Художественное и эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста через знакомство с произведениями искусства
Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот
задача первоначального обучения.
К.Д. Ушинский.
Предлагаю вашему вниманию статью, посвященную художественному и эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста через знакомство с произведениями искусства.
Художественное и эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста
В наше время – время богатой компьютерной технологии, анимационной зависимости, дети не замечают красоту вокруг себя, становятся, эмоционально бедны, не могут показать свое отношение к чему-либо, выразить чувства. Поэтому просто необходимо знакомить детей с произведениями искусства, начиная с детского сада. Ведь очень важно научить ребенка видеть красоту окружающих предметов, явлений и как по-разному их отображают в своем творчестве художники. Каждый показывает их необычность, привлекает внимание к тому, что любит, что ему нравиться или, чем он огорчен, показывает свое отношение к изображаемому.
Сущность художественного воспитания дошкольников включает в себя несколько основных положений. Во-первых, художественное воспитание дошкольников – это процесс целенаправленного взращивания чувства прекрасного. Во-вторых, формирование у ребенка способности воспринимать и ощущать красоту не только в искусстве, но и в повседневной жизни. В своей статье хочу поделиться тем, как через знакомство с произведениями искусства, при помощи дидактической игры происходит эмоциональное и художественное развитие детей.
«Искусство воздействует на психику и разум человека, его интеллект и чувства, поэтому необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для общения с миром прекрасного… Искусство расширяет эмоциональный опыт человека, не только отражая чувства, знакомые и близкие ему, но и открывая новые, ранее неведомые».
В своей работе опиралась на исследовании психологов и педагогов (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, П.М.Якобсон, Н.П.Сакулина и др.), которые показали, что при целенаправленном обучении детям дошкольного возраста доступно понимание произведений изобразительного искусства, их содержание и средств выразительности. Живопись как вид изобразительного искусства соответствует возрастным особенностям и доступна их восприятию. «Живопись-это художественные произведения, которые создаются на плоскости (холст, дерево, поверхность стены и пр.).
Живопись - это образы в цвете. Живопись – это поэма в красках. Живопись – это картина в словах. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно описывать изображенное, излагать свои мысли, описывать содержание, но и придумывать предшествующие и последующие события.
В чем же заключается искусство смотреть картину? «Душа живописи,- подчеркивает О.Туберковская, - не в расположении фигур и пятен красок и света, а в мыслях и чувствах, которые вложил свою работу художник. Почувствовать его волнение, радость, печаль, гнев, восторг-это и значит смотреть картину».
Таким образом, выделила следующие задачи по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства:
- знакомить с творчеством русских, советских художников, с некоторыми произведениями мирового искусства;
- формировать эмоциональную культуру детей;
- развивать художественный вкус;
- формировать интерес к музеям, выставкам.
В своей работе использую такие формы работой с картиной, как:
- индивидуальная, подгрупповая и групповая;
- рассматривание;
- любование;
- выставки;
- вечер музея;
- дидактические игры.
И сразу хочется отметить, что дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений, навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально – волевая сфера, способности и умения. Она помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное настроение. В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше.
Таким образом, дидактическая игра-это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. В ней усвоение знаний выступает как побочный эффект. Можно согласиться с Л.С.Выготским, что « в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношении к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде». А А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».
И в заключении хочется отметить, что восприятие произведений искусства – сложный и, многоплановый творческий процесс. Он требует много затраты сил, сопереживания. Чтобы понять, проникнуть в суть художественного произведения, не следует торопиться. Как сказал великий французский скульптор О.Роден «Смотрите, смотрите долго, еще смотрите!» Главная задача воспитателя помочь детям видеть в картине, то, что хотел показать художник: выделять главное и второстепенное, понимать настроения, чувства художника, тогда и в реальной жизни ребенок будет замечать вокруг себя даже самые неприметные вещи.
Автор: Ю.Ю.Шмелева, воспитатель МБДОУ« Детский сад» №75, г. Владимир