Воспитание валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста
В современной системе образования много проблем. Одна
из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесохраняющее обучение и воспитание. Перед дошкольным
образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования
работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию
детей.
Федеральный государственный стандарт к структуре основной образовательной
программы дошкольного образования определяет как одну из важнейших задач:
охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных
областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление
комплекса психолого–педагогической, профилактической и оздоровительной
работы.
В соответствии с этим особую
актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения
эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях,
создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности
ребёнка. Известно, что
здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от
образа жизни человека.
Воспитание валеологической культуры детей
Забота о здоровом образе жизни детей дошкольного
возраста - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить
укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских
и социальных вопросов. Актуальность
опыта состоит в решении проблемы сохранения
и укрепления здоровья дошкольников, формировании осознанного отношения
ребёнка к своему здоровью, организму.
Научность
Необходимость использования здоровьесохраняющих технологий подчёркивают
исследования В. В. Колбановой, Л.Г. Татарниковой и В. П. Петленко,
подтверждающих, что здоровье человека более чем на 60% зависит от его образа
жизни. В работах В. Г. Алямовской, М. Л. Лазарева и Г.А. Баранчукова отмечается, что становление
валеологической культуры обусловлено, прежде всего, процессом воспитания,
педагогическим взаимодействием взрослого и ребёнка, широким спектром
педагогических средств и приёмов.
Результативность
Систематично, проведенная работа показала следующие
результаты.
Уровень здоровья и физического развития детей:
- Уровень заболеваемости снизился на 3,7 %, значительно снижено количество пропусков по болезни.
- Количество детей, имеющих высокий уровень физического развития повысилось на 11 % и составляет 56%.
- Количество детей, имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни, увеличилось на 27% и составляет 71%.
Усовершенствована предметно-развивающая среда в
группе: в своей работе
широко использую наглядную агитацию – уголок здоровья в группе
"Здоровячок”, альбомы индивидуальной работы с детьми «Запоминай-ка», «Будь
внимателен», «Необычный лабиринт».
Новизна
(инновационность)
Новизна опыта заключается в реализации:
- здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной деятельности;
- использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни;
- использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни.
Технологичность
Весь процесс
реализации работы проходил в несколько этапов:
1 этап:
диагностико-прогностический.
Цель: изучение возможностей и потребностей группы.
2 этап: практический.
Цель: введение валеологических знаний, здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс.
3 этап: обобщающий.
Цель: подведение итогов, совершенствование результатов
работы по данной проблеме.
Нормативно-правовое
обеспечение
- Нормативно-правовое обеспечение включает в себя внешние законодательные акты и внутренние документы, регламентирующие деятельность учреждения.
- Основополагающие документы по проблеме обеспечения здоровья детей в ДОУ:
- Конвенция о правах ребёнка;
- Конституция РФ ст.38, 41, 42, 43;
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
- Санитарно-эпидемиологическими требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях, СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26
Материально-техническое обеспечение.
Для обеспечения полноценного
своевременного развития детей, сохранения и укрепления физического и
психического здоровья, профилактики простудных заболеваний, физического
развития и оздоровления воспитанников в дошкольном учреждении имеется
спортивный зал, оснащенный необходимым
традиционным и нестандартным оборудованием, физкультурный уголок в группе,
которые создан с учётом возрастных особенностей детей. На игровых участках
детского сада имеется спортивное и игровое оборудование, где дети имеют
возможность развития двигательных навыков в любое время года.
Организация работы с детьми по формированию ЗОЖ
В рамках образовательной
области «Здоровье» для успешного формирования представлений у дошкольников о
ЗОЖ необходима целенаправленная, систематическая воспитательно-образовательная
работа в ДОУ и семье.
Я определила для себя следующие направления
осуществления этой проблемы:
- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
- формирование элементарных представлений об окружающей среде.
Я разработала систему мероприятий под названием
« Я здоровым быть хочу», работа в которых ведётся в 3-х направлениях:
1 направление: «Я - человек. Что я знаю
о себе?»
Цель: формировать
представления детей о человеке как живом существе, об условиях необходимых ему
для жизни; о внешнем строении человека, органах чувств, некоторых внутренних органах; о различных состояниях и чувствах человека; о здоровье и
болезни (например: д/и «Что есть во рту», «Какие у нас зубы?», «Сказка о зубной щётке» и др.,
«практические задания, опыты на вкус, запах, звук».
2 направление: «Образ жизни человека и
здоровье».
Цель: формировать представления
детей об образе жизни человека о режимных моментах, организации дня в детском
саду, отдыхе, о зависимости здоровья от образа жизни. ( Например: «Азбука
здоровья», чтение И.Токмаковой «Где спит
рыбка?», советы «Как готовиться ко
сну»).
3 направление: «Здоровый образ жизни в
условиях природы»
Цель: формировать у детей
представления об особенностях жизни в окружающем мире; о факторах окружающей
среды, оказывающих особое влияние на здоровье человека, о значении ЗОЖ для
здоровья человека; формирование поведения, способствующего ЗОЖ.
Реализация содержания
каждого направления проводится мною в несколько этапов:
1.
Подготовительный этап - это изучение
представлений детей о здоровье и ЗОЖ; планирование видов работы и
организационных форм.
2.
Основной этап - это сообщение детям новых сведений о ЗОЖ и расширение их
кругозора с опорой на различные виды деятельности. Основной формой работы
являются ОД по ознакомлению с окружающим миром.
3.
Закрепляющий этап - закрепление и систематизация представлений о ЗОЖ через
ОД, беседы, прогулки, опыты, игры,
оздоровительные и закаливающие мероприятия, чтение литературы.
Система работы с детьми предполагает различные формы,
средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами работы
являются организованная занимательная деятельность, режимные моменты,
спортивные соревнования, досуги, в процессе которых сообщаю детям новые
сведения и закрепляю ранее полученные представления.
Закреплять представления
лучше в продуктивной и предметно-практической деятельности, поэтому использую
интегративный подход к организации занимательной деятельности детей. В процессе
ознакомления с образовательной областью «Познание» ознакомление с окружающим
миром формирует представления о человеке, как живом существе, его организме и
здоровье; об образе жизни и зависимости здоровья от образа жизни.
На ОД
экологической направленности формирую представления детей об
условиях необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и
окружающей среды. При воспитании культурно-гигиенических навыков
формирую привычку правильно: умываться, вытираться, пользоваться носовым
платком, правильно вести себя при кашле и чихании.
Расширяю представления о ЗОЖ через: с/ролевые
игры «Больница», «Аптека», « Семья», чтение художественной литературы: «Сказка
про ногти», «Грязнуля Витя» И.Губина, «Птичка Тари», «Зубик-Зазнайка», «Сказка про
трёх поросят на новый лад», разучивание загадок о частях тела, пословиц о
здоровье. Продолжаю знакомить детей с правилами сохранения своего здоровья и
заботе о нём.
Для расширения кругозора детей и закрепления, ранее
полученных навыков использую настольные и дидактические игры («Аскорбинка и её
друзья», «Части тела», «Сложи картинку», «Что сначала что потом и т.д.)
Формируя привычки
потребности в ЗОЖ, стараюсь выработать такие навыки у детей:
- полоскать рот после каждого приёма пищи, чистить зубы утром и вечером;
- спать в облегчённой одежде;
- разминаться после пробуждения;
- уметь избегать опасных ситуаций;
- мыть руки перед едой и после посещения туалета;
- есть больше овощей и фруктов;
- ежедневно менять нижнее белье, носовые платки.
Система мероприятий
по направлению: «Я - человек. Что я знаю
о себе?»
Закаливающие процедуры
Параллельно с педагогической деятельностью с детьми, провожу закаливающие процедуры под руководством старшей медсестры, которая с учетом состояния здоровья детей и местных условий определяет вид и дозировку закаливающих процедур.
Организация системы закаливания – важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Закаливающие мероприятия проводятся в течение всего дня. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.
Цель закаливания – выработать способность организма быстро приводить работу органов и систем в соответствие с меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным воздействием того или иного фактора (холод, тепло и т.п.) и постепенным увеличением дозировки такого воздействия.
Закаливание воздухом – наиболее доступное средство закаливания в любое время года. Систематическое пребывание ребенка на воздухе способствует более быстрой адаптации организма к смене температурных условий. Положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с физическими упражнениями.
Эффективным средством закаливания является хождение босиком в летнее время по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинать ходить босиком следует в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время хождения с 2–3 минут до 10–12 минут и более. Минимальная температура воздуха, при которой детям разрешается ходить босиком, – 20–22 Сº. Затем детей приучаю ходить босиком и в помещении: так, перед дневным сном разрешаю босиком дойти до кроватки по ковровой дорожке. Оздоровляющее воздействие воздуха использую при организации дневного сна и прогулок.
Большую радость детям доставляет процедура закаливания солнцем, которая осуществляется на прогулке в летнее время. Начинаю процесс закаливания со световоздушных ванн в тени деревьев, затем переходим к местным солнечным ваннам, для чего детям оголяю руки и ноги (на голове при этом должна быть светлая шапочка).
Для проведения солнечных ванн игры детей
организую под прямыми лучами солнца (5–6 минут), а затем вновь увожу в тень. По
мере появления загара солнечные ванны становятся общими, т.е. детей раздеваю до
трусов и майки, а затем оставляю в одних трусах. Непрерывное пребывание детей
под прямыми солнечными лучами вначале составляет 5 минут, постепенно его доводя
до 10 минут. В течение дня общая продолжительность солнечных ванн может
достигать 40 -50 минут.
Вода является весьма эффективным фактором оздоровления и закаливания. В оздоровительной деятельности использую обширное умывание, ножные ванны, обливание ног, обливания рук до локтя. Обливание ног провожу перед сном, хождение по дорожкам здоровья после сна.
В результате закаливания дети стали менее восприимчивым к резким изменениям температуры и простудным и инфекционным заболеваниям. Улучшился аппетит детей, они спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Таких результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.
Система мероприятий с родителями
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей, использую как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями: информационные памятки, буклеты, тематические выставки, оформляю информационные уголки здоровья, провожу консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Родители – активные участники конкурсов, спортивных и иных совместных мероприятий, проводимых в ДОУ.
Выводы
Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Считаю, что важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни. Надо учить ребёнка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Работа по данному направлению дает положительные результаты, так как имеющиеся знания, благодаря их многократному практическому и наглядно-действенному воспроизведению в игре, обыденной жизни, опытно-экспериментальной деятельности приобретает прочный и осознанный характер.
Нетрадиционный подход к
оздоровительно-профилактической работе с детьми дошкольного возраста имеет
огромный учебно-воспитательный потенциал, что бесценно в воспитании
подрастающего поколения. Создание здоровьесохраняющей среды и воспитание навыков здорового образа жизни у детей является одним из основных
направлений деятельности педагога.
Познавательные моменты органично соединяются с оздоровительными, образовательная деятельность сочетается с выполнением дыхательных упражнений, гимнастики для глаз, релаксацией, самомассажем и другими здоровьесохраняющими технологиями.
Познавательные моменты органично соединяются с оздоровительными, образовательная деятельность сочетается с выполнением дыхательных упражнений, гимнастики для глаз, релаксацией, самомассажем и другими здоровьесохраняющими технологиями.
Таким образом, можно сказать, что только круглогодичный, системный подход к организации валеологического развития, физкультурно-оздоровительных, и профилактических мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов.
Автор: Суворова О.Б., воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ города Нижневартовска, детский сад № 17 «Ладушки»
Добавить комментарий | Комментариев к новости "Воспитание валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста" уже 0: