Программа воспитательной деятельности «Я и творчество»
Предлагаю вам программу воспитательной деятельности для учителей начальных классов «Основное направление – творческое».
Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать
взрослыми, надо принимать их как повторение
своего детства, чтобы совершенствоваться самому,
надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть
гуманным педагогом.
Ш. А. Амонашвили
Программа воспитательной деятельности «Я и творчество»
Социально-экономическое положение в стране требует от ребенка быстрой адаптации к новым условиям существования. Встаёт проблема: как в условиях рыночной конкуренции, смещения ценностей от высоких идеалов к идеалам материального достатка сохранить лучшие нравственные качества подрастающего человека. Цель воспитательной работы сегодня - помочь ребенку быть субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, на самостоятельную выработку идей.
Встаёт задача создать ребёнку условия для свободного выбора форм, способов самореализации на основе общечеловеческих ценностей. А для этого надо способствовать тому, чтобы среда, в которой находится ребенок, была как можно более разнообразной, вариативной. Программа должна помочь ребенку строить свою жизнь и после окончания школы. В основу программы положены идеи и мысли В. А. Караковского, Н.Е.Щурковой, В.А.Сухомлинского.
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность – в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, учреждений дополнительного образования детей, средств массовой информации и т. д. В социальном опыте человека особенно важен первый, хотя бы робкий успех в жизни. Для ребенка естественным “ полигоном” радостей и разочарований, успехов и неудач являются семья, школа, учреждения дополнительного образования.
Необходимость повышения конкурентоспособности каждого в условиях жесткой требовательности общества к адекватной социальной приспособленности личности, к адаптации ее в широком смысле слова, к ее функциональным возможностям – это повседневная реальность, “заданный параметр” современной цивилизации. Поэтому необходимы личные усилия, личная ответственность ребенка за свой успех в жизни, который возможен лишь в результате упорного труда. Личность ответственна перед собой в качестве субъекта гражданского общества.
Формы самовыражения личности могут быть бесконечно уникальными и многообразными, однако в конечном счете они выступают в качестве внешнего проявления более фундаментальных запросов человеческой психики. Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы.
Моя воспитательная деятельность - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов класса, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива. Созданная модель помогает более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную систему, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных проблем, согласовывать устремления действий учителя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в коллективе.
А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности коллектива и его членов. Повышение эффективности воспитательной работы в школе связано с формированием целостности педагогического процесса, что возможно в условиях воспитательной системы.
Воспитательная система в школе – целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. Воспитательная система школы создается усилиями всех участников педагогического процесса: учителями, детьми, родителями. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их реализации, организуется деятельность.
Цели воспитательной деятельности:
- Гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для всемерного развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию.
- Создать условия для жизнедеятельности школьного коллектива с едиными задачами и общими направлениями деятельности.
- Создать условия для саморазвития школьника.
Задачи:
- Предоставить дополнительные возможности для проявления творческих способностей детей, их активного вовлечения в организацию и проведение дел.
- Использовать широкий выбор направлений, форм и видов деятельности.
- Оказать поддержку развитию организаторских качеств школьника.
- Учить заботиться друг о друге.
Критерии эффективности воспитательной системы:
- сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности учащегося;
- развитость креативных способностей учащихся;
- проявление индивидуальности каждого ученика и класса в целом;
- сформированность коллектива.
В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса, такие как:
- методики для исследования развития познавательных процессов личности учащегося;
- тест «Креативность»;
- социометрические методы;
- тест «Цветок настроения»;
- сочинение-рассуждение, «Каким я стал за этот год и почему»;
- анкета «Я и педагог»;
- элементы ТРИЗа;
- элементы арттерапии;
- элементы куклотерапии;
- и другие.
Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива, а также добиваться поставленных целей и задач.
Прогнозируемые результаты программы:
- формирование навыков и привычек нравственного поведения;
- обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств;
- формирование у детей ответственности за свое здоровье;
- вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм;
- формирование коммуникативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях;
- развитие органов классного ученического самоуправления;
- повышение мотивации обучающихся к учебной и воспитательной деятельности.
Документы воспитательной деятельности.
Воспитательная деятельность разработана в соответствии с:
- законом РФ « Об образовании»,
- конвенцией о правах ребенка,
- концепцией модернизации содержания и структуры российского образования до 2010 года,
- концепцией воспитания в образовательной среде Ростовской области на период до 2010 года,
- уставом МОУ СОШ № 7 имени Береста А.П.,
- локальными правовыми актами.
Структура программы.
1. Я и мои интересы.
Создание условий для воспитания независимого, уверенного в себе, способного отстоять свое мнение ребенка.
Организация активной жизни детского коллектива через такие формы деятельности, как КТД, КВН, олимпиады, предметные недели.
2. Я – гражданин России.
Участие в патриотическом движении через тесное сотрудничество с Советом ветеранов, проведение акций: «Спешите делать добро», «Герои живут рядом»
Знакомство с народными обычаями, праздниками, изучение фольклора через участие в различных праздниках: «Масленица», «Театр русской сказки» и т.д.
3. Я и творчество.
Выявление потребностей, интересов и склонностей школьников.
Создание широкого простора для творческой самореализации интересов детей через кружки и различные творческие объединения.
Стимулирование развития творческих способностей школьника.
4. Я и природа.
Приобщение к миру природы, участие в экологических акциях «Птичку жалко», «Конкурс букетов», «Я – хозяин моего города».
Формирование у школьников представлений о ценности мира, о единстве человека и природы, о человеке, как части природы.
5. Я и моя семья.
Организация совместного досуга детей и родителей через совместные дела, праздники, экскурсии, поездки.
Изучение прав и обязанностей ребенка в семье.
Организация и осуществление связи поколений через уроки-встречи, совместные мероприятия.
6. Я – культурный человек.
Посещение культурных центров, театров, музеев.
Развитие способности школьников соотносить культурные, социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности: общении, учебной, трудовой, художественной, спортивной.
7. Я и окружающие меня люди.
- Познание самого себя, своего отношения к людям, к своему коллективу, близким, друзьям, окружающим.
- Формирование доброго отношения к людям, к своему коллективу, близким, окружающим через участие в акциях «Спешите делать добро», «Ветеран живет рядом».
- Выработка навыков сотрудничества через организацию совместной деятельности с библиотекой имени Листопадова.
- Воспитание таких качеств, как доброта, милосердие, чувство долга и товарищества, заботы о ближнем.
Приоритетным направлением в своей работе я считаю блок «Я и творчество» и хочу рассмотреть его более подробно.
Блок воспитательной деятельности «Я и творчество»
Цели:
- Поэтапное создание условий для развития личности ребенка;
- воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной и трудовой деятельности и нравственному поведению;
- воспитание активного, инициативного человека, способного к постоянному самосовершенствованию;
- формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.
Задачи:
1. Создать максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развитию детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений желаний; благоприятный психологический климат в классе для детей и родителей. развивать творческие способности школьников;
2. Связать в единое целое: коллектив детей, учителей и родителей.
3. Воспитывать в детях:
- любовь к Родине, своему селу, родному дому;
- способность к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения; уважение к членам своей семьи; формировать общечеловеческие нормы морали (доброта, взаимопонимание, терпимость);
- эстетическое, нравственное и практическое отношения к окружающей среде;
- потребность в здоровом образе жизни;
- знакомить учащихся с прошлым и настоящим своей малой родины, приобщать учащихся к культуре своего отечества, народа, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях;
- прививать чувства прекрасного на примерах музыки и живописи.
- развитие потребности в творческом труде, воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни;
- развитие стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию;
4. Осуществлять приобщение школьников к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности;
5. Формирование системы самоуправления в классе.
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственностью за судьбу страны».
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формируется желание и умение учиться.
Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности. Ни одно учебное заведение на сегодняшний день не может заявить о себе как о современном, гуманном, личностно-направленном, если ограничится лишь передачей ученикам знаний и не разовьет в них способность самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, если не научит детей ценить и развивать свою собственную уникальную личность и уважать и восхищаться неповторимостью личности другой.
В центр воспитательной деятельности был поставлен ребенок и определены следующие приоритетные направления воздействия на его личность:
- познай себя как личность интеллектуальную, гуманную, духовную, свободную и творческую через формирование ценностного отношения к себе и другим;
- найди себя как человека – гуманиста, таланта, творца, труженика через освоение ценностных ориентиров, позиций и опыта поколений, через овладение различными умениями во внешкольной деятельности;
- реализуй себя как социально мобильный субъект – товарищ, друг, член семьи, член общества, гражданин великой страны – через становление социально активной личной, гражданской позиции.
Природу творческой деятельности рассматривали М.М.Бахтин, В.С.Библер, И.А.Герасимова, Э.В.Ильенков, Б.М.Кедров, А.М.Коршунов, Д.С.Лихачёв, М.К.Мамардашвили, Ф.Т.Михайлов, В.С.Швырёв, А.Т.Шумилин.
Психолого-педагогические особенности творческой деятельности рассматривались в работах В.И.Андреева, А.Г.Асмолова, О.Ю.Богданова, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Н.Лука, А.Маслоу, Р.С.Немова, Н.Д.Никандрова, С.Л.Рубинштейна, А.К.Сухотина, Д.И.Фельдштейна.
Проблемы оптимизации образовательных процессов и систем рассматривались Ю.К.Бабанским, А.М.Моисеевым, М.М.Поташником.
Проблематика формирования познавательной, творческой и других видов активности младших школьников в последние годы раскрыта в диссертационных исследованиях М.В.Гринёва, Т.П.Зайченко, Г.Н.Котельниковой, Т.Н.Лукьянченко, Т.А.Старовойтовой.
Оригами как средство обучения и воспитания школьников рассматривается в исследованиях С.Ю.Афонькина, Е.Л.Кабачинской, М.М.Литвинова, С.В.Опаричевой, Г.А.Соколовой.
Несмотря на разработку отдельных сторон проблемы, педагогический аспект формирования творческих способностей у учащихся начальной школы, связанный с подбором средств и методов оптимизации учебно-воспитательного процесса, еще недостаточно изучен. Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше. Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.
Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, тупости, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. Подлинное творчество – это продолжение многовекового развития человечества, его духовного богатства, его нравственности. Творческий стиль жизни – это не привилегия одиночек, это единственный способ нормального существования и развития общества. Но это, к сожалению, еще не всеми осознано. И на нас лежит огромная ответственность – развить в ребенке творческое начало для того, чтобы состоялся человек, личность.
Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы.
Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности. Во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей. Наконец, третья группа – это зависимость развития от характера и структуры деятельности.
Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, разработки процессуального механизма реализации этого содержания, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности. Одной из главных задач, стоящих перед школой, является создание оптимальных условий для развития каждого учащегося в различных видах трудовой деятельности.
Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт.
В процессе формирования личности воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности.
Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте состояние общественного сознания и общественной жизни. Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.
В Послании Президента Законодательному собранию указано, что школьное образование представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека, является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны. Кроме того, система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации.
Одной из задач Концепции школы, в которой я работаю, является дифференциация и адаптация системы школьного образования по отношению к учащемуся, обеспечение максимально благоприятных условий для социализации каждого учащегося, реализации его творческого потенциала. Таким образом, мы стремимся подготовиться к решению проблемы прикладной и практической ориентации образования.
Выделю некоторые направления разрабатываемой национальной образовательной стратегии. При этом обозначу основные формы, методы, приемы, средства реализации взаимоотношения учителя и ученика, нашедшие практическое применение в моей педагогической деятельности. Первое направление таково: уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
В моей педагогической практике развитию детских способностей уделено много внимания. Я пришла к выводу, что раскрывать их следует через создание развивающей среды. Целесообразным можно считать применение метода диагностики. Диагностика выявляет скрытые способности, задача педагога – смоделировать ситуацию, в которой потенциал раскроется. Выявив у детей способности к какому-либо виду деятельности, я объединила усилия учителей, психолога, родителей и педагогов дополнительного образования.
Другой результативный метод - метод вовлечения. Через вовлечение в деятельность ребёнку предоставляется возможность выбора реализовать свои способности в различных сферах. Задачи педагога – постоянно развивать способности школьника. В.А.Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Развитие функций руки и речи в ходе развития человека шло параллельно. В связи с выполне-нием более тонкой и сложной работы происходило увеличение двига¬тельной проекции кисти руки в мозге человека. Таким образом, реализуется на практике методика коррекции речи, а вместе с ней и развития способностей через развитие мелкой моторики руки.
Начальная школа видит свою основную цель помощи детям в их интеллектуальном, эмоциональном, физическом и социальном развитии, предоставив им соответствующие возможности обучения. Для реализации этих задач я предлагаю использовать различные технологии. Главная задача их использования состоит в том, чтобы помочь детям подготовиться к усвоению предлагаемых знаний наилучшим образом. Детей нельзя заставить научиться чему-либо. Даже наиболее эффективно работающие учителя не могут научить детей, которые еще не готовы учиться. В таком случае игровая терапия является дополнением к обучающей среде, опытом, который помогает детям наиболее эффективно использовать свои способности к учению.
В основе взаимоотношений лежит метод безоценочного принятия ребенка. Благодаря этому создается атмосфера безопасности, заботы и понимания, что способствует возникновению у ребенка переживаний, поддерживающих разрешение быть самим собой, таким как он есть в эту минуту.
Арттерапия усиливает ощущение собственной личностной цели, повышает художественную компетентность, также создает ощущение удовлетворения в результате скрытых умений и их развития.
Метод рисунка даёт возможность ребенку реализовать свое Я, быть принятым и одобренным. При таком отношении и понимании ребенок раскрепощается и "открывается" внутренне. Подсознательные конфликты и переживания выражаются свободнее в изобразительной деятельности, чем вербально, они позволяют работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми. Также было отмечено, что соединение арттерапии с развитием речи, на основе использования элементов ТРИЗа, способствовало формированию у детей познавательной потребности, побуждающей к познанию нового, получению новых впечатлений, переживаний, активизации речевого запаса детей, а также эта интеграция способствовала развитию мелкой моторики кисти ребенка и стимулированию их эмоционального состояния.
Совокупность названных методов позволяет решать задачи по развитию способностей через моделирование ситуации успеха, предвосхищающей оценки. В результате происходит реализация способностей в обучении и воспитании, даже у детей с ограниченными возможностями "в обход" основного дефекта с опорой на сохранные функции.
Другая планируемая стратегия заключается в следующем: одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Поддержка талантливых и одарённых детей находит своё отражение во взаимоотношениях учителя и ученика. Я считаю, что она отражается в педагогической ситуации: «вместе с ребенком». Только методики сотрудничества, а не авторитарного отношения способствуют всестороннему развитию личности. Только при положительном отношении к детям и предвосхищающей оценке их деятельности можно достичь эмоционального благополучия детей и развития их способностей.
Результативны следующие формы работы: вовлечение в различные постановки, спектакли, марафоны, приобщение к работе в школьном музее, работе в «Школе будущих первоклассников». Педагогическая поддержка талантливых детей имеет логическое продолжение: многим учащимся становится интересно дополнительное образование. Дети посещают различные тематические кружки, секции, клубы, участвуют в конкурсах и фестивалях, выходят на международный уровень.
В Пролетарском районе существует положительный опыт, повышающий мотивацию к участию в различных проектах творчески одаренных школьников. По решению районного совета директоров из фонда «Социально-благотворительные программы Пролетарского района» в течение 5лет финансируются премиальные выплаты учащимся школ и их педагогам.
