» » » Приемы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе

Приемы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе


Данная статья познакомит учителей с приемами рефлексии учащихся на уроках. Данные приемы можно использовать на уроках в любом классе, исходя из типа урока. После вступительного слова предлагается самостоятельно вывести тему и цели мастер-класса, что требует ФГОС. Мастер-класс состоит из двух частей: теоретической и практической, в которой слушатели составляют кластер на тему «рефлексия» и синквейн к слову «мастер-класс».

Подготовка к мастер-классу. 
 
  • Раздать материл для составления кластера
  • Раздать листочки, карандаши для составления синквейна.
 
Особенностью новых государственных стандартов образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Обучающиеся овладевают ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться. 

Один из принципов развивающего обучения – принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. 

Исходя из моего вступительного слова, предположите, пожалуйста, тему сегодняшнего мастер-класса. Тема моего мастер-класса «Приемы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе». Для этого сегодня мы познакомимся… (с основными видами рефлексии),  узнаем… (как организовать работу с ней), научимся…(приемам рефлексии). 

Слово рефлексия происходит от латинского  reflexio – обращение назад, умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Словарь иностранных языков определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. 

В социальной психологии рефлексия означает умение индивида осознавать то, как он воспринимается другими людьми, партнёрами по общению. Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано прежде всего с рефлексией. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении.
 
Поэтому в начальной школе целесообразно обучать школьников рефлексивной деятельности. Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека. К тому же этап рефлексии является обязательным условием создания развивающей среды на уроке.
 
Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности: 

  • физическую (успел – не успел); 
  • сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
  • интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
  • духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.

Рефлексия бывает: 

а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень);
б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»).

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

  • Коммуникативная – ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
  • Личностная – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
  • Интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
 
Исходя из функций предлагается следующая классификация рефлексии

  • Рефлексия настроения и эмоционального состояния
  • Рефлексия деятельности
  • Рефлексия содержания учебного материала
 

Рефлексия настроения и эмоционального состояния


Проведение этого вида рефлексии целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, условных знаков, стихотворения, проза, картины.

Творческим является рефлексивный прием «Смайлики» – ученикам раздаются размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами рисуют те эмоции, что свойственны им сейчас. Они могут дополнить изображение деталями (воздушным шаром, букетом, или же тяжёлой сумкой в руке), что будет дополнять общее впечатление: Понравился ли мне урок? Остались ли у меня вопросы? Доволен ли я своей работой? Можно использовать набор готовых цветных смайликов.

Прием рефлексии «Солнышко». Детям можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют  лучики.
 
Как вариант: На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики и облака. Лучики нужно прикрепить к солнышку в случае, если понравилось занятие, получил много интересной информации; тучками закрыть солнышко, если занятие неинтересное, было мало полезной информации. 

Рефлексия деятельности на уроке


Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах урока, например, на этапе актуализации знаний или  в конце урока. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого ребенка на разных этапах урока.   

Прием «Лестница успеха». Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты. Или рефлексивный прием «Дерево успеха», где определенным цветом листьев обозначены уровни усвоения материала, аналогичный ему прием – «Яблоня» – на изображении яблони необходимо прикрепить яблоки зеленого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на уроке и насколько продуктивным был урок для учащихся.

В случае использования рефлексивного приема «Светофор», ребята поднимают карточку определенного цвета, являющимся выражением их удовлетворения своей работы на уроке. Можно также использовать карточки со значками – вопрос, многоточие, восклицательный знак, три восклицательных знака, двоеточие. Нетрудно догадаться, что означают эти знаки. Прием «Поезд». Учащиеся оценивают себя на каждом этапе урока.
 

Рефлексия содержания учебного материала


Эта рефлексия используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса. Например, методика «Рефлексивный экран». Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.
 
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…

Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс – минус – интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трёх граф. В графу «П» - «плюс» записывается всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
 
В графу «М» - «минус» записывается всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы ещё хотелось узнать по теме урока, вопросы к учителю. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

«Аргументация своего ответа». В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять - это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учеников аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал                           активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я                   доволен/не доволен
3. Урок мне показался                           коротким/длинным
4. За урок я                                       не устал/устал
5. Моё настроение                                стало лучше/стало хуже
6. Материал урока мне был                     понятен/ не понятен
7. Домашнее задание мне кажется             лёгким/трудным
                                                    
                            
Прием рефлексии «Оцени себя на уроке». Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям. Прием рефлексии «Утверждение» Я узнал(а) много нового. Мне это пригодится в жизни. На уроке было над чем подумать. На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы. На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).

Прием «Кластер». Метод  кластеров универсален. Он может применяться на этапе вхождения или погружения в тему для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На этапе проработки содержания темы кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На этапе подведения итогов понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.

Суть этого метода заключается в выделение смысловых единиц темы и их графического оформления в определенном порядке в виде «грозди» - схемы. Важно: выделить главную смысловую единицу (тема); выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации); конкретизировать фактами и мнениями. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.

Последовательность действий при составлении кластера:

  • В начале, посередине чистого листа написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
  • Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
  • По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы. Прием «Синквейн» - это один из видов технологии развития критического мышления.
 
Он может быть использован на разных стадиях урока:
 
  • на стадии повторения – сжатое обобщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала;
  • на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями;
  • на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»;
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.
Цель метода: добиться более глубокого осмысления темы.
Синквейн пишется по определенным правилам: Синквейн состоит из 5 строк; Его форма напоминает ёлочку.
 
1 строка. 1 слово – заголовок. Явление, предмет. (Существительное или местоимение (Кто? Что?)
2 строка. 2 слова - свойства и признаки явления, предмета (прил.-ные (Какой? Какая? Какое? Какие?)
3 строка. 3 слова Действия обычные для предмета предмета, явления (Глаголы. (Что делает? Что делают?)
4 строка. 4 слова Это фраза, в которой выражается личное  мнение к предмету разговора.
5 строка. 1 слово Вывод. Суть предмета, явления (Сущ-ное (Кто? Что?)

Примерные темы синквейна:

  • о природе;
  • о литературном герое;
  • о маме или папе;
  • о настроении;
  • об изученном на уроке

Примеры синквейнов, составленные детьми. Начинать работу можно, как только первоклассники познакомятся с понятиями «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие». Первое время работа может быть коллективной. Дети учатся ставить вопросы, составлять словосочетания, строить предложения, расширяют словарный запас. В то же время появляется необходимость выразить свои чувства, эмоции, определить свою позицию, отношение к обсуждаемой  теме.

При работе с данным приёмом учитель начальных классов решает сразу множество важнейших задач:

  • изученный на уроке материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению,
  • отрабатываются знания о частях речи,
  • знания о предложении,
  • умение соблюдать интонацию,
  • расставлять знаки препинания,
  • значительно активизируется словарный запас ребёнка,
  • совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов,
  • активизируется и развивается мыслительная деятельность,
  • совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.
 

Разработка учителем рефлексивной методики


При разработке рефлексивной методики учителю необходимо учитывать:

1. возрастные особенности учащихся и состав класса;
Учитывая их, учитель составляет рефлексивную методику для своего класса. Самые маленькие несут свой якорь на тот корабль, который соответствует их настроению. Ребята постарше поднимают карточку со знаком, являющимся выражением их удовлетворения своей работы на уроке (вопрос, многоточие, восклицательный знак, три восклицательных знака, двоеточие). Нетрудно догадаться, что означают эти знаки.

2. особенности предмета, тему и тип урока;
уроки гуманитарного ряда более располагают к рефлексии настроения и эмоционального состояния, уроки математики требуют рефлексии содержания материала, а уроки прикладного творчества не обойдутся без рефлексии деятельности. 

3. необходимость и целесообразность проведения данного типа рефлексии.
В структуре современного урока рефлексия занимает от 5-10 минут.
 
А сейчас я предлагаю вам творческое задание. Его можно выполнить как индивидуально, так в парах и группах. Это рефлексия по теме сегодняшнего мастер-класса. Выполним ее, используя разные методики.     
Кластер
Синквейн
 
 
Автор: Талюк Анастасия Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №4 г. Южно-Сахалинска
 
 






Добавить комментарий
| Комментариев к новости "Приемы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе" уже 0:

Читайте также
Добавить комментарий:
Введите код с картинки:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив