Дидактическое панно « Теремок – на все времена года».
Паспорт дидактического панно « Теремок – на все времена года».
Методическое описание дидактического панно.
Дидактическое панно позволяет решать задачи речевого и сенсорно – перцептивного развития детей раннего возраста.
Цель использования:
Способствовать формированию познавательных интересов детей, расширению кругозора, развитию всех компонентов устной речи; совершенствовать мелкую моторику рук, развивать внимание и мышление, зрительную память, ориентировку в пространстве.
Задачи:
1. Образовательные:
- способствовать формированию умения у детей наблюдать явления природы;
- отвечать на вопросы;
- формировать представления о количестве (много – мало, один – много, большие - маленькие);
- сравнивать предметы по размеру;
- расширение и обогащения словарного запаса;
- способствовать формированию сенсорных умений;
-составлять группу предметов и выделять из нее один предмет.
2. Развивающие:
- развивать общую и мелкую моторику, формирование различных операционных умений (пальцевой захват мелких и крупных деталей, удерживание деталей, обучение действия двумя руками);
- развивать память, внимание, логическое мышление;
- развивать пространственные представления от себя.
3. Воспитывающие:
- воспитывать умение слушать сказки;
- воспитывать бережное отношение к природе, следить за развитием действия;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Рекомендации.
Дидактическое панно можно использовать :
- в игровой деятельности детей раннего возраста – предметно-игрового манипулирование;
- в продуктивной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов.
Оборудование и материалы :
- основа из ткани – габардин бежевого цвета, на котором аппликация в виде «теремка»; по всей плоскости панно в произвольном порядке нашиваются «липучка» - текстильная лента, пуговицы;
- детали из ткани и меха в виде геометрических фигур;
- вязаных фигуры животных, листочкииз пряжи;
- используется термоаппликация – цветы, бабочки, пчелки;
- атрибуты из различных текстур (флис, атлас, габардин, ткань имитирующую кожу, мех, тафета);
- для отделки использована различная фурнитура (замок, текстильная лента – «липучка», шнур, пуговицы).
Панно можно поставить , повесить, положить – при этом надо учитывать, чтобы было хорошее освещение и свободный подход. Крепиться панно с учётом роста ребёнка, чтобы он мог играть стоя и сидя на стуле. Детали хранятся в коробках.
Сюжетное панно привлекает внимание детей своей яркостью, мобильностью, многофункциональностью, простотой в использовании, разнообразием содержания.
Предполагаются различные виды игр (сенсорные, математические и т. д., цели которых постепенно усложняются).
Варианты дидактических игр и упражнений с панно.
«Красивая картинка»
Задачи: способствовать развитию умений и навыков у детей дошкольного возраста в пространственном ориентировании на плоскости, развитие мелкой моторики, зрительного и слухового внимания.
Игровая задача:
1 этап:
- Покажи и назови животных.
- Покажи теремок.
- Покажи облака, солнце.
- Покажи дерево.
- Покажи пруд.
- Покажи цветочки.
- Покажи бабочек.
- Покажи горку.
- Покажи снеговика.
2этап:
-Посади (пристегни) цветочки на травку. ( Осенью пристегивают разноцветные листочки).
- Собери (отстегни) цветочки с травки.
- Посади пчелку на цветочки.
- Сорви 1 (или много) цветочки с дерева весной.
- Собери ёлочку из треугольников, снеговика из кругов.
3 этап:
- Составь картинку « Кто, где живет» ( Рыбки в пруду, листочки и яблоки на дереве, звери в теремке.)
«Геометрические фигуры»
Задачи:
- Способствовать формированию умения детей узнавать в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур; закрепить знания о геометрических формах.
- Развивать мелкую моторику рук, слуховое внимание, память.
Ход игры.
Дети собирают из треугольников - ёлку, из кругов – снеговика. Называют геометрические фигуры, их размер.
«Расскажи сказку»
Задачи:
- Формировать способность детей к пересказыванию.
- Развивать зрительное и сенсорного восприятие; мелкую моторику рук; умение подражать героям.
Ход игры.
1 этап: воспитатель показывает, как пользоваться панно и рассказывать сказку с последующим пристегиванием нужных модулей.
2 этап: воспитатель предлагает детям сказку. Дети выбирают нужные модули, рассказывают сказку и пристегивают модули.
3этап: самостоятельная деятельность детей.
«Отгадай сказку»
Задачи:
- Закрепить знания детей о сказках.
- Развивать речь, умение детей отвечать на вопросы; мелкую моторику рук, память и внимание.
Ход игры.
1 этап: на панно пристегнут один или несколько героев сказок, детям нужно угадать, из какой они сказки. В каких ёще сказках встречаются эти герои.
2 этап: самостоятельная деятельность детей. Загадывание загадок по сказкам.
«Кто это?»
Задачи:
- Формировать умение отгадывать загадки по наглядному изображению.
- Развивать память.
Ход игры.
1 этап: на панно пристегнуты модули героев, воспитатель загадывает загадки.
2 этап: воспитатель описывает одного из героев, дети отгадывают и пристегивают героя на панно.
«Расскажи о погоде»
Задачи:
- Расширять представления о сезонных изменениях в природе.
- Воспитывать наблюдательность.
Ход игры.
1 этап: воспитатель рассказывает о состоянии погоды, сопровождая рассказ пристегиванием модулей.
2 этап: воспитатель предлагает детям рассказать погоде за окном, отразить свой рассказ на панно.
«Когда это бывает?»
Задачи:
- Формировать способность детей наблюдать изменения в природе.
- Расширять представление о сезонных изменениях в природе; называть предметы каждого времени года.
Ход игры.
1 этап: на панно пристегнуты модули одного из времен года, детям предлагается отгадать, какое из времен года изображено.
2 этап: на панно пристегнуты модули определенного времени года, но допущены одна или две ошибки, детям предлагается найти эти ошибки.
«Кого не хватает?»
Задачи:
- Развивать мелкую моторику рук, наблюдательность, память, внимание.
Ход игры.
На панно прикреплены не все модули героев сказки. Детям предлагается посмотреть внимательно и назвать недостающего героя.
«Больше – меньше»
Задачи:
- Формировать способность детей сравнивать предметы по величине с помощью условной мерки и путем наложения.
- Развивать мелкую моторику рук.
Ход игры.
На панно пристегнуты различные модули (цветы, снеговик, ёлка). Детям предлагается сравнивать их по величине.
«Листочки деревьев»
Задачи:
-Закрепить умения детей соотносить предметы по цвету.
Ход игры.
Воспитатель называет время года, дети из трёх видов листочков выбирают подходящий и располагают их на панно.
«Один – много»
Задачи:
- Способствовать формированию умения составлять группу из отдельных предметов и выделять из неё один предмет, различать понятия «много» и «один».
Ход игры.
Дети располагают на дереве листочки и отвечают на вопросы: «сколько листочков?» (много); «сколько деревьев?» (одно); «сколько рыбок?» (много); «сколько прудов?» (один); «сколько бабочек?» (много); «сколько пчелок?» (одна).
«Найди такой же»
Задачи:
- Формировать умение узнавать в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур; закрепить знания о внешнем виде геометрических фигур.
- Развивать мелкую моторику рук.
Ход игры:
На панно пристегнуты геометрические фигуры. Детям предлагается назвать их, затем найти в окружающей обстановке похожий предмет.
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по ФЦКМ.
Тема: « Весна».
Интегрируемые образовательные области: «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы».
Интегрированные задачи:
1.Образовательные:знакомить детей с изменениями в природе; формировать представление о том, что весной солнце не только светит, но и греет; обогащать словарь детей существительными;расширение и обогащения словарного запаса;упражнять в правильном произношении звукоподражаний.
2.Развивающие:развивать координацию речи с движением;способствовать усвоению понятия « весна»; развивать память, внимание.
3.Воспитывающие:воспитывать наблюдательность, любовь к природе.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная, познавательно – исследовательская.
Материалы:кукла, дидактическое панно.
Содержание образовательной деятельности.
Воспитатель: Сегодня ребята мы пришли в гости к кукле Маше. Давайте поздороваемся с Машей. Здравствуй Маша(вместе с детьми). Маша мы с ребятами хотели пригласить тебя сегодня погулять. На улице весна, а ты сидишь дома. Маша ты знаешь, что такое весна?
Кукла (Воспитатель имитирует ответ куклы): Нет
Воспитатель: А вы ребятки знаете, что такое весна?
Ответы детей.
Воспитатель: Я хочу рассказать вам и Маше, что такое весна.
Воспитатель рассказывает стихотворение и сопровождает слова показом на дидактическом панно.
Утром солнышко проснулось, (солнышко)