Каждый классный руководитель формирует ребёнка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, т. е. должен заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности. Я, решая свои задачи, обращаюсь за помощью и к учителям-предметникам, и к родителям, и к социуму. В решении этих задач мне помогает создание портфолио ученика.
Портфолио создаётся учащимся школы на добровольной основе. Портфолио следует рассматривать как индивидуальную папку ученика, в которой фиксируются и накапливаются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности. Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения.
Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения. Создаваемые в начальной школе портфолио получаются оригинальными и отражают личность каждого младшего школьника. Процесс этот не только увлекательный, но и ценный с практической точки зрения.
Портфолио – это собрание личностных достижений ученика, которое демонстрирует его усилия и прогресс. Являются гордостью каждого ученика. При переходе в пятый класс портфолио поможет учителям старших классов составить более полный портрет учеников, которые приходят к ним из младшей школы. Поступая в среднюю школу, ребенок уходит от учителя, который хорошо знал его способности, особенности и интересы, и попадает к новым учителям. Портфолио во многом облегчает это знакомство и помогает учащимся в адаптации к средней школе.
Портфолио – это
- способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений школьника в определённый период обучения;
- коллекция работ и результатов учащегося, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях;
- систематический и специально организованный сбор доказательств, используемый учителем и учащимся для мониторинга знаний, навыков и отношений школьников.
Портфолио представляет собой индивидуальную папку ученика, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной и др.) за определённый период времени. В настоящее время нам предлагают разнообразие видов портфолио. Я предлагаю каждому ученику выбрать для себя тот вариант, который ему ближе. Ведь это его портфолио и даже в оформлении можно будет увидеть значимость тех или иных разделов, отношение и заинтересованность каждого учащегося.
Наиболее удачная форма портфолио – файловая папка с вкладышами, где размещаются листы формата А4, которые в случае необходимости могут быть удалены или заменены на новые. «Портфолио» ученика включает в себя работы, выполненные как в урочное, так и во внеурочное время, рекомендованные для включения в портфолио учителями, родителями и т.д. и отобранные самим учеником. Период, за который представлены в портфолио документы и материалы, официально не определяется. Каждый ученик этот вопрос решает индивидуально.
5. Когда ребенок встречает истинное понимание и принятие своего состояния, он преодолевает свои внутренние конфликты, психологический дискомфорт, невротические состояния и способен к личностному росту и развитию. Чтобы понять детей, найти подход к ним, мы должны взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре. Стремясь облегчить ребенку выражение и исследование собственного эмоционального мира, мы должны освободиться от своего мира реальностей и войти в его мир игры.
Все дети каждый день должны испытывать в жизни радость, и это должно стать целью всех взрослых, регулярно имеющих дело с детьми. Дети лишаются радости, когда их торопят выполнить все задачи и побыстрее стать взрослыми. В жизни любого ребенка должны существовать оазисы спокойствия и терпения; поскольку в атмосфере спокойствия и терпения ребенок может полнее раскрыть и исследовать свои внутренние ресурсы.
Внутреннее стремление к самореализации и утверждению целесообразности собственного существования являются базовыми потребностями ребенка, и каждый ребенок стремится эти потребности удовлетворить.
Большинство детей обучается лучше всего тогда, когда они заняты вещами, доступными и важными для них. При успешной реализации образовательных технологий школьник может с искренностью сказать: «Я мыслю, я чувствую, и я умею концентрировать свою волю для поступков, и я уже другой, лучший, более уверенный в себе, я готов приносить пользу другим, - я счастлив!..»
6. Материально-техническое обеспечение.
Для проведения различных видов работ по развитию творческих способностей детей потребуются:
- дидактический материал;
- карточки с заданиями;
- интерактивный комплекс;
- телевизор; компьютеры;
- DVD с караоке;
- развивающие игры
Автор: Оголева Ирина Станиславовна, учитель начальных классов в МБОУ СОШ №7 имени Береста А. П. города Ростова-на-Дону