» » » Конспект урока «Окружающий мир» во 2 классе. Обобщающий урок - экскурсия по теме: «Осенние явления в природе. Разнообразие растений»

Конспект урока «Окружающий мир» во 2 классе. Обобщающий урок - экскурсия по теме: «Осенние явления в природе. Разнообразие растений»


Конспект урока по окружающему миру во втором классе. 
Цели: уточнить, обобщить и закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, о
разнообразии растений по характеру стебля, по видоизменениям листьев.
Развивать умения узнавать деревья и кустарники парка по плодам, коре, форме кроны,
группировать по разным признакам. Способствовать развитию познавательного интереса,
наблюдательности, мышления.
Способствовать воспитанию любви и бережного отношения к природе, эстетических и
патриотических чувств.
Оборудование:  плоды ясеня, клёна, акации, мяч, колокольчик, шишки ели и сосны.
Объекты наблюдения: небо, почва, деревья, кустарники, травы, птицы парка.

Ход урока

1.Организационный  момент (в классе)
Приветствие. Знакомство
Сегодня мы пойдём на экскурсию в наш центральный парк. Как он называется? Почему? Выслушиваю детей и говорю, что нашим парком можно  гордиться, это не только место - памяти о войне, но и место отдыха горожан. 
А  ещё в парке растут растения, благодаря которым в парке очень красиво, чистый воздух, летом прохладно, а зимой теплее, чем в городе. Кто может назватъ растения, которые растут в парке? 
После ответов детей, говорю (ЦУ), что на сегодняшней экскурсии мы повторим  ~ названия растений, разделим их на группы, а ещё пронаблюдаем за осенними явлениями в природе.
Чтобы экскурсия не повредила вашему здоровью и здоровью обитателей парка, давайте вспомним правила поведения на улице и в природе. 
Кто расскажет нам правила поведения на улице? (вести себя дисциплинированно, слушать старших, не выбегать на проезжую часть, переходить дорогу в установленном месте, на «зебре» или светофоре).
А как нужно вести себя в парке? (не сорить, не топтать газоны, не рвать растения, не обижать животных). Вот теперь мы к походу готовы. Давайте одеваться. Далее следует   организованный путь в парк.

конспект урока окружающему миру 2


Экскурсия в парке
1. Вводная часть
Дети выстраиваются полукругом на открытом месте, у фонтана. Предлагаю полюбоваться парком и ответить: «Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья? 
Какое сейчас время года?»  (Осень)
2.Основная часть (обобщающее наблюдение). 
Потом, предлагаю заметить признаки осени на небе. Какого цвета небо? Какие облака? Как греет солнце? Какие осадки? А теперь встаньте друг к другу спинками . Что вы видите вокруг? (Деревья и кустарники голые, на них почти нет листьев, но много плодов, травы пожухли. Кое-где пролетают птицы, их мало. Насекомых  нет.)
А теперь посмотрите под ноги, что увидели? (Мокрый асфальт, опавшие листья). Ребята, а вы поняли, с чего началась осень? (С похолодания). А сейчас мы поиграем и повторим признаки осени, а заодно и лета.

конспект урока окружающему миру 2

Игра «Назови признак осени».
Цель:  закрепить признаки поздней осени. 
Оборудование:  мяч или колокольчик. 
Правило:  признаки не должны повторяться.
Ход игры
По считалке выбирается водящий. Дети становятся в круг, на счёт 1-2-3, водящий бежит и отдаёт колокольчик кому- то из детей, он быстро называет признак осени. Если верно, то становится водящим, если нет, выходит из игры. 
Можно играть с мячом. Водящий кидает мяч со словами « осень» или «лето», дети должны назвать признаки этих сезонов, при слове «огонь» повернуться вокруг себя, кто ошибся, выбывает из игры. После окончания игры и подведения итогов ( переходим на другое место ), обращаюсь к детям:                    
Ребята, вы заметили, что особенно много плодов бывает у растений осенью.
Посмотрите, какие плоды я обнаружила здесь, в парке (демонстрирую плоды). Предлагаю запомнить их внешний вид. Объясняю, что из семян, которые есть в плодах, вырастают новые растения. Посадкой растений в лесу занимаются лесники. Предлагаю поиграть в игру «Лесник»
Цель: закрепить знания о соответствии плода определённому растению.
Правило: собирать плоды только тех деревьев, которые назовёт учитель. 
Ход игры
Показываю плоды одного растения, прошу назвать с какого дерева плод. Предлагаю по команде 1-2-3, плод найди, собрать 3 плода от названного дерева и быстро вернуться на место. Побеждает тот, кто быстрее прибежал и не ошибся. Игра повторяется с другими плодами. Собранные плоды аккуратно сложить под дерево, для «лесника». 
Можно с этой же целью играть в  игру «С какой ветки эти детки». 
Ход игры
Показываю плод ( другой) ,выясняем с какого он растения. По команде 1-2-3 к клёну (акации)  беги (можно не бежать, а прыгать, причём по разному).
После подведения итогов игры, предлагаю вспомнить, чем дерево отличается от кустарника. 
 
Играем в игру «Кто, где живёт».
Цель: закрепить знания по группировке растений в зависимости от характера стебля, образу жизни белок, лис и зайцев. 
Правила: убегать от лисы и прятаться под деревом или кустарником. 
Ход игры 
Детей разделить на две группы «белочек» и «зайчиков». Уточнить, что белки прячутся от лисы на деревьях, а зайцы под кустом. Когда нет лисы, все дети бегают на полянке. По команде учителя «опасность - лиса»  Белки бегут под дерево, зайцы - под кусты. Кто неправильно выполнил задание, того лиса ловит.
После этой игры следует уточнить, как назывались те деревья и кустарники, под которыми прятались дети, чем деревья и кустарники отличаются от травы. 
 
Провести физминутку.
Правило: если я называю дерево (клён) - вы поднимаете руки и тянетесь вверх, если кустарник (смородина) - руки в стороны, а трава (полынь) - приседаете. 
Ребята, вы обратили внимание, что у одних растениях плоды, а на других шишки? А чем еще отличаются эти растения? (У растений с шишками вместо листьев хвоинки, и они даже зимой стоят зелёными.). Как правильно назвать растения с плодами и опадающими на зиму листьями? А как назвать растения, которые всегда зелёные и листья у них - хвоинки? А какие птицы питаются шишками? (дятлы, клесты). А синички, что ищут в парке? (семена трав и лиственных растений)
Играем в игру « Столовая».
Цель: закрепить знания о кормовых пристрастиях дятлов и синиц, умения, различать хвойные и лиственные растения.
Правило: бежать к тому дереву, на котором есть корм, не причинять при этом вреда растению.
Ход игры
Образуем команды «дятлов» и «синиц».
По команде, пора в столовую, каждая группа ищет свою еду. Побеждает та команда, которая быстро и правильно попала в свою столовую, не причинив вреда растению.
После игры, строю детей полукругом и предлагаю отгадать загадки:
« Что же это за девица? Не швея, не мастерица, ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год». (Ель, сосна).
«То ли с крыши, то ли с неба, или вата, или пух, или, может, хлопья снега появились летом вдруг? Кто же их исподтишка сыплет будто из мешка?». (Тополь)
«Не сосна я и не ёлка. Только осень на порог, скину с веток все иголки до единой точно в срок». (Лиственница). 
«Корона – кудрявая, сучья – корявые, а плод полированный, как из меди кованный». (Дуб).
После отгадок демонстрирую деревья парка и шишки.
 
Предлагаю игру «Найди шишку».
Цель: закрепить знания о принадлежности шишки определённому дереву, упражнять в названиях деревьев.
Правило: искать шишку только на указанной территории, не вредить природе.
 Ход игры
Две команды детей ищут заранее спрятанную шишку на определённой территории. Обнаружив шишку, нужно подбежать к соответствующему дереву и назвать его, предварительно собрав свою команду и посовещавшись. Побеждает дружная команда, правильно выполнившая задание. 
Упражнять в названиях  деревьев можно прыгая на прыгалке или отбивая мячом «Я знаю 5 хвойных  (или лиственных) растений, ель-1 , сосна-2 и т.д.» После чего спросить, знают ли дети загадки о растениях. 
Загадки о деревьях, о лесе. 
В шубе летом,
А зимой  раздетый. (Лес)
Что цветёт без Цвета? ( Сосна)
Белый передник,
Зелёная коса.  (Берёза)
Никто не пугает,
А вся дрожит.. (Осина)
Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)
В костяном горшочке
Каша сладенькая
На солнце варилась. (Орех)
Зелёные кусточки,
Алые цветочки;
Когти-коготочки
Стерегут цветочки. (Шиповник)
 
Весной – белёная,
Летом – зелёная,
Осенью – калёная,
Зимой – хвалёная. (Калина)
 
По округе славится
Зелёная красавица.
Сарафан – как колокол,
По земле да волоком,
Шапочка – с опушечкой,
С острою макушечкой. (Ель)
 
Осень – сплетение радости и грусти. Радость – в дарах природы, в сборе урожая, в многоцветье  красок. Ну, а грусть – в пронзительной синеве небес, в которой утопает золотой багрянец крон деревьев, последний прощальный наряд природы, в тревожном шелесте листьев, в  птичьих стаях улетающих в тёплые края, в бесконечности мелкого осеннего дождика.
Да разве возможно рассказать обо всём! Осенние творения природы-художницы  прекрасны.
3.Подведение итогов
Возвращаемся к фонтану. Отмечаю активность и поведение детей. Спрашиваю, что они узнали нового, понравился ли им урок в парке. Прошу внимательно послушать стихотворение: 
Любите родную природу
Озёра, леса и поля
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля
На ней мы с тобою родились
Живём мы с тобою на ней
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Вы согласны с этими строками стихотворения? Давайте на прощание скажем парку добрые слова. 
Сажайте деревья, любите деревья.
Пусть ветер играет листвой.
И музыка света, и музыка жизни
Летит над зелёной листвой.
Осень по-своему прекрасна и привлекательна. Она несёт душе щедрость, сердцу – тепло от человеческого общения, вносит в нашу жизнь неповторимую красоту.
А теперь, поглубже вдохните чистый воздух осени и понесём его с собою в класс. Возвращение в школу.
 
Автор: Мелихова Наталья Валентиновна, учитель начальных классов МБОУ СШ №12 имени Героя России Александра Колгатина городского округа-город Камышин Волгоградской области


Автор: Мелихова Наталья Валентиновна




Добавить комментарий
| Комментариев к новости "Конспект урока «Окружающий мир» во 2 классе. Обобщающий урок - экскурсия по теме: «Осенние явления в природе. Разнообразие растений»" уже 0:

Читайте также
Добавить комментарий:
Введите код с картинки:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив