Конспект образовательно-развивающей ситуации на игровой основе по рисованию в средней группе «Роспись дымковского коня»
Вашему вниманию представлен конспект образовательной деятельности с
детьми 4-5 лет по теме «Дымковские узоры». Данная работа будет полезна
воспитателям средней группы. Занятие направлено на ознакомление дошкольников с
дымковской росписью.
Конспект занятия «Роспись дымковского коня»
Программное содержание:
- Продолжать закреплять знания детей о дымковской игрушке: материал (глина); виды (барыня, животные, птицы); мастера, место изготовления (Родина – Дымково); историей промысла).
- Учить детей расписывать силуэт коня дымковскими узорами: горошина, точка, соблюдая следующие правила построения композиции: располагать элементы узора в шахматном порядке; начинать роспись сверху вниз; расписывать у коня только внешнюю сторону: туловище, ноги.
- Учить детей наносить элементы узора, использую нетрадиционную технику
- рисования – ватные палочки: горошины наносить путем прижимания ватной палочки большего размера; точки наносить путем легкого прикосновения ватной палочки меньшего размера.
- Учить различать цвета, используемые в дымковской росписи.
- Активизировать в речи детей слова: дымковская игрушка, горошина, точка, конь.
- Развивать композиционные умения в шахматном расположении элементов узора при расписывании силуэта коня.
Предварительная работа:
- Просмотр видеофильма о «Народных промыслах»: Знакомство с дымковскими игрушками, с техникой их выполнения, с мастерами промысла.
- Рассматривание иллюстраций и ширм по дымковской игрушке.
- Организация мини-музея «Дымковские игрушки».
- Д/и «Подбери краски для дымковских игрушек».
- Упражнять в рисовании кругов, колец, точек рядами.
Демонстрационный материал:
- ковер;
- декорации: иллюстрации седа Дымково, дом со ставнями, 2 мастерицы с силуэтами дымковских игрушек (расписные и нет);
- карточки с элементами узора;
- силуэт коня (в расписном варианте и в белом);
- схема шахматного расположения элементов узора;
- мольберт.
Раздаточный материал: (на каждого ребенка)
- вырезанные из цветной бумаги: горошины и точки
- силуэт коня
- изобразительные материалы: (гуашь, ватная палочка, вода, кленка, подставка, салфетка)
Ход образовательно-развивающей ситуации на игровой основе:
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? Вот и сегодня я вам
предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся на
ковре-самолете. (Воспитатель расстилает ковер).
Воспитатель: А куда отправимся - будет для вас загадка.
Воспитатель: Усаживайтесь на ковер поудобнее, крепко возьмитесь за
руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается! (Звучит
музыка, дети сидят на ковре с закрытыми глазами, а воспитатель выставляет декорации)
Воспитатель: Ребята открывайте глазки, мы прилетели с вами на
берег реки Вятки, где расположилась старинное село под названием
Дымково. Ребята, а кто помнит, чем же славится это село? Правильно, здесь живут
русские мастера, которые длинными
вечерами делают из глины забавные игрушки и украшают их яркими
узорами.
А кто знает,
какие игрушки делают мастера? (используется изображение разных видов игрушек)
Правильно много разных игрушек лепят мастера: это и кони, и птицы, и барышни.
Ребята, а почему это село назвали Дымково, а игрушку дымковской? (Ответы детей)
Посмотрите, над каждой избой поднимается голубой дымок над трубой. Мастерицы
длинными зимними вечерами топят печь, обжигают глиняные игрушки и все село в
дыму. Оттого, наверное, и назвали деревню Дымково, а игрушки – дымковскими.
Воспитатель – Ребята, а
давайте-ка мы с вами заглянем в одну из изб и посмотрим, чем там занимаются?
(Воспитатель вместе с детьми
подходит к избе и приоткрывает ставни. В комнате сидят 2 женщины. Они
занимаются росписью игрушек.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите,
это две мастерицы готовятся к ярмарке – делают игрушки. Вот они уже вылепили из
глины свои чудесные игрушки, а затем обожгли их в печи, чтобы они были прочными
и побелили их мелом.
Воспитатель: Интересно, а чем они
сейчас заняты, как вы думаете? Дети: они будут расписывать
игрушки.
Воспитатель: Правильно, на белоснежном фоне, который так похож на
цвет настоящего снега, рисуют с любовью дивные узоры яркой краской.
(воспитатель показывает силуэт игрушки в белом и цветном варианте)
Воспитатель: Ребята, скажите,
какие цвета используют мастера, когда
расписывают глиняную игрушку?
Дети: желтой, розовой, оранжевой,
синей, красной, зеленой.
Воспитатель: Ребята, а давайте
посмотрим, а какими узорами мастера расписывают свои игрушки?
Воспитатель: ребята, посмотрите и
скажите, как называется этот узор? (воспитатель
последовательно показывает каждый элемент на карточке)
Воспитатель: мастерицы рисуют простой
узор из горошин, колец, точек, прямых и волнистых линий.
Воспитатель: А теперь давайте
закроем ставни. Не будем больше мешать.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю тоже принять участие в
дымковской ярмарке, побудем мастерами и распишем вот такого дымковского коня. Давайте
на него внимательно посмотрим. Какие части закрашены у коня полностью?
(указательный жест) (Хвост, грива, копыта, уши) Какого
цвета хвост, грива, копыта? (черного) А какого цвета уши? (Мастера расписывают
уши в яркие цвета).
А где располагается узор? (вдоль ног, туловище) Мы у коня
расписываем только ноги и туловище. Ребята, посмотрите внимательно мы наносим
узор только на внешнюю сторону, внутренняя - остается белой. Ребята, а какими
узорами украшен конь? (можно использовать карточки с элементами дымковских
узоров).
Мастера украсили коня горошинами и точками. Ребята, а на какую
геометрическую фигуру похожи и горошина и точка? (круг) А что больше горошина
или точка? Горошина в 3 раза больше чем точка. Ребята, посмотрите внимательно, как
расположены горошины и точки? (Показать схему) – В шахматном порядке. А какого
цвета горошины? Точки?
Воспитатель: Ребята, узор на дымковскую игрушку наносят сверху
вниз. А наносить узор на нашего коня мы будем не кисточками, а ватными
палочками. Посмотрите внимательно на ватную палочку: с одной стороны ваты много
накручено – это стороной мы будем делать горошины, а с другой стороны - мало,
этой стороной мы будем делать точки.
Смотрите
внимательно, как мы наносим узор на коня. Сначала опускаем в баночку с краску ту сторону ватной
палочки, на которой ваты много накручено. У меня гуашь красного цвета, а вас
может быть любого другого яркого цвета.
Затем находим место, где заканчивается
грива и начинается туловище и начинаем плотно прижимать ватную палочку, делая
горошинки на небольшом расстоянии друг от друга, сверху вниз в шахматном
порядке. Ребята, не забудьте, что узор мы наносим только на внешнюю сторону, а
внутренняя сторона остается белая.
Воспитатель: Ребята посмотрите, горошины я нанесла, остались точки.
Теперь я переворачиваю ватную полочку, и опускаю в баночку уже с другой краской ту сторону палочки, где ваты мало накручено. У меня
краска желтого цвета, у вас может быть любого другого. Теперь я начиная точки
наносить с того место где заканчивается грива и начинается туловище по одной
точки между горошинами, сверху вниз, легким прикосновением палочкой.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот такой яркий конь у меня
получился.
Воспитатель: Ребята, а теперь пришла ваша очередь игрушек к
ярмарке расписывать. Проходите, садитесь за столы.
Воспитатель: Ребята, но прежде чем мы начнем расписывать игрушку,
мы попробуем выложить узор на коне с помощью кружочков разных цветов и разных
размеров. Большие кружочки – это будут горошины, а маленькие – точки. Пододвиньте к себе тарелочку с кружочками,
силуэт коня и начинайте выкладывать, как будто рисуете: не забывайте, что
начинаем сверху вниз, в шахматном порядке. (воспитатель следит за правильностью
выполнения, исправляет ошибки).
Воспитатель: Все справились!? А теперь начинаем расписывать коней.
(самостоятельная деятельность детей)
Воспитатель направляет ход работы, оказывает индивидуальную
помощь, следит за осанкой.
Воспитатель: Кто закончил, несем свои работы на ковер, будем
выставку оформлять «Веселая дымковская ярмарка».
Вопросы к детям:
- Ребята, а давайте найдем такого коня, у которого самые ровные,
самые круглые горошины? Точки?
- Ребята, а найдите, пожалуйста, такого коня у которого горошины и
точки в шахматном порядке расположены?
- Ребята, а теперь давайте найдем такого коня, который больше всего
похож на коня, которого я расписывала, найдем ему брата близнеца?
- Ребята, давайте найдем такого коня, у которого очень много горошин
и точек?
Воспитатель: Молодцы ребята, помогли мастерам к ярмарке приготовиться,
расписали таких ярких, веселых, цветных игрушек – коней. А теперь нам пора
возвращаться в детский сад. Садитесь на ковер – самолет, крепко закрывайте
глаза. Полетели!
На этом занятие по рисованию «Роспись
дымковского коня» завершается.
Автор: Новикова Надежда
Александровна, воспитатель МАДОУ Центр развития ребенка «Детский сад № 44
«Весёлые нотки», г. Северодвинск, Архангельская область
Автор: Новикова Надежда Александровна
Добавить комментарий | Комментариев к новости "Конспект образовательно-развивающей ситуации на игровой основе по рисованию в средней группе «Роспись дымковского коня»" уже 0: