Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе. Рассматривание картины «Кролики»
Конспект непосредственной образовательной деятельности будет интересен
воспитателям старшей группы детского сада. Данный конспект помогает развивать
умение выделять главную мысль при помощи вопросов воспитателя. Также формирует
способность рассуждать, внимательно следить за повествованием. В ходе НОД
поддерживается интерес к рассматриванию картины, пополняется словарь детей
прилагательными, глаголами, развивается
речь, память, творчество.
Программное содержание:
Образовательные: продолжать формировать умение
внимательно рассматривать картину, выделяя в ней главную мысль при помощи
наводящих вопросов воспитателя, рассуждать над ее содержанием, упражнять в
подборе слов-действий, пополнять словарь детей прилагательными, синонимами,
воспитывать умение слушать друг друга, внимательно
следить за повествованием .
Развивающие: развивать речь, память, внимание, творчество,
любовь, интерес к животным.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное
развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Материал: картина «Кролики» (Учебно – наглядное
пособие для детского сада. Автор С.Н.Николаева, Н.Н.Мешкова, художник В.Д.Калганов),
четыре тонированных листа голубого цвета,
по размеру делящие картину на четыре равные части, нарисованные два
пересекающихся круга, одинаковые по размеру, красный и синий, игрушка кролика
или лучше живой кролик.
Ход непосредственной образовательной деятельности
Перед детьми находится картина, прикрытая голубыми листами.
Воспитатель: Ребята, посмотрите что это, как вы
думаете?
Дети: Дом с большими окнами.
Воспитатель: Как вы думаете, что за окнами может
находиться? (ответы детей).
Воспитатель: Давайте посмотрим через окошки, но
будем открывать по одному окну. (Открывается верхняя правая часть картины)
Я открыла первое окно. Что вы видите?
Дети: Зеленые деревья, дом, клетку, небо,
полтуловище, хвост, кормушку с овощами, ноги, часть картины.
Воспитатель: Какое время года изображено на картине,
почему?
Дети: лето или начало осени, деревья слегка желтые,
много овощей появилось.
Воспитатель: У кого может быть такое туловище,
хвост? Почему вы так решили?
Дети: У зайца, у кролика, потому что в кормушке
овощи, туловище белое, хвост короткий.
Воспитатель: А чем заяц отличается от кролика?
Дети: Заяц живет в лесу, а кролик в клетке.
Воспитатель: Как вы думаете, откуда у кролика овощи?
Дети: принесли люди, они его кормят, заботятся.
Воспитатель: Чьи это ноги, хвост, туловище?
Дети: кроличий хвост, кроличьи ноги, кроличье
туловище.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что мы можем
увидеть через следующее окно? (ответы детей). Давайте смотреть! (Открывается
правая нижняя часть картины)
Кого мы увидели через это окно? Что они делают?
Дети: Крольчат, они едят.
Воспитатель: Чем похожи крольчата?
Дети: Они
маленькие, пушистые, белые с коричневыми ушами, ногами и лапками.
Воспитатель: Что делают крольчата?
Дети: Один ест морковку, второй ест капусту.
Воспитатель: Можно сказать не только ест, едят, а
по-другому?
Дети: Лакомится, обедают, грызут, угощаются.
Воспитатель: Что еще любят есть кролики, как вы думаете?
Дети: Капусту, молоко, траву, сено.
Воспитатель: Вам интересно, что там еще нарисовано?
Тогда откроем еще одно окно. (Отрывается левая нижняя часть картины).
Ребята! Кого вы здесь увидели?
Дети: Крольчонка.
Воспитатель: А
чем он занимается? Как сказать по-другому?
Дети: Уткнулся в миску, наклонился над миской, пьет
водичку, лакает.
Физкультминутка.
Воспитатель: Мы сейчас закроем глаза, и представим,
что мы крольчата.
Маленький кролик с большими ушами, розовым носом,
Смешными усами норку глубокую роет себе.
Сильными лапами в мягкой земле.
Чистит он шерстку свою или спит,
Кролик ушами всегда шевелит.
Слышит шаги и лисиц и волков,
Прячется в норку свою от врагов
(Движения выполняются с показом, имитируя движения
кролика).
Осталось у нас последнее окно. Откроем?
Вот перед нами и вся картина видна полностью. О чем
эта картина?
Дети: О семье кроликов.
Воспитатель: Как называется семья кроликов?
Дети: Кроличья семья.
Воспитатель: Где находится семья кроликов?
Дети: В клетке.
Воспитатель: Как можно назвать эту картину?
Дети: Семья кроликов, крольчиха и крольчата.
Воспитатель: Расскажите о последнем кролике, что он
делает?
Дети: смотрит на деревья, стоит на ногах, держится
за прутья клетки.
Воспитатель: Почему он не ест?
Дети: Наелся, не голоден, насытился.
Воспитатель: Как вы думаете, о чем он думает? Какое
у него настроение?
Дети: Как выбраться из клетки, хочет погулять,
грустное – уши опущены.
Воспитатель: Расскажите о крольчихе. Какая она?
Дети: Большая, пушистая.
Воспитатель: Как сказать по-другому, если она очень
большая?
Дети: Огромная, здоровенная, большущая, мощная.
Воспитатель: Крольчиха кем приходится крольчатам?
Дети: Мамой.
Воспитатель: Мама какая по отношению к детям?
Дети: Заботливая, ласковая.
Воспитатель: Какие слова можно подобрать близкие по значению к слову «заботливая»?
Дети: Внимательная, любящая.
Круги Эйлера.
Воспитатель: Посмотрите, у меня два круга красный и
синий. Они пересекаются между собой. Вы будете называть, а я записывать в
красном круге особенности крольчихи. Записывается схематично рисунками: ухо,
лапа и т.д.
Дети: Большая, длинные уши, длинные ноги, лапы,
большой хвост.
Воспитатель: В синем круге давайте запишем
особенности крольчат.
Дети: Маленькие, с маленькими ушами, хвостом, усами,
лапами, глазами.
Воспитатель: А вместе, где круги пересекаются, я
запишу, чем похожи крольчиха и крольчата.
Дети: Внешним видом: все белые, с коричневыми ушами,
лапами, с красными глазами, едят овощи, живут в клетке, человек кормит их,
заботится.
Воспитатель: Как вы думаете, что было с кроликами до
того, как они попали в клетку?
А что будет после того, как кролики насытятся?
Дети: жили у другого
хозяина, гуляли на воле, лягут спать, будут играть.
Игра «Кто больше увидел и запомнил».
Воспитатель: А сейчас я накрою картину платком, а вы
будете вспоминать, что на ней нарисовано.
Сколько крольчат мы увидели на картине?
Расскажите, что делал каждый из кроликов?
Уши у всех подняты? У какого кролика опущены?
Сколько кроликов ели морковь?
Сколько кроликов ели свеклу на картине? А капусту?
Где находится кроличья семья?
Ребята, кто из вас видел живого кролика? Где это
было?(ответы детей).
Вы хотите, чтобы здесь появился настоящий кролик? Что бы вы сделали с ним? Давайте закроем глаза
и скажем «Раз, два, три – картина оживи!»
Появляется живой кролик или игрушка. Вот так чудеса!
Можно теперь погладить кролика, покормить, поиграть с ним.
Автор: Соколова Оксана Викторовна, воспитатель МБДОУ
№130 г. Мурманск
Автор: Соколова Оксана Викторовна
Добавить комментарий | Комментариев к новости "Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе. Рассматривание картины «Кролики»" уже 0: