Конспект образовательно-развивающей ситуации на игровой основе по рисованию в средней группе «Роспись дымковского коня»

Вашему вниманию представлен конспект образовательной деятельности с детьми 4-5 лет по теме «Дымковские узоры». Данная работа будет полезна воспитателям средней группы. Занятие направлено на ознакомление дошкольников с дымковской росписью. 

 Конспект занятия «Роспись дымковского коня»

Программное содержание:
 
  • Продолжать закреплять знания детей о дымковской игрушке: материал  (глина); виды (барыня, животные, птицы); мастера, место изготовления (Родина – Дымково); историей промысла). 
  • Учить детей расписывать силуэт коня дымковскими узорами: горошина, точка, соблюдая следующие правила построения композиции: располагать  элементы узора в шахматном порядке; начинать роспись сверху вниз; расписывать у коня только внешнюю сторону: туловище, ноги.
  • Учить детей наносить элементы узора, использую нетрадиционную технику 
  • рисования – ватные палочки: горошины наносить путем прижимания ватной палочки большего размера; точки наносить путем легкого прикосновения ватной палочки меньшего размера.
  • Учить различать цвета, используемые в дымковской росписи.
  • Активизировать в речи детей слова: дымковская игрушка, горошина, точка, конь.
  • Развивать композиционные умения в шахматном расположении элементов узора при расписывании  силуэта коня. 
 
Предварительная работа:
 
  • Просмотр видеофильма о «Народных промыслах»: Знакомство с дымковскими игрушками, с техникой их выполнения, с мастерами промысла. 
  • Рассматривание иллюстраций и ширм по дымковской игрушке.
  • Организация мини-музея «Дымковские игрушки».
  • Д/и «Подбери краски для дымковских игрушек».
  • Упражнять в рисовании кругов, колец, точек рядами.
 
Демонстрационный материал:

  • ковер;
  • декорации:  иллюстрации седа Дымково, дом со ставнями, 2 мастерицы с силуэтами дымковских игрушек (расписные и  нет);
  • карточки с элементами узора; 
  • силуэт коня (в расписном варианте и в белом);
  • схема шахматного расположения элементов узора;
  • мольберт.
 
Раздаточный материал: (на каждого ребенка)
 
  • вырезанные из цветной бумаги: горошины и точки
  • силуэт коня
  • изобразительные материалы: (гуашь, ватная палочка, вода, кленка, подставка, салфетка)
 
Ход образовательно-развивающей ситуации на игровой основе:
 
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? Вот и сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся на ковре-самолете. (Воспитатель расстилает ковер).
Воспитатель: А куда отправимся - будет для вас загадка.
Воспитатель: Усаживайтесь на ковер поудобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается! (Звучит музыка, дети сидят на ковре с закрытыми глазами, а воспитатель  выставляет декорации)
 
Воспитатель: Ребята открывайте глазки, мы прилетели с вами на берег реки Вятки, где расположилась старинное село под названием Дымково. Ребята, а кто помнит, чем же славится это село? Правильно, здесь живут русские мастера, которые длинными  вечерами делают из глины забавные игрушки и украшают их яркими узорами. 
 
А кто знает, какие игрушки делают мастера? (используется изображение разных видов игрушек) Правильно много разных игрушек лепят мастера: это и кони, и птицы, и барышни. Ребята, а почему это село назвали Дымково, а игрушку дымковской? (Ответы детей)
 
Посмотрите, над каждой избой поднимается голубой дымок над трубой. Мастерицы длинными зимними вечерами топят печь, обжигают глиняные игрушки и все село в дыму. Оттого, наверное, и назвали деревню Дымково, а игрушки – дымковскими. 

Воспитатель – Ребята, а давайте-ка мы с вами заглянем в одну из изб и посмотрим, чем там занимаются? 
(Воспитатель вместе с детьми подходит к избе и приоткрывает ставни. В комнате сидят 2 женщины. Они занимаются росписью игрушек.)
 
Воспитатель: Ребята,  посмотрите, это две мастерицы готовятся к ярмарке – делают игрушки. Вот они уже вылепили из глины свои чудесные игрушки, а затем обожгли их в печи, чтобы они были прочными и побелили их мелом.
 
Воспитатель: Интересно, а чем они сейчас заняты, как вы думаете? Дети: они будут расписывать игрушки.
Воспитатель: Правильно,  на белоснежном фоне, который так похож на цвет настоящего снега, рисуют с любовью дивные узоры яркой краской. (воспитатель показывает силуэт игрушки в белом и цветном варианте)
 
Воспитатель: Ребята, скажите, какие цвета  используют мастера, когда расписывают глиняную игрушку? 
Дети: желтой, розовой, оранжевой, синей, красной, зеленой. 
Воспитатель: Ребята, а давайте посмотрим, а какими узорами мастера расписывают свои игрушки? 
 
Воспитатель: ребята, посмотрите и скажите, как называется этот узор? (воспитатель  последовательно показывает каждый элемент на карточке)
Воспитатель: мастерицы рисуют простой узор из горошин, колец, точек, прямых и волнистых линий. 
Воспитатель: А теперь давайте закроем ставни. Не будем больше мешать.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю тоже принять участие в дымковской ярмарке, побудем мастерами и распишем вот такого дымковского коня. Давайте на него внимательно посмотрим. Какие части закрашены у коня полностью? (указательный жест) (Хвост, грива, копыта, уши) Какого цвета хвост, грива, копыта? (черного) А какого цвета уши? (Мастера расписывают уши в яркие цвета).
 
А где располагается узор? (вдоль ног, туловище) Мы у коня расписываем только ноги и туловище. Ребята, посмотрите внимательно мы наносим узор только на внешнюю сторону, внутренняя - остается белой. Ребята, а какими узорами украшен конь? (можно использовать карточки с элементами дымковских узоров).
 
Мастера украсили коня горошинами и точками. Ребята, а на какую геометрическую фигуру похожи и горошина и точка? (круг) А что больше горошина или точка? Горошина в 3 раза больше чем точка. Ребята, посмотрите внимательно, как расположены горошины и точки? (Показать схему) – В шахматном порядке. А какого цвета горошины? Точки?

Воспитатель: Ребята, узор на дымковскую игрушку наносят сверху вниз. А наносить узор на нашего коня мы будем не кисточками, а ватными палочками. Посмотрите внимательно на ватную палочку: с одной стороны ваты много накручено – это стороной мы будем делать горошины, а с другой стороны - мало, этой стороной мы будем делать точки.  
 
Смотрите внимательно, как мы наносим узор на коня. Сначала  опускаем в баночку с краску ту сторону ватной палочки, на которой ваты много накручено. У меня гуашь красного цвета, а вас может быть любого другого яркого цвета.
 
Затем находим место, где заканчивается грива и начинается туловище и начинаем плотно прижимать ватную палочку, делая горошинки на небольшом расстоянии друг от друга, сверху вниз в шахматном порядке. Ребята, не забудьте, что узор мы наносим только на внешнюю сторону, а внутренняя сторона остается белая.

Воспитатель: Ребята посмотрите, горошины я нанесла, остались точки. Теперь я переворачиваю ватную полочку, и опускаю в баночку уже с другой  краской ту сторону  палочки, где ваты мало накручено. У меня краска желтого цвета, у вас может быть любого другого. Теперь я начиная точки наносить с того место где заканчивается грива и начинается туловище по одной точки между горошинами, сверху вниз, легким прикосновением палочкой.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот такой яркий конь у меня получился.
Воспитатель: Ребята, а теперь пришла ваша очередь игрушек к ярмарке расписывать. Проходите, садитесь за столы.
Воспитатель: Ребята, но прежде чем мы начнем расписывать игрушку, мы попробуем выложить узор на коне с помощью кружочков разных цветов и разных размеров. Большие кружочки – это будут горошины, а маленькие – точки.  Пододвиньте к себе тарелочку с кружочками, силуэт коня и начинайте выкладывать, как будто рисуете: не забывайте, что начинаем сверху вниз, в шахматном порядке. (воспитатель следит за правильностью выполнения, исправляет ошибки).
Воспитатель: Все справились!? А теперь начинаем расписывать коней. (самостоятельная деятельность детей)
Воспитатель направляет ход работы, оказывает индивидуальную помощь, следит за осанкой.
Воспитатель: Кто закончил, несем свои работы на ковер, будем выставку оформлять «Веселая дымковская ярмарка».
 
Вопросы к детям:
 
- Ребята, а давайте найдем такого коня, у которого самые ровные, самые круглые горошины? Точки?
- Ребята, а найдите, пожалуйста, такого коня у которого горошины и точки в шахматном порядке расположены?
- Ребята, а теперь давайте найдем такого коня, который больше всего похож на коня, которого я расписывала, найдем ему брата близнеца?
- Ребята, давайте найдем такого коня, у которого очень много горошин и точек?
 
Воспитатель: Молодцы ребята, помогли мастерам к ярмарке приготовиться, расписали таких ярких, веселых, цветных игрушек – коней. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь на ковер – самолет, крепко закрывайте глаза. Полетели! 
 
На этом занятие по рисованию «Роспись дымковского коня» завершается.  

Автор: Новикова Надежда Александровна, воспитатель МАДОУ Центр развития ребенка «Детский сад № 44 «Весёлые нотки», г. Северодвинск, Архангельская область   

Автор: Новикова Надежда Александровна

  • 14.03.2015
  •   Просмотров: 3 813

«Мастерклассы» © 2011-2016.

Комментариев к новости "Конспект образовательно-развивающей ситуации на игровой основе по рисованию в средней группе «Роспись дымковского коня»" Уже: 0