школьнику возможность не только грамотно выстраивать свою деятельность при выполнении изделий на уроках технологии, но и активно пользоваться ими в учебной и внеурочной деятельности, дома, в кружках и секциях. Планомерная работа в данном направлении может стать опорой для развития у ребенка универсальных учебных действий.
Хочется остановиться на задачах духовно-нравственного развития личности гражданина России и их реализации в учебном процессе.
1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, народ и историю. Происходит знакомство учащихся с технологическими процессами современных производств, продукцией, которую они выпускают, современными материалами и инструментами, профессиями людей. Включается материал по истории развития производств в России и их дальнейшая судьба. Предлагаются темы для развития производств в будущем.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Продолжается знакомство с деятельностью человека в различных сферах таких как: «Человек и земля», «Человек и воздух», «Человек и вода», «Человек и информация».
Каждый раздел может включать как исследовательскую, познавательную , так и практическую работу. Например, при изучении темы «Человек и земля» не лишним будет напомнить о пользе цветов и деревьев и о людях, создающих и поддерживающих эту красоту. Предложить разработку проекта по благоустройству школьного участка.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуры других народов. В данном вопросе помогает проектная деятельность, которая в полной мере осуществляет идею коллективной работы, в процессе которой и происходит формирование взаимопонимания, уважения и сотрудничества.
4. Принятие и осмысление социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Практическая направленностьматериала позволяет осмыслить значение своего труда и других людей. Совместная работа над изделием, практическое применение изделия в качестве сувенира, украшения для дома, использование результатов предыдущей работы способствуют формированию у учащихся мотивации достижения успеха.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. В ходе работы над различными проектами и изготовлению изделий учащиеся составляют композиции, оформляют изделия по собственному замыслу, ищут разные варианты применения материалов, экспериментируют с новыми тканями, учатся ценить денежные и трудовые ресурсы. Познают первые радости и преодолевают трудности.
6. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. На протяжении всего обучения учащиеся знакомятся и запоминают правила безопасного владения и использования различных инструментов и приспособлений, учатся подготавливать и убирать рабочее место, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль.
7. Развитие самостоятельности и личной ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах социальной справедливости и свободе.
Творческая, проектная деятельность подразумевает индивидуально-групповую работу, направленную на самостоятельное выполнение поставленных задач, причем вся система обучения направлена на то, что бы ученик смог сам эти задачи и поставить и реализовать. А если возникнут трудности, понять причину их возникновения, устранить ошибки, сделать соответствующие выводы и закончить работу.
Любое обучение принято судить по результатам. Новый стандарт вводит понятие предметных, метапредметных и личностных результатов. Предметные результаты: общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Конструирование и моделирование. Практика работы на компьютере и проектная деятельность.
Метапредметные: регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Личностные результаты: самые главные, дающие ученику почувствовать свою значимость и причастность к современному миру. Есть большой список того, чему учащиеся должны научиться и чему получат возможность научиться самостоятельно. По совокупности данных результатов производиться оценка выполненных работ, что дает возможность учителю более полно и грамотно эти работы оценить.
Вся выстроенная система преподавания не будет давать результатов, если учитель не сможет донести до учеников, что знания нужны им самим, и не научит, как эти знания добывать, а главное применять в жизни. Не секрет, что технический прогресс очень упростил и облегчил жизнь человека, но за полученными благами стоят годы работы не одного поколения и для преодоления новых задач и достижений нужны новые знания и труд.
Ведь без этих составляющих не будет ни благ, ни прогресса. Да и элементарные знания по кулинарии или ведению семейного бюджета, полученные в школе, могут спасти в дальнейшем семейные и личные отношения.
Автор: Лицова Лилия Александровна, учитель технологии МБОУ СОШ № 174 г. Казани.