Методическая разработка. Обогащение словаря детей в ДОУ
Предлагаю вам методическую разработку на тему - обогащение словаря детей в ДОУ.
Вопросы:
- Понятие словарной работы.
- Задачи и содержание словарной работы.
- Своеобразие методики словарной работы.
- Виды занятий по ознакомлению с окружающим миром.
Методика развития словаря
Словарная работа - это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря - это длительный процесс количественного накопления слов, освоение их значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения. Слово – это знак, обозначающий результат познания, мышления. Язык как средство общения – это, прежде всего, язык слов.
Свойства слова:
- фонетическая выраженность
- грамматическое оформление
- наличие значения и способность слова
- сочетаться с другими словами.
Развитие словаря, задачи, приемы словарной работы
Аспекты словарной работы.
- Освоение ребенком предметной отнесенности слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей. (Е. И. Тихеева, М. М. Конина, Л. А. Пеньевская, В. И. Логинова, В. В. Гербова, А. П. Иваненко, В. И. Яшина)
- Усвоение слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами (ознакомление детей с многозначными словами, использование антонимов, синонимов, т. е. развитие смысловой стороны речи).(Ф. А. Сохин и его ученики: О. С. Ушакова, Е. М. Струнина и др.)
Значение словарной работы
- Словарная работа занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Имеет большое значение для общего развития ребенка: способствует накоплению и уточнению представлений, формированию понятий, развитию содержательной стороны мышления.
- Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
- Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
- Проводя словарную работу, мы одновременно решаем задачи нравственного и эстетического воспитания. Через слово формируются нравственность, навыки поведения.
- От уровня развития эмоционально-оценочной лексики зависит эмоциональное развитие дошкольников, понимание им эмоционального состояния других людей.
Задачи словарной работы
1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, новых значений слов, уже имеющихся в лексиконе
2. Закрепление и уточнение словаря (углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием)
3. Активизация словаря. 2 категории слов:
а) пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, но не употребляет в своей речи),
б) активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но и активно употребляет в своей речи)
4. Устранение в речи детей нелитературных слов (просторечные, диалектные, жаргонные)
Содержание словарной работы в ДОУ
- Бытовой словарь: названия частей тела, лица, названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи
- Природоведческий словарь: название явлений неживой природы, растений, животных
- Обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, национальные праздники)
- Эмоционально-оценочная лексика: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой), фразеологические сочетания, синонимы
- Слова, обозначающие время, пространство, количество.
Направления словарной работы:
- расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений
- усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира
- введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам
Критерии отбора слов
- коммуникативная целесообразность введения слова в словарь детей
- соответствие выбранного слова содержания представлений, рекомендованных программой детского сада
- частота употребления слова в речи взрослых, с которыми общаются дети
- отнесенность слова к общеупотребительной лексике, его доступность
- трудности произношения, сложности грамматических форм
- учет уровня овладения лексикой родного языка детьми данной группы
- значимость слова для решения воспитательных задач
- значимость слова для понимания детьми данного возраста смысла художественных произведений
- отбор слов, относящихся к разным частям речи (существительные, прилагательные, наречия).
Принципы словарной работы
- единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления
- связь содержания словарной работы с мыслительной деятельностью детей
- опора на активное и действенное познание окружающего мира
- использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности
- раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование
- раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование
Методы словарной работы
Методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащение словаря)
- непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;
- опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ диа-, кино- и видеофильмов, просмотр телепередач
Методы, направленные на закрепление и активацию словаря, развитие его смысловой стороны:
- рассматривание игрушек, картин с хорошо знакомым содержанием,
- дидактические игры,
- чтение художественных произведений,
- словарные упражнения.
Формы и принципы словарной работы
Требования к проведению экскурсий и осмотров помещений:
- Осмотры должны быть интересны детям: заинтересованность детей ведет к точности наблюдения и глубине восприятия.
- Во время наблюдения не следует перегружать внимание детей деталями, многочисленными подробностями. Это отвлекает ребенка от главного и быстро утомляет.
- Необходимо обеспечивать детям во время наблюдения активность восприятия: задавать вопросы, разрешать не только посмотреть вещь, но и потрогать, подержать, поиграть с ней.
- Необходимо заранее определить те речевые формы, которые будут закрепляться или предлагаться впервые.
- Количество наблюдений и экскурсий должно быть педагогически обоснованно и находиться в соответствии с числом других занятий.
Методика работы с загадками
Загадка – образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений.
1. Загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление детей с предметами, их характерными признаками.
2. Загадки должны быть доступны детям с точки зрения содержания и формы.
3. Обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядном материале и на основе соотнесения словесного
образа с реальным предметом.
4. Отгадывание загадок должно сопровождаться рассуждением и доказательствами, объяснением образного описания.
5. Придумывание загадок самими детьми должно основываться на большой предварительной работе по рассматриванию и описанию предметов, отгадыванию готовых загадок.
6. Загадывание и отгадывание загадок следует проводить в игровой форме.
Последовательность работы над словом.
- обогащение знаний и словаря на основе наблюдений предметов и явлений действительности, обследования признаков предметов, их свойств, качеств.
- уточнение и закрепление представлений и словаря с помощью иллюстративного материала, развитие обобщающей функции слова, употребление слов в разных ситуациях общения.
- использование словаря в активной речи, в процессе бесед, разговоров, рассказов, в специальных лексических упражнениях на подбор синонимов, антонимов, на многозначные слова.
Автор: Ярошенко Наталья Владимировна, воспитатель МК ДОУ детский сад № 254, Кемеровская область, г. Новокузнецк