Конспект урока «Окружающий мир» во 2 классе. Обобщающий урок - экскурсия по теме: «Осенние явления в природе. Разнообразие растений»
Конспект урока по окружающему миру во втором классе.
Цели:
уточнить, обобщить и
закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, о
разнообразии
растений по характеру стебля, по видоизменениям листьев.
Развивать
умения узнавать деревья и кустарники парка по плодам, коре, форме кроны,
группировать по
разным признакам. Способствовать развитию познавательного интереса,
наблюдательности,
мышления.
Способствовать
воспитанию любви и бережного отношения к природе, эстетических и
патриотических
чувств.
Оборудование: плоды ясеня, клёна, акации, мяч, колокольчик, шишки ели и сосны.
Объекты
наблюдения: небо,
почва, деревья, кустарники, травы, птицы парка.
Ход урока
1.Организационный момент (в классе)
Приветствие. Знакомство
Сегодня мы пойдём на экскурсию в
наш центральный парк. Как он называется? Почему? Выслушиваю детей и говорю, что
нашим парком можно гордиться, это не
только место - памяти о войне, но и место отдыха горожан.
А ещё в парке растут растения, благодаря
которым в парке очень красиво, чистый воздух, летом прохладно, а зимой теплее,
чем в городе. Кто может назватъ растения, которые растут в парке?
После ответов детей, говорю (ЦУ), что на сегодняшней экскурсии мы повторим
~ названия растений, разделим их на группы, а ещё пронаблюдаем за осенними
явлениями в природе.
Чтобы экскурсия не повредила вашему здоровью и
здоровью обитателей парка, давайте вспомним правила поведения на улице и в природе.
Кто
расскажет нам правила поведения на улице? (вести себя дисциплинированно,
слушать старших, не выбегать на проезжую часть, переходить дорогу в
установленном месте, на «зебре» или светофоре).
А как
нужно вести себя в парке? (не сорить, не топтать газоны, не рвать растения, не
обижать животных). Вот теперь мы к походу готовы. Давайте одеваться. Далее
следует организованный путь в парк.
Экскурсия в парке
1. Вводная часть
Дети выстраиваются полукругом на открытом месте, у фонтана.
Предлагаю полюбоваться парком и ответить: «Пришла без красок и без кисти и
перекрасила все листья?
Какое сейчас
время года?» (Осень)
2.Основная часть (обобщающее
наблюдение).
Потом, предлагаю заметить признаки
осени на небе. Какого цвета небо? Какие облака? Как греет солнце? Какие осадки?
А теперь встаньте друг к другу спинками . Что вы видите вокруг? (Деревья и
кустарники голые, на них почти нет листьев, но много плодов, травы пожухли. Кое-где
пролетают птицы, их мало. Насекомых нет.)
А теперь
посмотрите под ноги, что увидели? (Мокрый асфальт, опавшие листья). Ребята, а
вы поняли, с чего началась осень? (С похолодания). А сейчас мы поиграем и
повторим признаки осени, а заодно и лета.
Игра «Назови признак осени».
Цель: закрепить признаки поздней осени.
Оборудование:
мяч или колокольчик.
Правило:
признаки не должны повторяться.
Ход игры
По
считалке выбирается водящий. Дети становятся в круг, на счёт 1-2-3, водящий
бежит и отдаёт колокольчик кому- то из детей, он быстро называет признак осени.
Если верно, то становится водящим, если нет, выходит из игры.
Можно
играть с мячом. Водящий кидает мяч со словами « осень» или «лето», дети должны
назвать признаки этих сезонов, при слове «огонь» повернуться вокруг себя, кто
ошибся, выбывает из игры. После окончания игры и подведения итогов ( переходим
на другое место ), обращаюсь к детям:
Ребята, вы заметили, что особенно много
плодов бывает у растений осенью.
Посмотрите,
какие плоды я обнаружила здесь, в парке (демонстрирую плоды). Предлагаю
запомнить их внешний вид. Объясняю, что из семян, которые есть в плодах,
вырастают новые растения. Посадкой растений в лесу занимаются лесники.
Предлагаю поиграть в игру «Лесник»
Цель: закрепить
знания о соответствии плода определённому растению.
Правило: собирать плоды только тех
деревьев, которые назовёт учитель.
Ход
игры
Показываю плоды одного растения, прошу назвать с какого
дерева плод. Предлагаю по команде 1-2-3, плод найди, собрать 3 плода от
названного дерева и быстро вернуться на место. Побеждает тот, кто быстрее
прибежал и не ошибся. Игра повторяется с другими плодами. Собранные плоды
аккуратно сложить под дерево, для «лесника».
Можно с этой же целью играть в игру «С какой ветки
эти детки».
Ход игры
Показываю плод ( другой) ,выясняем с какого он растения. По
команде 1-2-3 к клёну (акации) беги (можно
не бежать, а прыгать, причём по разному).
После
подведения итогов игры, предлагаю вспомнить, чем дерево отличается от
кустарника.
Играем в
игру «Кто, где живёт».
Цель: закрепить знания по группировке растений в зависимости от
характера стебля, образу жизни белок, лис и зайцев.
Правила: убегать от лисы и
прятаться под деревом или кустарником.
Ход игры
Детей
разделить на две группы «белочек» и
«зайчиков». Уточнить, что белки прячутся от лисы на деревьях, а зайцы под
кустом. Когда нет лисы, все дети бегают на полянке. По команде учителя
«опасность - лиса» Белки бегут под
дерево, зайцы - под кусты. Кто неправильно выполнил задание, того лиса ловит.
После этой игры следует уточнить, как
назывались те деревья и кустарники, под которыми прятались дети, чем деревья и
кустарники отличаются от травы.
Провести физминутку.
Правило: если я называю дерево (клён) - вы
поднимаете руки и тянетесь вверх, если кустарник
(смородина) - руки в стороны, а трава (полынь) - приседаете.
Ребята, вы обратили внимание, что у
одних растениях плоды, а на других шишки? А чем еще отличаются эти растения? (У
растений с шишками вместо листьев хвоинки, и они даже зимой стоят зелёными.).
Как правильно назвать растения с плодами и опадающими на зиму листьями? А как
назвать растения, которые всегда зелёные и листья у них - хвоинки? А какие
птицы питаются шишками? (дятлы, клесты). А синички, что ищут в парке? (семена
трав и лиственных растений)
Играем в игру
« Столовая».
Цель: закрепить знания о кормовых пристрастиях дятлов и синиц,
умения, различать хвойные и лиственные растения.
Правило: бежать к тому дереву, на
котором есть корм, не причинять при этом вреда растению.
Ход игры
Образуем команды «дятлов» и
«синиц».
По команде, пора в столовую, каждая группа
ищет свою еду. Побеждает та команда, которая быстро и правильно попала в свою
столовую, не причинив вреда растению.
После игры, строю детей полукругом и предлагаю
отгадать загадки:
« Что же это за девица? Не швея, не мастерица,
ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год». (Ель, сосна).
«То ли с крыши, то ли с неба, или вата, или
пух, или, может, хлопья снега появились летом вдруг? Кто же их исподтишка
сыплет будто из мешка?». (Тополь)
«Не сосна
я и не ёлка. Только осень на порог, скину с веток все иголки до единой точно в
срок». (Лиственница).
«Корона –
кудрявая, сучья – корявые, а плод полированный, как из меди кованный». (Дуб).
После
отгадок демонстрирую деревья парка и шишки.
Предлагаю игру «Найди шишку».
Цель: закрепить
знания о принадлежности шишки определённому дереву, упражнять в названиях
деревьев.
Правило:
искать шишку только на
указанной территории, не вредить природе.
Ход игры
Две команды
детей ищут заранее спрятанную шишку на определённой территории. Обнаружив шишку,
нужно подбежать к соответствующему дереву и назвать его, предварительно собрав
свою команду и посовещавшись. Побеждает дружная команда, правильно выполнившая
задание.
Упражнять в
названиях деревьев можно прыгая на
прыгалке или отбивая мячом «Я знаю 5 хвойных
(или лиственных) растений, ель-1 , сосна-2 и т.д.» После чего спросить,
знают ли дети загадки о растениях.
Загадки о деревьях, о лесе.
В шубе
летом,
А
зимой раздетый. (Лес)
Что цветёт
без Цвета? ( Сосна)
Белый
передник,
Зелёная
коса. (Берёза)
Никто не
пугает,
А вся
дрожит.. (Осина)
Весной
зеленела,
Летом
загорела,
Осенью
надела
Красные
кораллы. (Рябина)
В костяном
горшочке
Каша
сладенькая
На солнце
варилась. (Орех)
Зелёные
кусточки,
Алые
цветочки;
Когти-коготочки
Стерегут
цветочки. (Шиповник)
Весной –
белёная,
Летом –
зелёная,
Осенью –
калёная,
Зимой –
хвалёная. (Калина)
По округе
славится
Зелёная
красавица.
Сарафан –
как колокол,
По земле
да волоком,
Шапочка –
с опушечкой,
С острою
макушечкой. (Ель)
Осень –
сплетение радости и грусти. Радость – в дарах природы, в сборе урожая, в
многоцветье красок. Ну, а грусть – в
пронзительной синеве небес, в которой утопает золотой багрянец крон деревьев,
последний прощальный наряд природы, в тревожном шелесте листьев, в птичьих стаях улетающих в тёплые края, в
бесконечности мелкого осеннего дождика.
Да разве
возможно рассказать обо всём! Осенние творения природы-художницы прекрасны.
3.Подведение итогов
Возвращаемся к
фонтану. Отмечаю активность и поведение детей. Спрашиваю, что они узнали
нового, понравился ли им урок в парке. Прошу внимательно послушать
стихотворение:
Любите
родную природу
Озёра,
леса и поля
Ведь это
же наша с тобою
Навеки родная
земля
На ней мы
с тобою родились
Живём мы с
тобою на ней
Так будем
же, люди, все вместе
Мы к ней
относиться добрей.
Вы согласны с
этими строками стихотворения? Давайте на прощание скажем парку добрые слова.
Сажайте деревья, любите деревья.
Пусть ветер играет листвой.
И музыка света, и музыка жизни
Летит над зелёной листвой.
Осень по-своему
прекрасна и привлекательна. Она несёт душе щедрость, сердцу – тепло от
человеческого общения, вносит в нашу жизнь неповторимую красоту.
А теперь,
поглубже вдохните чистый воздух осени и понесём его с собою в класс. Возвращение в школу.
Автор: Мелихова
Наталья Валентиновна, учитель начальных классов МБОУ СШ №12 имени Героя России
Александра Колгатина городского округа-город Камышин Волгоградской области
Автор: Мелихова Наталья Валентиновна
Добавить комментарий | Комментариев к новости "Конспект урока «Окружающий мир» во 2 классе. Обобщающий урок - экскурсия по теме: «Осенние явления в природе. Разнообразие растений»" уже 0: