» » » Инклюзивное образование в дошкольных учреждениях

Инклюзивное образование в дошкольных учреждениях


Предлагаю вам теоретический обзор подходов отечественных и зарубежных авторов к проблеме социально-психологической взаимоадаптации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и детей без ограничений в здоровье в условиях дошкольного учреждения общеразвивающей направленности. 
 
Данная работа будет полезна воспитателям дошкольных учреждений работающих на группе, которую посещают дети с ОВЗ и дети с нормальным развитием. Поможет педагогам обеспечить условия успешной социализации, адаптации и создания равных стартовых возможностей для их различных категорий, которые определены в качестве наиболее важных и актуальных в Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации.

 Инклюзивное образование в дошкольных учреждениях


В современном мире социально-психологическая адаптация  детей с ограниченными возможностями здоровья в массовые образовательные учреждения – это глобальный общественный процесс, затрагивающий все высокоразвитые страны. Его основой является готовность общества и государства переосмыслить всю систему отношения к детям  с ограниченными возможностями здоровья, с целью реализации их прав на предоставление равных с другими возможностями в разных областях жизни, включая образование.
 
Проблемы здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения условий успешной социализации, адаптации и создания равных стартовых возможностей для их различных категорий, определены в качестве наиболее важных и актуальных в Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
 
Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья означает, что  создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути. Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием.
 
Специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира обычно развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции. Поэтому Л.С. Выготский считал, что задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий компенсации его недостатка с учетом не только биологических, но и социальных факторов. Основные аспекты адаптации в отечественной и зарубежной психологии исследовали Г.М. Андреева, Ф.Б. Березин, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, М.И. Лисина, А. Адлер, Э. Берн, Г. Гартман, Л. Филипс.

Актуальность исследования  на наш взгляд, заключается в том, что за последние годы интерес к социально-психологической взаимоадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей без ограничений здоровья в условиях дошкольного учреждения общеразвивающей направленности возрос во много раз. Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и детей с ограниченными возможностями здоровья, которые практически не имели возможности реализовать свои способности наравне со здоровыми детьми, их не брали в дошкольные учреждения общеразвивающей направленности.
 
Дети с ограничениями в здоровье всегда страдали от дискриминации и отчуждения. В последнее время все больше разрабатывается инновационных подходов к взаимной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей без ограничений здоровья. Взаимоадаптация – процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур. Особенностью взаимодействия является его причинная обусловленность.
 
Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что обуславливает развитие объектов и их структур. С позиций деятельностного подхода к адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями необходимо создать условия для постепенного усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры.
 
Проблемы социальной адаптации  детей с ограниченными возможностями решаются в условиях целенаправленного социально-психологического воздействия через их включение в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности с учетом личных интересов и возможностей детей (Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, Н.Л. Белопольская, М.В. Жигорева, Л.И. Плаксина, Н.Д. Шматко, О.Н. Усанова, Е.А. Стребелева).

Взаимоадаптация к дошкольному учреждению - сложный процесс, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Разработка данной темы имеет большую значимость для общества, ведь именно успешная взаимоадаптация детей на раннем этапе в учреждении дошкольного образования, является условием того, что ребенок, входящий во взрослый мир, станет уверенным, умным, добрым и счастливым. Актуальность темы работы связана со значительным распространением исследуемого явления и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области. 
 
Социально-психологическая социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях обычных образовательных учреждениях – это мировой процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, с переосмыслением обществом и государством своего отношения к таким детям, с признанием их равных прав с другими детьми в различных областях жизни, в том числе в образовании и воспитании (Н.Н. Малофеев).
 
Развивая идеи Л.С. Выготского, российские ученые выдвинули положение о необходимости использования сензитивных периодов становления высших психических функций. Начали разрабатываться и экспериментально апробироваться комплексные программы ранней  психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии и на этой основе как можно более ранней  социально-психологической социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и взаимоадаптация  ребенка в социальную и общеобразовательную среду (Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, Т.С. Овчинникова, О.Г. Приходько, Т.В. Пелымская, Л.И. Солнцева, Е.А. Стребелева, С.Л. Хорош, Н.Д. Шматко).

За последнее десятилетие отечественная наука продвинулась в данном направлении и в теоретическом, и в практическом плане: создана концепция эволюции отношений обществ и государств к детям имеющим ограниченные возможности здоровья, теоретически подтверждена необходимость ранней социализации детей с проблемами в развитии в социум, предприняты попытки включения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями   здоровья в среду здоровых сверстников дошкольников (М.В. Жигорева, Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова, Л.И. Плаксина, Т.Н. Симонова, Е.А. Стребелева, О.Н. Усанова, Н.Д. Шматко).
 
