ТРИЗ помогает педагогике воспитать человека-мыслителя
Предлагаю вам статью по теме «ТРИЗ помогает педагогике воспитать человека-мыслителя». Данная работа будет полезной учителям начальных классов и воспитателям детских садов. Цель: познакомить с ТРИЗ (теорией решения изобретательских задач), ее направлениями и возможностями.
«Наша цель - не просто развивать фантазию детей (с этим у них все в порядке), а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов». Е.Крылов
ТРИЗ помогает педагогике воспитать человека-мыслителя
Природа щедро наделила каждого здорового ребенка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности! А помочь ему в этом может ТРИЗ. Решая изобретательские задачи, ребенок не только будет получать углубленные знания, но и легко применять их на практике. С помощью ТРИЗ ребенок будет легче устанавливать причинно-следственные связи, глубже проникать в характер явлений, видеть «невидимое» и, главное - мыслить неординарно, творчески.
Но в жизни мы видим совсем иное: сколько еще слез проливают ребятишки, которым трудно даются знания, сколько горьких раздумий достается на долю учителя, когда с обучением так плохо. При ознакомлении младших школьников с природой учителя, в основном, использую традиционные методы: наглядные, практические и словесные (труд, наблюдение, показ картин и диафильмов, рассказ и объяснение воспитателя). Они направлены на то, чтобы дать необходимый объем знаний об объектах и явлениях живой и неживой природы.
Но использование этих методов недостаточно, так как это приводит к низкому уровню развития познавательных процессов у младших школьников: так дети затрудняются проводить анализ и синтез, выявлять главные признаки объектов, устанавливать причинно-следственные связи, существующие в природе, легко оперировать природоведческими понятиями, пользоваться схемами и моделями, проявляя при этом свое творчество.
А все эти навыки необходимы ребенку при обучении в школе. Потому, что не испытывают трудностей в учебе те ребята, которые уже до школы обладали высоким уровнем развития. Достаточно дать детям, только еще поступающим в школу, несколько психологических тестов, чтобы сказать: вот эти будут хорошо и легко учиться, эти - средне, а эти- с трудом; одни уже имеют «задатки» исследователей, а другие - нет, у одних уже заметен творческий потенциал, а у других его не обнаружишь никакими способами.
Где же получается такая разница в уровне развития? Ученые исследовали дошкольников младших возрастов и убедились: чем моложе были дети, тем ближе они были по развитию, тем меньше они отличались друг от друга. Следовательно, развивать творческие способности надо с дошкольного возраста, применяя при этом Разнообразные методы, один из которых - ТРИЗ.
С какого же возраста можно применять в обучении и воспитании ТРИЗ? Этот вопрос очень проблемный. ТРИЗ была придумана для взрослых, потом получила распространение у школьников, и лишь 2-3 года назад Триз попала в начальную школу, куда ее ввел инженер из Норильска Михаил Наумович Шустерман, разработав специальные методы. У детей младшего школьного возраста еще не выработаны стереотипы мышления, мозг не перегружен информацией, а фантазия раскрепощена.
По замечанию Л.С. Выготского, младший школьник принимает программу в той мере, в какой она становится его собственной. То есть мы возвращаемся к известной формуле - идти от ребенка. Пусть гением будет ребенок, лишенный всяческих стереотипов в своем познании мира. Задача взрослого - не мешать, а помогать развитию оригинального мышления малыша, его способности думать, творить. Талантливое мышление, по ТРИЗу, предполагает системность мысли, умение видеть мир в противоречиях, способность генерировать неожиданные идеи.
Усвоение исторически накопленного богатства знаний требует от ребенка большого умственного напряжения, серьезной умственной работы, хотя оно и усваивается под руководством учителя, то есть мыслительная деятельность - необходимая основа не только для добывания совсем новых знаний, но и для усвоения уже добытых ранее знаний. Когда ученый делает значительное открытие, то оно является новым не только по отношению к предыдущим стадиям его мышления, но и вообще всей его творческой жизни, то есть оно также соотносительно с его жизненным опытом. В этом общность мышления ученого и ребенка.
Принципиальное различие между мышлением ребенка и ученого заключается в том, открытие ученого может стать новым не только для него, но и для всего человечества. Ребенок, в процессе своего мышления, открывает нечто новое лишь для себя, обновляет и развивает свой жизненный опыт. Учитель должен стремиться не к передаче детям готовых знаний, а к организации такой детской деятельности, в процессе которой они сами делаю «открытия», узнают что-то новое путем решения проблемных задач. А это и есть не что иное, как ТРИЗ.
Процесс создания теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) претерпел несколько стадий. Автор ТРИЗ - Генрих Саулович Альтшуллер- с самого первого шага рассматривал ее как часть общей теории сильного мышления. Разработка же ТРИЗ началась с создания аппарата решения задач высокого творческого уровня. Поскольку этот аппарат создавался на базе техники, ибо только в технике имеется классифицированный информационный фонд- фонд описания изобретений, то и «решательный инструмент» был создан именно для изобретательских задач.
Свое название Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) получил в 1965 году. В приложении к «Экономической газете» за 1 сентября 1965 года «Технико-экономические знания», выпуск 27(41) была опубликована работа Г.С. Альтшуллера «Внимание: алгоритм изобретения!» Эта публикация вызвала бурю негодования со стороны «теоретиков» творчества.
Они заявили, что алгоритм - система жесткая, дающая однозначный результат, а изобретение непредсказуемо и, следовательно, с помощью алгоритма нельзя получить чего-то нового. Позднее противники нового в изобретательском деле утверждали, что «АРИЗ как решательный аппарат еще можно использовать, но ТРИЗ быть не может!» Так что же такое все-таки АРИЗ? Алгоритм или не алгоритм? И можно ли с его помощью решать изобретательские задачи высокого уровня?
АРИЗ - комплексная программа алгоритмического типа, основанная на законах развития технических систем и предназначенная для анализа и решения изобретательских задач. Автор АРИЗ - Г.С. Альтшуллер, вначале один, а последние годы с большой армией своих учеников постоянно из года в год совершенствует алгоритм, все более формализуя его шаги и усиливая решательную способность.
Таким образом, АРИЗ, разрушая стереотипы формальной логики, строит свою парадоксальную логику. Если раньше изобретательство было, так сказать, «игрой без правил», рассчитанной лишь на талант, на озарение, то АРИЗ создает «правила игры без правил», делая управляемым процесс создания изобретения высокого уровня. Слово «изобретение» многозначно. Изобретением называют как процесс создания чего-то нового, ранее неизвестного, так и результат этого процесса. Сам результат может быть различным по характеру: говорят, например, об изобретении машин, технологических приемов, письменности, азбуки, нумерации, системы счислений.
А как же изобретатель ищет решение задачи? Если он работает по старинке, то типична такая картина. Вначале могучий «вектор инерции» влечет изобретателя на известные, стереотипные пути решения. Потратив много сил и времени, изобретатель, в конце концов убеждается, что все они ведут в тупики. Часть изобретателей, назовем их условно «рабами вектора», на этом прекращают единоборство с задачей, считая ее неразрешимой. Другая, более многочисленная часть, освободившись от рабства, вырывается на просторное поле всех возможных решений задач. А оно может быть поистине огромным.
Разработка и совершенствование АРИЗ проводились более трех десятилетий, при этом шел поиск наиболее рациональной тактики решения изобретательских задач. Главное при построении АРИЗ было найти в безбрежном океане возможных решений некий ориентир, который позволил бы отказаться от слепого перебора вариантов.
АРИЗ дает такой ориентир. Он назван «идеальной машиной». В практической деятельности людей непрерывно возникает большое число технических задач, требующих решения. Далеко не все они являются изобретательскими. Задача становится изобретательской, если необходимым условием ее решения является преодоление технического противоречия.
Анализ более 40 тысяч изобретений, проделанный при разработке и дальнейшем усовершенствовании АРИЗ, показал, что, несмотря на бесчисленное множество изобретательских задач, содержащиеся в них технические противоречия часто повторяются. А раз есть типичные противоречия, то должны существовать и типичные приемы их устранения.
Статистическая обработка изменений вскрыла сорок наиболее эффективных приемов для устранения технических противоречий. Им даны краткие и образные названия, хорошо отражающие их сущность и легко запоминающиеся. Вот некоторые из них: принцип «дробления», принцип «ассиметрии», принцип «матрешки», принцип «антивеса», принцип «наоборот», принцип «обратить вред в пользу», принцип «заранее подложенной подушки»…
В основе методики ТРИЗ лежит творчество человека. В Большой Советской энциклопедии отмечается, что творчество - это деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Творческий процесс протекает очень сложно и практически не поддается управлению. С точки зрения психологов творчество проявляется при самостоятельном решении всякого рода головоломок, новых задач человеком любого уровня развития.
Ученые и изобретатели пришли к выводу, что творчество неуправляемо и непознаваемо. Издавна изобретательские задачи решались перебором вариантов. Но это зависело от множества факторов. Поэтому необходимо было выбрать другую методику, дающую тот же результат, но методику управляемую, хорошо организованную, эффективную. Ею и стала методика РИЗ. Александр Иванович Фурсенко, Сергей Васильевич Романовский. Дмитрий Михайлович Беренштейн изучали психологические аспекты творческой деятельности.
Они считают, что психологический аспект творческой деятельности заключается в раскрытии закономерностей творческого процесса и создании атмосферы, стимулирующей его. Решение творческой задачи должно начинаться с ее формулировки и системного анализа. Фурсенко, Романовский и Беренштейн очень подробно рассмотрели психологические явления, определяющие склонности индивида к творческому мышлению.
В творческом процессе тесно взаимодействует осознанное с интуитивным, когда после определенного накопления информации наступает озарение, то есть схватывание элементов ситуации в тех связях и отношениях, которые гарантируют решение задачи. Решение задачи начинается с формирования проблемной ситуации. Этому периоду предшествуют нередко долгие и трудные поиски. Эксперименты в качестве подсказки для формулировки задачи и ее решения служат ассоциации и аналогии.
Установлено, что большое влияние на творческий процесс оказывают способности замечать и формулировать технические противоречия, проявлять фантазию, подвергать сомнению очевидные на первый взгляд причины, умение ставить вопросы, избегать поверхностных суждений, проверяя каждый вариант гипотез. Воображение в творчестве играет особую роль. Автор теории относительности А. Энштейн писал по этому поводу, что воображение часто важнее знания.
Знания ограничены, в то время как воображение охватывает весь мир, стимулируя процесс и давая начало эволюции. Строго говоря, воображение - это решающий фактор в научных исследованиях. Как показывает жизнь, это важное свойство человеческой психики можно и нужно развивать. Противоположностью творческого воображения, фантазии является психологическая инерция, которая связана с некоторыми особенностями человеческой психики.
В творческом процессе заметную роль играет и вдохновение - сугубо индивидуальное психическое состояние, при котором мотивы развиваются в потребности личности и вызывают мощный прилив творческой энергии. При этом особенно ярко проявляются два уровня мышления-интуитивное (мышление скачком) и дискурсивное (постепенное, шаг за шагом). Как уже сообщалось, оба они, будучи противоположными, находятся в тесном единстве.
Интуитивное мышление отличается от дискурсивного тем, что его логические шаги отчетливо не выражены и решение проблемы воспринимается индивидуумом как догадка, требующая логического обоснования. «Посредством логики доказывают, посредством интуиции изобретают»,- утверждал А. Пуанкаре. Он обрабатывал проблемную ситуацию сначала дискурсивно, используя прошлый опыт, превращая проблему в познавательную творческую задачу.
Это порождает потребность в новом знании. В ходе деятельности возникает другой, неосознаваемый опыт, который иногда содержит ключ к решению задачи. Он проявляется интуитивно. Анализ интуитивного решения превращает его в логическое. Такое превращение и есть формализация интуитивно полученного решения.Анализируя задачу, необходимо стремиться к предельному упрощению, к поэлементной ее схематизации, используя закономерности моделирования.
Анализ достижений психологии творчества указывает на возможность внесения изменений в педагогику творчества. Михаил Наумович Шустерман определил: что же такое ТРИЗ в переложении на язык школьной педагогики. Он считает, что принципиальное отличие ТРИЗ от каких либо методик и теорий в том, что оно не сборник отдельных приемов, действий, навыков и не их формализация, а попытка создать метод, посредством которого можно решать многие задачи, в том числе и педагогические, находить новые идеи и быть в постоянном творчестве.
Это тем более важно, когда речь идет о воспитании- самой диалектической науке. Более того, о воспитании, когда взрослый имеет дело с благодатной, доверчивой, податливой аудиторией- с развивающейся детской личностью. Современное обучение развивает в детях только одну сторону - исполнительские способности, а более сложная и важная сторона - творческие способности человека отдаются воле случая и у большинства остаются на плачевном уровне.
В принципе, каждого здорового ребенка можно сделать и творчески развитым, но незнание этого не позволяет. Творческие умы пока большая редкость.
Надо начинать развитие способностей как можно раньше, и главное, что для развития способностей нужна другая методика общения с ребенком, в чем-то в корне отличная от привычного всем показа, рассказа, объяснения, то есть обучения.
Итак, первое условие успешного развития творческих способностей – раннее начало, точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего плавания, ранней гимнастики, раннего хождения или ползания, то есть с очень раннего физического развития. Да и позже раннее чтение, ранний счет, раннее знакомство и работа со всякими инструментами и материалами тоже дают толчки развитию способностей, и самых разных. Но когда именно начинать развитие самих творческих способностей? И как это делать?
Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учат ребенка разговаривать. Никто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с ним. С ним просто говорят – со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает. Кажется ничего. Проходит пять, десять месяцев, наступает момент - произнесено первое слово! Условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены ЗАРАНЕЕ, они опережали развитие речи, непрерывно стимулировали его, и созревание соответствующих отделов мозга шло успешно.
Не по этой ли причине в семьях музыкантов, где ребенок с младенчества слышит музыку и очень рано пробует свои силы в этой области, дети, как правило, обладают высокоразвитыми музыкальными способностями? А что если и в развитии других способностей поступить таким же образом: насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться? Именно в этом и состоит второе важное условие эффективного развития способностей.
Третье, чрезвычайно важное, условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше.
Это давно знают, например, шахматисты, которые всегда проводят тренировочные встречи только с сильными или даже превосходящими их по силе соперниками. Парадоксально, но это условие максимального напряжения сил легче всего осуществляется тогда, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но опытом взрослого не воспользуешься – объяснить такому маленькому еще ничего нельзя.
В это время малыш больше, чем когда-либо, вынужден заниматься творчеством, решать многие, для него совершенно новые задачи самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют это делать, а не решают их за него). Четвертое условие - ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-то делом, в выборе способов работы и так далее.
Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу. Но предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослого – вот последнее (пятое) немаловажное условие успешного развития творческих способностей. Самое сложное здесь, пожалуй, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку.
Нельзя делать за ребенка то, что сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка – распространенная форма «помощи» детям, но она только вредит делу! Для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста необходимо использовать методы ТРИЗа.
Автор: Сербина Любовь Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №7 имени Береста А. П. г. Ростова-на-Дону