Особенности проведения занятий с детьми-инвалидами
Предлагаю вашему вниманию статью: Особенности проведения занятий с детьми-инвалидами. Эта статья будет интересна педагогам, которые занимаются с детьми с ограниченными возможностями.
Специфика работы с детьми-инвалидами состоит в том, что средства, формы обучения и воспитания таких детей зависят от вида аномального развития, степени и характера нарушений различных функций, возрастных возможностей, а также от индивидуальных способностей детей. Не все дети с ограниченными возможностями здоровья могут посещать школу. Круг общения их сужен и замкнут. И только педагоги дополнительного образования позволяют реализовать имеющиеся у них потенциальные возможности.
В работе с детьми-инвалидами используются различные формы занятий:
- Индивидуальные (на дому или в Доме детского творчества).
- Групповые (от 3 до 7 человек).
- Занятия в группах совместно со здоровыми детьми.
Индивидуальная работа с каждым – это одна из особенностей занятий с детьми-инвалидами. В ходе занятий педагогу необходимо учитывать уровень интересов, склонностей того или иного ребенка, его возможности. Конкретно для каждого ребенка с учетом его заболевания необходимо разрабатывать адаптированную программу.
Отличительной чертой занятий является гибкость, чувствительность к сбоям. Структура, методика проведения, даже содержание занятия может измениться в зависимости от:
- состояния здоровья ребенка;
- его настроения;
- непредвиденных семейных ситуаций.
Во время проведения занятий с детьми-инвалидами необходимо соблюдаются следующие условия:
- замедленный в отличие от здоровых детей темп обучения;
- оптимальное привлечение детей к предметно-практической деятельности;
- опора на наиболее развитые положительные качества ребенка;
- дифференцированное руководство деятельностью детей и корректирование их действий.
«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев», - писал В.А. Сухомлинский. Не случайно третья часть всех обучающихся в Доме творчества детей с ограниченными возможностями здоровья, занимаются декоративно-прикладным искусством. Это помогает развитию моторики рук, расширяет кругозор, углубляет понимание искусства, учит наслаждаться им. Рассмотрим особенности проведения занятия с детьми-инвалидами.
Особенности проведения занятия с детьми-инвалидами
Прежде чем приступить к работе, ребенок выбирает наиболее понравившиеся ему задание. Вместе с педагогом представляют, как выглядят изделия, как их можно использовать в быту. Затем делают несколько эскизов, выбирают наиболее удачный, и только после этого приступают к работе. Вначале занятия, необходимо провести разминку и разогрев пальчиков детей, так как у многих детей плохо работают руки, наблюдается непроизвольное дрожание пальцев.
Подготовка к учебному занятию по предложенному алгоритму и написание плана-конспекта, без сомнения способствует успешности проведения занятия, его эффективности и результативности. Каждая встреча ребенка и педагога - это своеобразный урок жизни, урок доброты.
Занятия с детьми-инвалидами в отличие от занятий с обычными детьми более социализованы, в них много отступлений, связанных с жизнью, окружающей средой, обществом. Педагог, который работает с такими детьми, должен чутко реагировать на все события, волнующие ребенка, семью. Обучая детей, педагог сам учится у них силе воли, состраданию, переосмысливает свои жизненные позиции.
Если в процессе обучения и воспитания педагог применяет эффективные педагогические и коррекционные приемы, то нарушения в значительной степени компенсируются. Но самое главное, повышается степень свободы ребенка по отношению к окружающему миру, растет его оптимизм, вера в свои силы, происходит его адаптация в обществе.
Автор: Гризовских Елена Алексеевна, педагог дополнительного образования Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дома детского творчества Тагилстроевского района ( МБУ ДО ТДДТ), г. Нижний Тагил.