Практических же попыток создания оптимальных условий для успешной социальной адаптации, индивидуализации и в целом социализации любого ребенка, независимо от уровня его психофизического развития и долговременной взаимоадаптации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в среду их здоровых сверстников в настоящее время недостаточно. В последние годы растет число исследований, в которых дошкольные этапы рассматриваются уже в контексте проблемы реформирования системы дошкольного воспитания и обучения в части включение в  процесс  участия всех детей  в социуме, и в первую очередь, имеющих ограниченные возможности здоровья (Н.Н. Малофеев, М.М. Маркович, Н.Д. Шмадко).
 

Проблема обучения и воспитания  детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях обычного неспециализированного детского сада  - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования  и воспитания  наряду со здоровыми детьми. 
 
Общая черта их личности заключается в том, что ограниченные возможности здоровья создают отличающееся от нормы, измененное положение. Однако у всех детей с ограниченными возможностями здоровья независимо от вида и степени заболевания можно наблюдать одну общую черту: они «другие», чем остальные дети, и именно эта «разница» в определенной мере определяет их дальнейший жизненный путь, отличающийся от обычного.
 
У детей с ограниченными возможностями здоровья часто проявляется тенденция к изоляции от общества. Раньше этому содействовало раздельное от здоровых детей воспитание в специальных учреждениях. Хотя в настоящее время ситуация частично изменилась, но у детей с ограниченными возможностями здоровья по-прежнему проявляется нарушение способности включаться в нормальный процесс жизнедеятельности.
 
Отклонения в развитии личности детей с ограниченными возможностями здоровья вызывают нарушения в области познания и коммуникации, но могут также приводить и к нарушению их эмоционально-волевой сферы, что, в свою очередь, может стать причиной возникновения патологических форм поведения и активности. У ребенка с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдается проявление таких эмоциональных состояний, как чувство страха, обиды, боязни, стыда. 

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в большей степени, чем здоровый ребенок, подвергнут влиянию ближайшего окружения; отношение ближайшего окружения либо усиливает влияние дефекта на личность ребенка и его развитие в целом, либо помогает ему это влияние компенсировать. Особенности развития личности ребенка  и различные ограничения, которые вносит в его жизнь дефект, приводят к тому, что его самостоятельное обучение в условиях неспециализированного учреждения  часто бывает затруднено.
 
Образование и воспитание  оказывает определяющее влияние на формирование мировоззрения и постановку жизненных целей, развивает адаптивные способности к изменяющимся условиям жизни, гармонизирует существование человека с  длительными заболеваниями в социуме. Организация обучения таких детей в образовательных учреждениях, помогает обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социально-психологической  адаптации и интеграции в общество.
 
Именно поэтому так важно организовать процесс социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения. Социально-психологическая адаптация - это средство защиты личности, с помощью которого ослабляются или устраняются внутреннее психологическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникшие у ребёнка  при взаимодействии его с другими людьми, обществом в целом. Особое внимание следует уделять социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
 
Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Это одинаково важно для всех детей, так как позволит каждому максимально раздвинуть границы мира, в котором ребенок может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал. Задача социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из приоритетных в деятельности интегрированной группы.
 
Она может быть решена при одновременной реализации таких условий как готовность педагогов к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов, родителей. Важен правильный набор и адаптация детей, ранняя диагностика, наблюдение за ребенком и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей и т.п.
 
Под влиянием новых ценностных ориентацией общества и государства, а также в связи с переходом системы  образования на качественно новый этап развития, возникла необходимость переосмыслить соотношение образовательных достижений ребенка и достижений в области социальной компетенции, переосмысления роли и места личностного, социального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 
 
Знание законов психического развития ребенка и умение использовать их на практике необходимы для того, чтобы, опираясь на них, грамотно реализовывать основные цели и за­дачи социально-психологического  процесса: 
 
  • целенаправленно воспитывать ребенка с ограниченными возможностями здоровья  как пол­ноценную личность, гражданина с правами и обязанностями; 
  • вырабатывать у ребенка систему потребностей и специ­альные качества, необходимые для вхождения в сложный мир социальных и социально-экономических отношений;
  • опираясь на возрастные психологические особенности ребенка, раскрывающие структуру целостной личности ребен­ка в ее становлении и развитии, относиться к нему как к субъ­екту самопознания и самосовершенствования;
  • разрабатывать методики и технологии социально-психологического  процесса, направленные на формирование личности, устойчивой к травмирующим ситуациям; 
  • совершенствовать систему комплексных воздействий на ребенка, которые, дополняя друг друга, могут оказать мак­симальное влияние на развитие его как личности. 
 
Социально-психологическая адаптация - это оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидом норм и традиций групп, вхождение в их ролевую структуру. Социальная адаптация - это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. В числе основных факторов, определяющих степень успешности вхождения ребенка в социальную среду, выступают особенности самого ребенка и особенности микросоциальной среды, в которую он включается.
 
К индивидуальным особенностям ребенка, от которых зависит эффективность его адаптации, относят его потребностно-мотивационную сферу (потребности, цели, мотивы, установки и т. п.), эмоциональные и интеллектуальные свойства, а также некоторые характерологические и типологические особенности. Таким образом, для детей с ограниченными возможностями здоровья  термин социальная адаптация - означает приспособление, приведение индивидуального и группового поведения  детей с ограниченными возможностями здоровья  в соответствие с системой общественных норм и ценностей. 
 
 
У детей с ограниченными возможностями здоровья, из-за дефектов развития, затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонению в поведении. В задачи развития и воспитания  детей с ограниченными возможностями здоровья входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, осознанного выполнения социальных норм и правил.
 
Социальная адаптация открывает  детям с ограниченными возможностями здоровья возможность активного участия в общественной жизни. В ходе социально-психологической адаптации осуществляется не только приспособление индивида к новым социальным условиям, но и реализация его потребностей, интересов и стремлений; личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность. В результате социально-психологической адаптации формируются социальные качество общения, поведения и предметной деятельности, принятые в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться.

Выводы: 

Изучив теоретические подходы отечественных и зарубежных авторов к проблеме социально-психологической адаптации и  взаимоадаптации детей  дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья  и детей  без ограничений в здоровье в условиях дошкольного учреждения общеразвивающей направленности,  большинство авторов рассматривают адаптацию как приспособление организма к новой обстановке, которая включает широкий спектр индивидуальных реакций, зависящих от психологических и личностных особенностей ребенка, условий пребывания в детском  саду. Взаимоадаптация побуждает детей к более глубокому общению друг с другом.
 
Благодаря взаимовлиянию, закономерному и неизбежному при указанном взаимодействии, здоровые дети в общении со своими сверстниками, имеющие ограниченные возможности здоровья, могут – при соответствующем социально-психологическом обеспечении – получить стимул к пробуждению и активации мотивов сопереживания, а также стремления помочь человеку, оказавшемуся в беде.
 
Для их сверстников с ограниченными возможностями здоровья подобное общение, происходящее «на равных», может стать важным опытом своей причастности к жизни окружающих людей. При этом создаются предпосылки, с одной стороны, для преодоления здоровыми и «особыми» детьми социальных стереотипов и предрассудков в отношении друг друга, с другой – для возникновения у каждого из них партнёрской позиции во взаимодействии друг с другом.  

Наиболее эффективная социально-психологическая адаптация и взаимоадаптация может осуществляться в детском, дошкольном возрасте. Именно у старших дошкольников уже начинается основное принятие правил, норм и ценностей. Как раз в этом возрасте здоровые дети, встречаясь со сверстниками, имеющими ограниченные возможности здоровья, способны научиться принимать их, как равных. В то же время дети, отягощенные недугом, могут ощутить в себе потребность преодоления своих «особенностей».

Теоретический обзор подходов отечественных и зарубежных авторов к проблеме социально-психологической адаптации, свидетельствует о существенных трудностях, которые возникают на пути реализации этически выверенной, научно обоснованной и материально обеспеченной идеи взаимодействия здоровых дошкольников и их сверстников, имеющих ограниченные возможности. В то же время общение между детьми с нормальным и отклоняющимся развитием рассматривается как важный социально-психологический механизм общества современных и будущих поколений.

Взаимоадаптация здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья можно рассматривать как особую форму взаимодействия. Очевидно, что этот процесс общения складывается из разнообразных, порой противоречивых реакций детей как с одной, так и с другой стороны. Среди таких реакций, препятствующих налаживанию диалога, могут быть страх, брезгливость, демонстрирование своего превосходства или своей неполноценности, непринятие вплоть до полного эмоционального отторжения. Вместе с тем, в этом процессе могут оказаться и те психологические реакции, которые дают основания для оптимизма.
 
Со стороны здоровых детей это – пробуждающая у них эмпатия, проявление сострадания и, как интегральное выражение самых добрых чувств, готовность к активной действенной помощи. У детей с ограниченными возможностями здоровья это – неподдельный интерес по отношению к тем, кто искренне хотел бы им помочь.
 
В связи с этим подобное взаимодействие можно представить как пробуждение у здоровых дошкольников «высшего, нравственного, мотива поведения», важнейшими компонентами которого являются сопереживание, сострадание, «эмоциональный резонанс», преодоление страха, забота, действенная помощь. Именно этот мотив, который становится доминирующим во взаимодействии здоровых детей с детьми с ограниченными возможностями здоровья, может оказаться направляющим для ребёнка в конструировании его многообразных отношений с окружающим миром.

Таким образом, взаимоадаптация здоровых дошкольников и их сверстников, с ограниченными возможностями здоровья, представляется как диалог особого, нравственного значения, социально-психологический смысл которого, может быть обозначен как возможность противостояния деструктивным социальным тенденциям.
 
 
Автор: Казанцева Лидия Михайловна, воспитатель ГБОУ ООШ с. Валы структурное подразделение «Детский сад».





Добавить комментарий
| Комментариев к новости "Инклюзивное образование в дошкольных учреждениях" уже 0:

Читайте также
Добавить комментарий:
Введите код с картинки:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив