» » » Учебно-методическая разработка. Словарь по дисциплине "Основы философии"

Учебно-методическая разработка. Словарь по дисциплине "Основы философии"


Предлагаемая учебно-методическая разработка - словарь по основам философии, предназначена для студентов 2-3 курсов учреждений среднего профессионального образования. В словаре два раздела - "Термины" и "Персоналии". Словарь может быть также использован на занятиях по истории и обществознанию.

Словарь философских терминов


Абсолют – (лат.  absolutus) - понятие для обозначения вечного, совершенного и самодостаточного субъекта, творца всего существующего. В  религии  – это  Бог, в философии  Гегеля  – абсолютный  дух, в  философии  Шопенгауэра – воля. 
Агностицизм – (гр. agnostos-непознаваемый) - направление в философии, отрицающее познаваемость того, что не представлено в опыте (метафизические сущности, Бог и др.) 
Аксиология – (гр. axios-ценный и logos-учение) - учение о ценностях 
Анима – бессознательное мужчины, которое является женским 
Анимус – бессознательное женщины, которое является мужским 
Апория – (гр. aporia-безвыходное  положение)  - понятие, означающее в древнегреческой философии трудноразрешимую проблему. Апории Зенона  "Дихотомия", "Стрела" и др. 
Атрибут –  (лат. attribuo-придаю, наделяю) - неотъемлемое свойство предмета, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться. 
Бытие – понятие для обозначения всего существующего 
Вакуум – (лат. vacuum-пустота)  - определенная  физическая среда, физическое поле 
Вера  – свойство  человеческого  сознания  бездоказательно  признавать  истинными те или иные явления 
Верификациия – (лат.   verus-истинный и  facere-делать) - принцип,  согласно  которому  истинность суждения  должна подтверждаться опытным  путем  
Вещь в себе – понятие, введенное И.Кантом, означающее предметы и явления внешнего мира, которые остаются для человека непознаваемыми Герменевтика –  направление современной философии,   согласно  которому  основной  задачей  философии  является  толкование, понимание и интерпретация текстов 
Гносеология  – (греч. gnosis-знание  и  logos-учение) - раздел философии, изучающий процессы познания, учение о познании, теория познания  
Гилозоизм  – (греч.  hule-  вещество и  zoe-жизнь) учение о всеобщей одушевленности универсума 
Деизм –  (лат. deus-бог) учение,  признающее бога  безличностной  первопричиной мира                     
Детерменизм –  концепция  о всеобщей, закономерной связи и  причинной обусловленности всех явлений  
Дуализм – (лат.  dualis-два)  - признание двух несводимых друг к другу начал 
Диалектика – (греч.) - а) искусство диалога б) учение о всеобщей связи и развитии 
Закон – внутренняя,  необходимая,  существенная  и  устойчивая  связь между явлениями 
Интуиция – (лат.intueri-пристально  смотреть)  - процесс  непосредственного  постижения  истины без предварительного логического рассуждения 
Идеализм – философское  направление,  исходящее  из  первичности  духовного начала 
Истина – мысль,  суждение,  верно  отражающее  действительность,  критерием истины считается общественно-историческая практика 
Историософия – философия  истории,  обосновывющая софийность, одухотворенность исторического процесса. 
Качество  – существенная  определенность  предмета,  отличающая его  от других 
Количество – внешняя определенность предмета, выражаемая числом,  объемом и т.д. 
Креационизм – религиозное учение о сотворении мира 
Культура - (лат.cultura-возделывание, обработка) - совокупность создаваемых человеком материальных и духовных ценностей, которые характеризуют историческую ступень в развитии общества 
Легитимность - законность 
Логика – наука о формах, методах и законах правильного мышления
Материя – (лат. materia) - философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана нам в ощущении и не зависит от нашего сознания 
Мера - философская категория, выражающая органическое единство  качественных и количественных характеристик предмета или явления. 
Метафизика – (греч. meta-после) - буквально  "то, что следует  после  физики". По Аристотелю – первая философия, исследующая умозрительно постигаемые начала всего сущего, недоступные чувствам, способ мышления  противоположный диалектическому 
Мировоззрение - способ духовной ориентации человека в действительности, предполагающий целостное видение мира, понимание и оценку характера наших взаимоотношений с жизненной средой.
Мистицизм  – (греч. mystika-таинство) - религиозно-философское учение, признающее  возможность общения с Богом как духовной первоосновой мира  на основе мистической  интуиции путем озарения, экстаза, откровения  
Монизм  – (греч. monos-один) - философское учение, признающее основой мира одно начало (материальное либо духовное) 
Ноосфера – (греч.nous-разум и sphaira-сфера) - сфера  разума, область планеты и ближайшего космоса, где осуществляется разумная человеческая  деятельность 
Ноумен – (греч. noumenon) - термин, означающий постигаемую умом сущность 
Онтология – (греч. ontos-сущее и logos-учение) - учение о бытии 
Отчуждение – понятие, характеризующее процесс превращения продуктов человеческой деятельности в нечто независимое от людей и господствующее над ними (общественные отношения, деньги и др.) 
Объективный  - понятие, которое означает, что предметы, их свойства и отношения существуют вне и независимо от сознания 
Пантеизм – (греч. pan-все и theos-бог) философское учение, которое растворяет Бога в природе, отвергая  существование надприродного начала 
Позитивизм - направление в философии, основанное на утверждении, что истинное знание может быть получено на основе опытных наук, недооценивающее роль философии в теоретическом познании мира.   
Прагматизм – (греч. pragma-дело, действие) философское направление, в котором  под истиной понимается  то, что на практике ведет к успешным  результатам. 
Противоречие (логическое) – когда два суждения о предмете отрицают друг друга 
Развитие – процесс движения, результатом которого является переход от одного качественного состояния предмета в другое, от простого к более сложному и высшему 
Релятивизм  – (лат. relativus-относительный) – учение  об относительности, условности и субъективности человеческого познания  
Рефлексия (лат. reflexio-обращение назад) – обращение сознания на самое себя    
Самосознание – понятие, отражающее осознание себя как личности 
Соборность – одно из основных понятий русской религиозной философии, означающее свободное объединение верующих на основе их  общей веры 
Содержание – структурно организованная совокупность частей  объекта (элементов системы) 
Солипсизм ( лат. solus-единственный и ipse-cам) – учение субъективного идеализма согласно которому объективный мир существует лишь в сознании индивида 
Схоластика – форма существования философии в период Средневековья, которая стремилась рационально объясняя догматы религии, выявить предмет философии как особого рода познания  
Субстанция (лат. substantia- сущность) – понятие выражающее основу  всего сущего 
Случайность – это то, что обусловлено не существенными внешними  причинами, поэтому может быть, а может и не быть, произойти так или по другому. 
Структура (лат. structura-строение) – совокупность устойчивых связей и отношений, обеспечивающая единство и упорядоченность элементов системы 
Синергетика - междисциплинарное направление, исследующее процессы самоорганизации, возникновение порядка из хаоса Символ (греч. Simbolon  - знак,  примета)  – понятие,   означающее  способность материальных  предметов  и  чувственных  образов  выражать  
идеальное содержание, отличное от их естественного бытия  
Сциентизм – мировоззренческая  позиция,  согласно  которой  научное  знание является наивысшей культурной ценностью и достаточным условием  ориентации  человека  в  мире,  когда  только  за  наукой  признается  право  на  обладание истиной. 
Теизм- религиозное   мировоззрение, исходящее  из  признания  существования  над природного абсолютного бытия как бесконечной  божественной личности 
Телеология – учение о существовании цели в развитии мира 
Теодицея – учение об оправдании Бога 
Теократия – власть, поставленная и освещенная Богом 
Тождество – философская   категория, для обозначения одного из этапов развития, когда предмет,  являясь самим собой, в то же время отличен  от себя 
Трансцендентный - понятие, обозначающее  недоступный чувственному созерцанию мир, над опытный мир 
Утопия – термин, означающий  в  философии и общественной мысли социальный проект идеального общества без учета необходимых и достаточных для этого условий  
Фальсификация – философский принцип, согласно которому теория считается истинной, если отсутствуют факты ее опровергающие, в отличие от верификации, предполагающей подтверждение теории фактами. 
Философия – форма духовной деятельности, направленной на производство фундаментальных идей о характере взаимосвязи человека с жизненной средой, служащих основой его самоопределения и самореализации.
Форма – способ  существования и проявления содержания. Благодаря форме, организующей содержание, объект приобретает качественную определенность. 
Хилиазм – учение  о возможности установления  на земле  тысячелетнего царства с торжеством добра 
Холизм – философское учение, исходящее из целостности мира 
Эвдемонизм  – принцип  морали,  согласно  которому  высшей  целью  человеческой жизни является счастье, основанное на внутренней свободе 
Эгалитаризм – уравнительное равенство как принцип жизни людей в  обществе  
Эзотерический – тайный, сокровенный, понятный лишь посвященным 
Экзистенциальные вопросы – основные вопросы человеческого существования: вопросы жизни, смерти, совести, страха, одиночества и др. 
Экзистенция – внутренне состояние субъекта, которое не может быть  выражено на языке понятий 
Эклектика – механическое соединение различных, часто  несовместимых принципов 
Эманация –  термин,  означающий  истечение  чего-либо из общего, абсолютного центра 
Эмпиризм – философское направление, признающее приоритет  чувственного опыта в  познании 
Этика – учение о нравственном поведении человека 
Эвристика (греч. heurisko-обнаруживаю, открываю) – методологическая дисциплина, которая стремится решать проблемы,  возникающие в условиях неопределенности путем догадок, озарения,  инсайта 
Эстетика – философское учение о прекрасном 
Эсхатологизм  – религиозное  учение о конечных  судьбах мира и человека 
Элемент – неразложимый структурный компонент системы 
Явление – внешнее выражение сущностных сторон и связей предмета, которое носит случайный характер 
 

Персоналии философии

 

АБЕЛЯР Пьер (1079-1142) яркий представитель средневековой философии, выдающийся  оратор, которого называли Платоном Запада и  Аристотелем своей эпохи. Основатель концептуализма, занимающего среднюю  позицию в споре номиналистов и реалистов об универсалиях: общее существует вне и внутри конкретной вещи. Его учение стало началом  дисциплинарного разделения философии и теологии 
АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ  (354-430), с которым в философию пришел принцип монизма, принцип единого начала – Бога. Основные работы: "Исповедь", "О граде божьем". В ходе исторического процесса образуется два града:  град  земной, светский  – государственность, царство зла, греха, царство дьявола и град божий – церковь, царство Божие на земле,  которые возникают: первый - на основе любви к себе,  доведенной  до  презрения к Богу, второй – на основе любви к Богу, доведенной до презрения  к себе. 
АВЕРРОЭС (ИБН  РУШД) (1126-  1198)  - арабский  философ, представитель восточного аристотелизма. Признавая бытие Бога, считал, что  Бог не предшествует  бытию материи (она "совечна" ему).  Движение  (возникновение,  изменение  и  исчезновение)  содержится  как  возможность  в  самой материи,  а функция Бога -  превратить эту возможность в  действительность. 
АВИЦЕННА (ИБН СИНА)(ок.980-1037)- разносторонний мыслитель (философ, политик, врач, поэт, музыкант), представитель восточного  аристотелизма Он утверждал, что универсалии существуют трояко: до вещей в божественном разуме, в вещах как их сущность и после вещей в качестве  абстракций в человеческом разуме. 
АНАКСИМАНДР (ок.610-после 547 до н.э.)  - представитель милетской школы древнегреческой философии. Первоосновой сущего считал  айперон – неопределенную и беспредельную  субстанцию, включающую противоположные составляющие, которые могут изменяться, целое же неизменно. Это целое неистощимо в своих возможностях образования различного рода реальностей. 
АНСЕЛЬМ (1033-1109) средневековый теолог, представитель реализма, утверждавший, что   природа универсалий     принципиально  онтологична, т.е.универсалии существуют реально. 
БЕРГСОН Анри (1859 1941) – французский мыслитель, представительфилософ жизни. Основная работа "Творческая эволюция". Трактовал жизнь  как  метафизически-космический процесс, как "жизненный  порыв", как непрерывное творческое становление. Благодаря этому эволюция мира природы становится творческой эволюцией. Человек – существо творческое  и  через  него  проходит  путь  "жизненного порыва". Познание  этого  мира возможно лишь на основе интуиции, но у человека первоначальная  интуиция разделена на инстинкт, лишенный самосознания и доминирующий интеллект, способный  проникать в сущность  вещей.  Задача  философии  – помочь человеку строить жизнь на основе обеих этих составляющих. 
БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948) – русский религиозный философ и публицист. Работы: "Смысл  творчества"(1916), "Философия неравенства"  (1923),  "Истоки  и  смысл  русского  коммунизма" (1937), "О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии" (1939). Основная проблема философии Н.А.Бердяева – проблема  
свободы. Свобода по Бердяеву м.б. иррациональной и, следовательно,  причастной  к  появлению  зла.  Такая  свобода  приводит  к  зависимости от внешнего мира, к рабству вместо свободы. Человек - существо противоречивое и парадоксальное. Как индивид он - часть природы, как духовная личность не может быть частью чего-либо. Он соотносителен Богу, природе и обществу. Призвание  человека – не выбирать между добром и злом, а творить добро. Он верил, что коммунизм в России будет преодолен, но не силой извне, а изнутри путем духовного  перерождения   народа,  религиозного покаяния и возрождения. 
БЕРКЛИ  Джордж  (1685-1753)    английский  философов  и  богослов,  представитель  идеалистического  эмпиризма.  Основные  работы:  "Трактат  о  начале человеческого знания", "Три разговора между Гиласом и Филонусом". Беркли утверждает, что деление на первичные и вторичные качества вещей у  Локка ошибочны. И протяженность, и вкус  даны нам в качестве ощущений. Поэтому логичней  принять тезис, что вещи  суть лишь  комбинации наших  ощущений. Отсюда существовать – значит быть воспринимаемым. Поскольку ощущения – факты нашего сознания, значит бытие неотделимо от  сознания и совпадает с ним. Такая позиция ведет к солипсизму 
БЭКОН Френсис (1561-1626) – англ. философ и естествоиспытатель, основоположник методологии эмпирического (опытного) исследования, основанного на индуктивном методе. Основная работа "Новый органон". Создал учение об "идолах" ("призраках") ума, мешающих ученому получать достоверное знание. К ним относятся призраки рода, призраки пещеры, призраки рынка, призраки театра. Он сторонник экспериментальной науки, открытия торговых путей, поощрения мануфактур. В "Новой Атлантиде" он утверждает, что богатство вполне положительная общественная ценность, способствующая развитию и процветанию страны.  
БУДДА (пробужденный,  просветленный)-принц Гаутама, основатель буддизма, религиозно-этического учения существующего не одну тысячу лет. Будда учил, что человек сам способен достичь спасения,  если будет  следовать  его учению о 4 благородных  истинах. 1.жизнь  - это  страдание 2. страдания следуют за желаниями 3. путь избавления от  страданий - избавление от желаний.4.путь  избавления от  желаний -  следование учению Будды о созерцательном отношении к миру, стремлении изменять не мир, а  свое отношение к нему. 
ВИКО Джамбатиста (1668-1744) – итальянский мыслитель, предвосхитивший последующее развитие историософской мысли. Им выдвинута концепция исторического круговорота – цикличности форм социального устройства в виде трех эпох: божественной (безгосударственность, подчинение жрецам), героической (аристократическое государство) и человеческой (демократическая республика или представительная монархия). Каждый цикл завершается  кризисом, ведущим к распаду данного общества. 
ВИТГЕНШТЕЙН Людвиг (1889-1951) - австрийский  философ,  логик  и  математик. Стремился  свести  научное знание к логике и  математике, а философиюрассматривал как критику языка. Оказал существенное влияние на развитие лингвистической  философии, направленной на прояснение языковых выражений. Смысл философии видел в устранении путем анализа  естественного языка философских и других обобщений, считая их не просто  ложными, но и бессмысленными. 
ГАДАМЕР Ганс – немецкий философ, ученик М.Хайдеггера, герменевтик. Придает герменевтике универсальный смысл. В процесс понимания он включает все формы деятельности людей, включая практику. Он утверждает, что человек живет  в герменевтическом круге, круге понимания.  Человек - это "понимающее  бытие". В диалоге с текстом через понимание происходит осмысление  традиций с позиций реальных проблем своего времени и осуществляется развитие человеческой мысли. 
ГЕГЕЛЬ Георг Фридрих (1770-1837) - немецкий философ относится к великим  мыслителям  всех  времен, представитель объективного  идеализма.  Он развил  учение о категориях и законах диалектики, впервые в систематизированном  виде разработал основные принципы  диалектической  логики. В отличие от агностицизма и априоризма И.Канта он обосновывает диалектический принцип: сущность проявляется, а явление существенно, поэтому объект и мир познаваемы. 
ДЕКАРТ (1596-1650) Гл. работа "Метафизические размышления". В познании приоритет отдает интеллекту и  интеллектуальной интуиции. Сторонник теории врожденных идей. Считал, что познание начинается с сомнения. В сомнении выделяет три момента. Гл. тезис онтологии: "Мыслю, следовательно,  существую". Осн. категория метафизики Декарта - субстанция. Подлинная субстанция – Бог, а сотворенный им мир делится на  два рода субстанций – материальную (природа), атрибутом которой является протяженность, и духовную, обладающую врожденными  идеями, главный  атрибут - мышление. В этом - дуализм Декарта. 
ДЕРРИДА ЖАК (род.  1930) –  французский философ, представитель постмодернизма. Критикует европейскую  метафизику изучения культуры,  противопоставляя  ей  свой  метод изучения культуры  и заключенных в ее текстах опорных понятий  бытия, назвав его деконструкцией. Основное положение деконструкции: тексты создаются  на основе других уже существующих текстов. Вся культура – это серия текстов. Деконструкция  работает в направлении поиска одного текста внутри другого, встраивании одного текста в другой. Деконструвизм не столько философское  направление, сколько способ осмысления и прочтения текстов. 
ДЕЛЕЗ ЖИЛЬ (род.1926). Французский  философ. Концепция  Делеза, созданная совместно с Гваттари, базируется на  общей психологической  установке постмодернизма  по отношению к личности,  мотивации и поведению. В ней выражены  такие  характерные черты постмодернистского состояния, как фрагментарность мира, человека и культуры, неустойчивость языка и дискурса  (рассуждения). В таких условиях основным  видом  производства  становится производство желания, люди же превращаются в винтики социального механизма, а "машину желания. Лишенную  всякой  субъективности". 
КОНФУЦИЙ (551-479  г.  до  н.э.) - основатель конфуцианства - известного религиозно-этического учения."Ли"(ритуал, порядок) - главное понятие конфуцианской этики, регулирующей отношения правителей и подданных Поднебесной. Без соблюдения "Ли" невозможен общественный порядок, благополучие и процветание государства. Каждый должен  соблюдать свои обязанности: "Правитель  должен быть правителем,  слуга – слугой, отец - отцом, сын - сыном". Много внимания он уделял также упорядочиванию  древних книг и комментариев к "Книге перемен". Его  воззрения изложены в  работе"Беседы и суждения"("Лунь  юй"). Интерес к  идем Конфуция с конца XX века растет в современном Китае. 
КОНТ ОГЮСТ (1798-1857) французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии, разработавший  концепцию трех стадий интеллектуальной эволюции человечества: теологической, метафизической и позитивной, научной стадии, когда возникает положительная философия, на основе которой возникает социология.  
КУН ТОМАС (1922-1995) американский историк и философ науки в кн."Структура научных революций" создал учение о парадигме (образце) как  совокупности базисных взглядов и методологических средств, которыми руководствуется научное общество в исследованиях. Этот период, называемый  нормальной  наукой, прерывается  революцией в науке,  когда  происходит смена ее парадигм. 
ЛАКАТОС ИМРЕ (1922-1974) – последователь Поппера. Разработал одну из лучших моделей философии науки - методологию научно- исследовательских программ. Под программой он понимал серию сменяющихся теорий, объединенных основополагающими принципами. Она состояла из жесткого ядра, общего для всех ее теорий, негативную эвристику 
или "защитный  пояс", предохраняющий  ядро от  критических  аргументов, позитивную  эвристику,  позволяющую  на  время  игнорировать  критику  и заниматься конструктивными  исследованиями, пока не выяснится,  что устаревшую программу следует заменить более прогрессивной. 
ЛЕЙБНИЦ Г. (1646-1704) философ  Нового  времени, который  противопоставил учению Спинозы о единой субстанции, модусами которой являются  единичные вещи, учение о множественности субстанций - монад. Монады - неделимые  одушевленные сущности, взаимодействие  которых  рождает все  многообразие мира. 
ЛОКК ДЖ (1632-1704) философ Нового времени. Осн. работа – "Опыт о человеческом  разумении". Выступил против учения о врожденных идеях.  Знания добываются опытом и разумом. Создал учение о первичных и вторичных качествах. Первичные - величина, форма, фигура,  протяженность. Вторичные – цвет, звук, запах, вкус…относятся к познающему субъекту. В  этом проявился дуализм Локка. Беркли: объекты восприятия не существуют  вне  восприятия. Существовать  значит  быть  воспринимаемым. Объект  и  ощущение одно и тоже. (The same things). 
ЛАО-ЦЗЫ (VI в.до н.э.) полулегендарный мудрец, которому приписывают статус основателя  учения о Дао, переводимому как путь. Даосизм становится учением о  достижении бессмертия на основе  внутреннего самосовершенствования и медитации. Учение содержит начала  диалектики:  в  добре-зло,  несчастье  – счастье, кто много  сберегает  понесет  большие потери. Даосы выступали  против  развития  ремесел, призывали к  единству с природой,  придерживались  созерцательного отношения к  миру,  выраженного в принципе "увей" (недеяние"), невмешательства в Дао. 
НИЦШЕ Фридрих (1844-1900) – немецкий  философ, основоположник философии  жизни. Осн.  работы: "По ту сторону добра  и  зла", "Так говорил  Заратустра". Главная  идея - идея вечного возвращения:  
"Все умирает и все возвращается вновь". "Жизнь же стремится к максимуму чувств власти. "Поэтому разуму он противопоставляет волю, перерастающую в волю к власти. Он создает концепцию господства высшей  касты. Ницше провозглашает "смерть бога", на смену которому придет  "сверхчеловек", стоящий по ту  сторону добра и зла. На смену христианской религии и морали рабов  должна  прийти мораль господ: слабые и неудавшиеся должны погибнуть и надо им еще помочь в этом.  
ОККАМ УИЛЬЯМ (ок.1281-1348/49) стремился  максимальному обособлению знания от веры, дал убедительную  критику схоластического реализма. По его мнению универсалии не могут  содержаться в единичных  вещах в качестве особого в вещи и реального в вещи т.к., это привело бы умножению субстанций, что запрещено "бритвой Оккама" ("не следует умножать сущности сверх необходимости". Выражая себя в речи, универсалия есть только образ и знак вещей. 
РОСЦЕЛИН ИОАН (ок.1050-1122) средневековый теолог, представитель номинализма, утверждавший, что три Божественные ипостаси есть только слова. Имя "Бог" есть имя субстанции и изобретено для обозначения природы субстанции, а не Лица. Идеи Росцелина поставили проблему существования общего с новой силой. 
ПОППЕР КАРЛ (1902-1994) англ. философ представитель критического рационализма, предложил принцип фальсификации о признании принципиальной опровержимости любого  научного знания,  с помощью которого можно отделить научное знание от ненаучного.
Б.СПИНОЗА (1632-1677) признавал одну субстанцию и определял ее как причину самое себя. Спиноза – пантеист, для него Бог – безличная сущность, тождественная природе.
ТЕРТУЛЛИАН (155/165 – после 220) средневековый богослов, утверждавший, что  "философы  только стремятся к истине…христиане же владеют ею" поэтому рациональные Афины всегда после духовного Иерусалима.   Он приписывают известный тезис   "Верую,  потому что  абсурдно". 
ФРЕЙД ЗИГМУНД (1856-1939) - австрийский психолог, основатель философии психоанализа Создал учение об индивидуальном бессознательном (Оно), глубинном элементе  психики,  основанном  на  инстинктах. "Я" (Эго) - посредник  между  "Оно" и "Сверх-Я"  (Супер-Эго)  – совокупностью социально значимых мотивов поведения (мораль, совесть, долг, социальные запреты), стремящегося обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобряемого поведения с  помощью  Сверх-Я. Фрейд  стремился к  научному  объяснению  поведения,  учитывая   наличие открытого им бессознательного, призывая его  исследовать.  
ФРОММ ЭРИХ (1900-1980) – немецко-американский философ. Стремился  объединить идеи психоанализа, марксизма и экзистенциализма. Основные произведения: "Бегство от свободы", "Искусство любви", "Иметь или быть". В отличие от Фрейда и Юнга считал, что в личности нет ничего  врожденного, а характер формирующегося типа личности обусловливается ее экзистенциальным и историческим существованием. Фромм отверг биологизм Фрейда и пересмотрел символику бессознательного, сместив акцент исследования с подавленной сексуальности на конфликтные  социальные  ситуации, требующие  разрешения. В кн. "Иметь или  быть"  он утверждает, что наша цивилизация гибнет из-за "жажды  обладания". Сущность же бытия -  принцип  быть, а  не иметь и выжить  возможно, если человечество перейдет к этому принципу. 
ЮМ  ДЭВИД (1711-1776) – английский философ, представитель агностицизма. Утверждал, что человек не в силах выйти за пределы  собственных ощущений,  поэтому  достоверное  знание  может  быть  только  логическим. Источником же нашей  практической уверенности служит вера, которая исходит из привычки видеть данное явление повторяющимся. 
ЮНГ КАРЛ (1875-1961) швейцарский психолог и культуролог, ученик Фрейда. Создал учение о психологических типах (интровертах, экстравертах)  и коллективным бессознательным в виде  структур и образцов восприятия  мира и поведения. Юнг назвал их  архетипами. Они является врожденными, наследуются генетически и сходны с инстинктами по влиянию на поведение. Онтогенетически архетипы представлены в сновидениях, воображении, иллюзиях. Филогенетически - в мифах, легендах, сказках, эпосе. Его учение о  коллективном бессознательном обогатило философию психоанализа. 
                                           
Надеюсь, что мой словарь философских терминов и персоналий вам пригодится. 

Автор: Скорятина Татьяна Юрьевна, преподаватель НОУ СПО "ТЭТК", город Тольятти 
 






Добавить комментарий
| Комментариев к новости "Учебно-методическая разработка. Словарь по дисциплине "Основы философии"" уже 0:

Читайте также
Добавить комментарий:
Введите код с картинки:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив