» » » Здоровьесберегающие технологии, как средство успешного усвоения материала младших школьников на уроках математики. Часть 1

Здоровьесберегающие технологии, как средство успешного усвоения материала младших школьников на уроках математики. Часть 1


Эффективность функционирования опыта.

 

1. Условия функционирования опыта.

Опыт функционирует в общеобразовательной школе. Наполняемость класса - 25 человек. Специального отбора детей для проведения опыта не было. Дети занимаются в первую смену. Для внедрения здоровьесберегающих технологий используются таблицы гимнастики для глаз, бумажные офтальмотренажёры, зрительные диктанты, музыкальные диски для проведения релаксации «Гармония мира», магнитофон.

 

2. Рекомендации последователям опыта.

 

Следует протестировать детей для определения уровня тревожности, самооценки, агрессивности, регидности. На основе тестирования подобрать материал по классам для проведения зрительных диктантов, минуток отдыха, музыку для релаксации. Данный опыт может быть использован в массовой практике учителями начальных классов.

 

3. Научно-практические основы опыта.

В данном опыте используются идеи врача-психолога, кандидата медицинских наук, профессора Н.К.Смирнова, доктора биологических наук, профессора М.М.Безруких, педагога В.Ковалько.

 

II.Технологические сведения об опыте.

 

1. Актуальность опыта.

 

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

 

  • Ухудшение состояния здоровья детей в процессе обучения в школе.
  • Снижение активности учащихся, повышенная тревожность, отрицательное эмоциональное состояние, преобладающее на уроках и, как следствие, слабое усвоение программного материала учащимися начальной школы.

 

2. Задачи, решаемые в опыте.

 

  • Изучить физиологическое и психологическое состояние учащихся, используя карты наблюдения за состоянием ребёнка, тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку).
  • Определить условия для обеспечения успешного усвоения материала младшими школьниками.
  • Систематизировать средства по здоровьесбережению, применяемые на различных этапах урока, с целью активизации познавательной деятельности учащихся, способствующей успешному усвоению материала.

 

3. Педагогические средства, представленные в опыте:

 

  • Здоровьесберегающие технологии на этапе самоопределения к деятельности.
  • Здоровьесберегающие технологии на этапе актуализации опорных знаний.
  • Здоровьесберегающие технологии на этапе «открытия» знаний.
  • Здоровьесберегающие технологии на этапе рефлексии.

 

4.Технология опыта.

 

За период обучения в начальной школе у большинства детей показатели здоровья резко снижаются. Основными причинами такого состояния обычно называют недостаток физической активности, особенности питания, общую организацию обучения, неудовлетворительное состояние классных комнат.

 

Источниками отрицательного воздействия на здоровье являются не только и не столько внешние по отношению к учебному процессу названные факторы, но и сам учебный процесс, его содержание, способы обучения, формы организации деятельности. Для подтверждения данной гипотезы были составлены карты наблюдения за ребёнком (со слов родителей), проведён тест «Самооценка психического состояния» (по Айзенку).

 

Обработав результаты тестирования, мы пришли к выводу:

- у 50% учащихся высока степень тревожности, у 30% -снижена самооценка, 25%- агрессивны, у 30%- сильно выражена регидность.

 

На основании тестирования необходимо пересмотреть методы и средства, применяемые на уроках.

 

Математика – один из основных предметов начальной школы. Уроки математики занимают от 20% до 25% учебного времени. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья детей. Общеизвестно, что именно затруднения в изучении математики часто являются главными причинами психологического дискомфорта, повышения уровня тревожности детей, ведущих к снижению адаптивных возможностей организма, а следовательно, снижению качества здоровья.

 

Отрицательные последствия обучения вообще и математике в частности, это: физическое утомление, вызванное мышечной статичностью в процессе обучения; отрицательное эмоциональное состояние, вызванное негативным или нейтральным отношением к обучению в целом и к однообразной учебной работе по математике; повышенная тревожность и незащищённость из-за непонимания изучаемого, из-за невозможности предвидеть, какого вида и содержания предстоит работа, а значит, и невозможность подготовиться к этой работе.

 

Чтобы организация обучения математики выполняла условия здоровьесбережения, она должна обеспечивать:

 

  • Предупреждение и снятие мышечной и умственной усталости.
  • Положительное воздействие на эмоциональное состояние учащихся, как через содержание математического учебного материала, так и вне связи с содержанием математики.
  • Использование проблемных творческих заданий, ситуаций.
  • Разнообразие форм учебной деятельности: создание ситуаций свободного выбора, организация работы в парах, в группах.

 

Организация работы на уроках математики с использованием здоровьесберегающих технологий

 

Для более успешного усвоения математического материала мы предлагаем строить урок, используя следующие методы и приёмы:

 

1. На этапе самоопределения к деятельности.

 

  • Гимнастика до уроков.
  • Аутотренинг - эмоциональный настрой.
  • Разминка для глаз.

 

2. На этапе актуализации опорных знаний.

 

  • Задания для развития математической памяти.
  • Устный счёт.

 

3. На этапе «открытия» знаний.

 

  • Введение проблемных ситуаций, ситуаций свободного выбора.
  • Решение валеологических задач.
  • Работа в парах, группах.
  • Физкультурные минутки.

 

4. На этапе рефлексии.

 

  • Рефлексия.
  • Релаксация.

 

Здоровьесберегающие технологии на этапе самоопределения к деятельности

 

1) При условии, что урок математики поставлен в расписании уроков первым, необходимо проводить гимнастику до урока.

 

Гимнастика до уроков (вводная) на протяжении 5-10 мин не заменяет, а дополняет утреннюю гимнастику.

 

Задачи:

 

  • ускорить вхождение организма в активную учебную работу;
  • достичь оздоровительного и закаливающего эффекта;
  • воспитать правильную осанку, координацию движений, чувство ритма, способность эстетического восприятия движений;
  • подготовить ребёнка к удержанию рабочей позы, углубить дыхание, сосредоточить внимание.

 

Примерный комплекс упражнений для 1-4 класса.

 

1 класс 2 класс

 

«Стали мы учениками» Мы устали, засиделись,

Стали мы учениками, Нам размяться захотелось.

(Шагаем на месте). Отложили мы тетрадки,

Соблюдаем режим сами: Приступили мы к зарядке.

3

(Хлопки в ладоши.) (Одна рука вверх, другая вниз, рывками

Утром мы, когда проснулись, менять руки.)

(Прыжки на месте.) То на стену посмотрели,

Улыбнулись, потянулись. То в окошко поглядели.

(Потягивание.) Вправо, влево поворот,

Для здоровья, настроенья А потом наоборот.

(Повороты туловища влево-вправо.) (Повороты корпусом.)

 

Делаем мы упражненья: Приседанья начинаем,

(Рывки руками перед грудью.) Ноги до конца сгибаем.

Руки вверх и руки вниз, Вверх и вниз, вверх и вниз,

(Рывки руками поочерёдно вверх-вниз.) Приседать не торопись!(Приседания.)

На носочки поднялись. И в последний раз присели,

(Поднялись на носочки.) А теперь за парты сели.

То присели, то нагнулись

(Присели, нагнулись.)

И опять же улыбнулись.

(Хлопки в ладоши).

А потом мы умывались,

(потянулись, руки вверх-вдох-выдох.)

Аккуратно одевались.

(Повороты туловища влево-вправо.)

Завтракали не торопясь,

(Приседания.)

В школу, к знаниям, стремясь.

(Шагаем на месте.)

 

3 класс 4 класс

 

Одолела вас дремота, Кто хочет здесь помолодеть,

Шевельнуться неохота? (Рывковые движения руками в стороны.)

Ну-ка, делайте со мною Возможно, даже похудеть,

Упражнение такое: (Рывковые движения руками вверх.)

Вверх, вниз потянись, Здоровья чуточку набраться,

Окончательно проснись. (Полуприседания, руки в стороны,

(Встали, руки через стороны вверх-потянулись) предплечья вперёд.)

Руки вытянуть пошире. Своей фигурою заняться?

(Руки в стороны.) (Наклоны в стороны, руки на пояс.)

Раз, два, три, четыре. Гимнастика и ритм –

Наклониться – три, четыре- (Наклоны вперёд прогнувшись.)

(Наклоны.) Вот – наш гимн!

И на месте поскакать. (Руки вверх.)

(Прыжки на месте.)

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

(Ходьба на месте.)

 

По мере привыкания к комплексу упражнений в него включаются новые элементы или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.

4

2) Аутотренинг.

 

Перед началом каждого урока ученику даётся одна минута на то, чтобы он смог настроить себя на работу, сконцентрировать своё внимание, мобилизовать память, приготовиться к активной работе на уроке. В тишине классной комнаты дети шёпотом проговаривают фразы (на выбор):

 

- Я способен! - Я хочу много знать!

- Я со всем справлюсь! - Я буду много знать!

- Мне нравиться учиться! - Мне нравиться работать в коллективе!

- Я – хороший ученик! - Я уверен в себе!

- Я – заряжен энергией! - Работа над собой приносит успех!

 

3) Гимнастика для глаз.

 

Задачи:

 

  • способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования предлагаемых упражнений;
  • предупредить зрительное утомление школьников;
  • активизировать работу на уроках;

 

Комплекс упражнений гимнастики для глаз мы предлагаем проводить под музыку в течение 3 минут. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. Существуют различные методики по проведению гимнастики для глаз. В своей практике мы наиболее часто используем метод Г.А.Шичко, метод Бейтса,

гимнастику для глаз профессора Э.С.Аветисова, зрительные дифференцированные физминутки.

 

а) Гимнастика для глаз по методу Г.А.Шичко.

Звучит музыкальная композиция «Загадки Востока. Свет мудрости».

1.Пальминг.

Центр ладони должен быть над центром глазного яблока. Основание мизинца (и правой, и левой руки) – на переносице, как мостик очков.Ладошки на глазах должны лежать так. чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. в какое – то мгновение начнёт казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.

 

2.Вверх-вниз, влево-вправо.

Двигать глазами вверх- вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

 

3.Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

5

4.Квадрат.

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний- в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

 

5.Покорчим рожи.

Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей.

Гримасочка ежика – губки вытянуты вперёд – влево –вправо -вверх-вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону.

 

6.Рисование носом.

Посмотреть на табличку, запомнить геометрическую фигуру или число. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достаёт до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.

 

7. Раскрашивание.

Учитель предлагает закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно Любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашиваниенужно обязательно самым любимым цветом.

Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.

 

8.Расширение поля зрения.

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причём за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым – правый, за левым- левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их…и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.

 

9.Буратино.

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно считает от одного до восьми. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не отрывая глаз, с обратным счётом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.

 

10.Часики.

Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик – по часовой стрелке, а правый – против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону.

 

б) Метод Бейтса.

Звучит композиция «Звуки джунглей и тропических лесов».

1. Голова зафиксирована, могут двигаться только глаза. В вытянутой руке карандаш. По широкой амплитуде он многократно двигается вправо, влево, вниз. Надо неотрывно следить за ним глазами.

 

2. Встать у своей парты, смотреть на стену прямо перед собой. Не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла стены в левый нижний, из левого верхнего – в правый нижний (30 раз.)

 

3.Ноги на ширине плеч, руки на пояс. Резкие повороты головы вправо и влево. Взгляд направляется по ходу движения (20 раз).

 

4. В течение 3 секунд смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдых (15 раз).

 

5.Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. (20 раз).

 

6. Взглянуть в окно на очень отдалённый предмет и пристально рассматривать его в течение 10 с. Перевести взгляд на свои наручные часы. (15 раз).

 

7. Взглянуть на потолок, не двигая головой и телом, затем перевести глаза к полу (10 раз).

 

8.Вращать глазами из стороны в сторону, сначала глядя как можно дальше вправо, затем – влево (6-8 раз).

 

9. Представить очень большой обруч. Обвести его глазами справа налево и в другом направлении (10 раз).

 

в) Метод Э.С.Аветисова.

1.Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд. Считать медленно до 5, затем открыть глаза на такое же время. Повторить 6-8 раз.

Улучшить кровообращение можно, если быстро моргать в течение 1-2 мин.

 

2. Смотреть перед собой 2-3 секунды. Потом, держа указательный палец правой руки на уровне средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него в течение 3-5 с. Опустить руку. Повторить 10-12 раз.

 

3. Поставить указательный палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 30 см, смотреть на конец пальца 3-5 с. Прикрыть левой ладонью левый глаз на 3-5 с, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 с. Повторить то же самое начиная с левой руки. Повторить 5-6 раз.

 

г) Комплекс упражнений «На море».

Звучит музыкальная композиция из цикла «Водная стихия».

1. «Горизонт»

1-4- чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом) линию горизонта ( «на море») слева-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.

5-8- повторить линию горизонта справа-налево.

2. «Лодочка»

1-4- чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо.

5-8- повторить движения счёта 1-4-в другую сторону.

7

3. «Радуга».

1-4- чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо.

5-8- повторить движения счёта 1-4 в другую сторону.

 

4. «Солнышко»

1-8 «На море солнышко»-чертим «солнышко» (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо.

Затем можно повторить упражнения в другую сторону.

 

5. «Пловец плывёт к берегу»

1-4-правую руку приставить вперёд, смотреть на кончик пальца.

5-8- медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперёд. Повторить упражнения с левой руки.

 

6. «Яркое солнышко»

1-8- зажмуриться - «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.

 

д) Упражнения для глаз.

Звучит музыкальная композиция «Спокойная музыка леса и сада».

 

1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

 

2. Закрывать и открывать глаза, крепко сжимая веки. Повторить 5-6 раз.

Закрыть глаза, расслабить веки, 10-15 с.

 

3. Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза. Представить лес, ручеёк. Отдых 10-15 с. Открыть глаза.

 

е) Игра «Дрессированная синица».

Звучит «Музыка леса».

Наша дрессированная синица умеет выполнять команды. Посмотрим?

 

 

1.Глазками передвигаем синичку с одной ветки на другую: вверх, вправо, влево, вниз..

Где, на какой ветке наша синичка?

2. Закрыли глаза и мысленно двигаемся за синицей.

3. Управляем синичкой молча.

 

Здоровьесберегающие технологии на этапе актуализации опорных знаний

 

1) Для того, чтобы учащиеся более успешно усваивали материал, активно работали на уроке, необходимо систематически развивать их математическую память.

 

Память – это процессы запоминания, организации, сохранения, восстановления и забывания обретенного опыта, позволяющие повторно использовать его в деятельности или возвратить в сферу сознания.

 

Под математической памятью надо понимать способность человека запоминать математические объекты, понятия, отношения, рассуждения, действия и т.п. и воспроизводить их в необходимый момент. Без достаточно развитой математической памяти не может быть успешного изучения математики.

 

В процессе обучения одной из важных задач учителя является систематическая и целенаправленная работа по развитию памяти учащихся. Причем работа должна быть направлена не просто на запоминание определенного количества фактов, а прежде всего на обучение приемам рационального запоминания с их должной мотивацией.

 

Особый интерес вызывают упражнения, рекомендованные С.И.Волковой и Н.Н.Столяровой для развития памяти младших школьников. При их выполнении мы заранее даем установку на запоминание и разъясняем ход дальнейших действий учащихся.

 

1. Математические слова. Учитель называет несколько слов: треугольник, отнять, восемь, столько же, пример, математика, четыре, получится – и прости учащихся запомнить из них как можно больше слов. При проверке один ученик называет слова, другие добавляют. Анализируя количество названных слов, выясняют причины запоминания одних и не запоминания других.

 

2. Цепочка слов. Учитель называет по три слова, связанных по смыслу: круг, треугольник, квадрат; плюс, минус, равняется; шесть, четыре, два и т.д. Затем учитель снова называет первое слово, а второе и третье слова называют учащиеся по одному или хором. При анализе подчеркивается, что слова, связанные по смыслу, запоминаются легче.

 

3. Повтори-ка! Учитель называет слово (например, пять). Ученик повторяет это слово и добавляет другое (пять, квадрат). Следующий ученик, перечислив ранее названные слова, добавляет свое (пять, квадрат, больше) и т.д. Тот, кто не сумеет повторить всех слов или перепутает их порядок, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается, т.е. у кого лучше память.

 

4. Виды зрительных диктантов.

1 класс.

а) Посмотри внимательно на квадраты и постарайся запомнить расположение точек в течение 30 секунд. Затем квадраты закроются. Попробуй точно также расставить эти точки в пустых квадратах. Проверь себя!

 

б) Посмотри внимательно в течение 10 секунд на фигуры в клетках квадратов – как они расположены, какого цвета, какой формы. Затем квадраты закроются. Воспроизведи их.

 

2 класс. Задания усложняются, дополняются элементами, знаками.

 

3 класс.

На выполнение задания даётся одна минута. Учащиеся внимательно смотрят, прорисовывают в воздухе, стараясь запомнить очертание фигуры, чтобы затем точнее нарисовать в тетради или на листе бумаги. Результаты проверяются.

 

5.Графические диктанты. Широко используются графические диктанты на уроках математики в 1-2 классах. Они способствуют не только развитию математической памяти, но и закрепляют пространственные представления детей. Виды диктантов в Приложении №4.

 

В зависимости от класса все эти задания имеют разную степень трудности. Все они в основном предназначены для развития внимания, восприятия, зрительной и слуховой памяти. Таким образом, развитие математической памяти должно стать целью работы учителя. Учитель должен не только фиксировать умение запоминать. Он прежде всего должен обучать учащихся рациональной технологии запоминания и убедить их в том, что результаты будут получены не сразу, а постепенно.

 

2)При проведении устного счёта в 1-2 классе актуально использовать различные виды заданий:

а) Зрительные дифференцированные физкультминутки.

(Бумажные офтальмотренажёры).

 

1. Пирамидки.

 

Задания:

 

- найди глазами две одинаковые пирамидки;

- сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, чёрных, зелёных и т.д.;

- сколько у пирамидок колпачков красных, зелёных, жёлтых;

- сколько всего колец у всех пирамидок;

- сколько всего колпачков;- как быстрее сосчитать;

- сложи пирамидки друг на друга в две группы;

- в первой группе пирамидок в 2 раза больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе?

 

Меняя варианты заданий, пирамидки можно использовать довольно часто.

 

2.Тарелки с разноцветными кружками.

 

Задания:

 

  • найти две одинаковые тарелки;
  • найти такую тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.

 

3.Коврик.

 

Задания:

 

  • составь узор по своему замыслу (каждый ученик закрепляет только одну деталь на коврике).
  • сколько всего фигур на коврике;
  • сколько кружков, четырёхугольников, треугольников.

 

4.Цветовые карточки, цветное табло на магнитном фланелеграфе. 

 

С помощью таких приёмов развиваются не только вычислительные навыки, но и зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция.

 

Учитывается также материал психологического воздействия цвета на ребёнка:

 

  • белый - ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему;
  • чёрный – в небольшой дозе сосредоточивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли;
  • коричневый – в сочетании с яркими цветами создаёт уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию;
  • красный – возбуждает, раздражает;
  • голубой – ухудшает настроение;
  • зелёный – улучшает настроение, успокаивает;
  • жёлтый – тёплый и весёлый, создаёт хорошее настроение.

 

б) Двигательно-речевые физкультурные минутки предполагают речевое сопровождение выполнения упражнений. Подготовка двигательно-речевых минуток развивает творческие способности самого учителя и способствует развитию интереса учащихся к изучению математики.

 

1.«Сосчитай-ка»

(Дети показывают ответы в движении (наклоны, повороты, прыжки, хлопки).)

0 - спрятали руки за спину;

1 - 1 хлопок в ладоши;

2 – 2 наклона влево – вправо;

3 – 3 наклона вперёд;

4 – 4 приседания;

5 – 5 поворотов туловища влево;

6 – 6 поворотов туловища вправо;

7 – 7 приседаний;

8 – 8 прыжков на левой ноге;

9 – 9 прыжков на правой ноге;

10 - 10 прыжков на месте, руки на поясе.

(Подводится итог по устному счёту).

 

2. «Сколько…»

(Дети выполняют движения, рассматривая наглядные пособия.)

 

Сколько раз в ладоши хлопну,

Столько раз ногами топни.

Сколько раз ударю в бубен,

Столько раз дрова нарубим.

Приседаем столько раз,

Сколько мячиков у нас.

 

Сколько покажу кружочков,

Столько сделаем прыжочков.

Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки.

Сколько ёлочек зелёных,

Столько выполним наклонов.

И присядем столько раз,

Сколько звёздочек у нас.

На носочки встанем,

Потолок достанем

И тихонько сядем.

 

в) Рифмованные задачи в стихах. Ответы ученики показывают при помощи движений (прыжки, наклоны, приседания, хлопки).Приложение №5.

 

3.Здоровьесберегающие технологии на этапе «открытия» новых знаний.

 

1) Проблемные ситуации при обучении математики.

Психологической наукой давно доказан тот факт, что психическое развитие человека, особенно интеллектуальное, осуществляется только в условиях преодоления «препятствий», интеллектуальных трудностей, при возникновении потребности в новых знаниях. Эти условия психологи связывают с понятием «проблемная ситуация», которое характеризует психологическое состояние субъекта и, прежде всего, начало его мыслительной деятельности.

 

В качестве дидактического средства, которое обеспечивает развитие мышления учащихся в процессе обучения математике, выступают учебные задания. Если учебное задание создает проблемную ситуацию, то такое задание называют проблемным. Однако данная характеристика требует пояснения, так как порой школьникам предлагаются различные задания (в число которых входят и задачи), которые, с одной стороны, создают для учеников определенные интеллектуальные трудности, «препятствия», но с другой стороны, не могут быть отнесены к проблемным, так как они не создают проблемной ситуации. Для создания проблемной ситуации необходимо учитывать ее структурный состав, то есть все ее компоненты:

 

1. необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом, неизвестном отношении, способе или условии действия;

 

2. неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации;

3. возможности учащегося в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии нового.

 

Включение проблемных заданий в обучение требует принятия определенных позиций в понимании процесса усвоения знаний, которые связаны с ответом на вопросы «Как предлагать ученику знания, которые он должен усвоить?» и «Что ученик должен сделать для того, чтобы усвоить эти знания?» в зависимости от ответа на эти вопросы можно выделить две позиции. При принятии одной из них знания (приемы, понятия, способы действий) предлагаются ученикам в виде известного учителю образца, который учащиеся должны запомнить и воспроизвести, а затем отработать соответствующие умения и навыки. В другом случае ученик прежде всего включается в деятельность, в процессе которой у него возникают потребности в усвоении нового знания, и он сам или с помощью учителя «открывает» их.

 

Таким образом, проблемное задание – необходимый компонент процесса обучения, целью которого является развитие мышления учащихся.

 

Задания

Догадайся, по какому правилу записаны выражения в каждом столбике. Вычисли их значения.

54:9 63:9 72:8 56:7

(36+18):9 (49+14):7 (24+48):8 (42+14):7

36:9+18:9 49:7+14:7 24:8+48:8 42:7+14:7

С одной стороны, задание понятно учащимся и они могут приступить к его выполнению с другой стороны, ученикам предложено «открыть» правило, по которому составлены столбики выражений, что возможно только в результате анализа через синтез, сравнение и обобщение. Это правило связано с изучением нового, которое пока неизвестно учащимся. Задание только подготавливает их к «открытию» этого нового.

Чем похожи выражения в каждой паре? Чем отличаются?

(24+48):8 (42+14):7 (36+18):9 (49+14):7

(22+50):8 (40+16):7 (34+20):9 (47+16):7

Анализируя пары выражений, учащиеся обнаруживают, что в первом выражении каждой пары можно воспользоваться открытым способом действия, а во втором выражении нельзя.

Какие из данных чисел можно записать в виде суммы двух слагаемых, каждое из которых делится на 6, а какие нельзя: 36, 48, 52, 28, 24, 38, 56, 54, 6

Задание опять создает проблемную ситуацию, в которой присутствуют все необходимые компоненты. В процессе выполнения каждого такого задания создаются условия и для вычислительной деятельности.

 

Не менее важным является для ребёнка способность сделать самостоятельный выбор задания. Ситуации свободного выбора широко используются на уроках математики. Эти ситуации позволяют ученику объективно оценить свои способности, попробовать решить задачу усложнённого вида или облегчённого содержания.

 

Цель:

 

  • научиться правильно оценивать свои способности;
  • стремиться к успешному выполнению более сложных задач;
  • учиться видеть ближайшую перспективу своего развития.

 

2) В учебный процесс мы так же включаем задачи по валеологии, что способствует более глубокому осознанию учениками основ здорового образа жизни. Задачи, нередко составляем сами, исходя из темы урока. Примерные виды задач можно просмотреть в Приложении №6.

 

3) Наиболее эффективной формой организации учебного процесса с целью здоровьесбережения является создание группового взаимодействия, т.е. работа в группах, в парах.

 

Во-первых, на уроке создаётся определённый эмоциональный настрой, при котором ребёнок не боится высказывать свои мысли о чём-то незнакомом, неизвестном. Во-вторых, не секрет, что дети успешнее овладевают малознакомыми действиями и знаниями именно при сотрудничестве со сверстниками.

 

В-третьих, к детям приходит понимание своей значимости: «…мои знания, умения необходимы группе для успешного выполнения задания». При этом у ребёнка вырабатываются навыки общения и сотрудничества, что, бесспорно, является залогом дальнейшего успешного обучения. В-четвёртых, только сотрудничая в группе, ребёнок учится оценивать объективно собственную работу и работу своих сверстников.

 

Примерные задания:

1 класс

1.Вставьте пропущенные знаки математических действий. Первый столбик выполняют ребята 1 варианта, второй – 2 варианта. Взаимопроверка.

 

1 2 3 4 5 = 5 1 2 3 4 5 = 7

1 2 3 4 5 = 9 1 2 3 4 5 = 15

 

2.Вставь пропущенные знаки математических действий. Первый столбик -2 вариант, второй столбик – 1 вариант. Взаимопроверка.

 

3 4 5 6 7 8 = 17 3 4 5 6 7 8 = 19

3 4 5 6 7 8 = 21 3 4 5 6 7 8 = 23

 

2 класс

1.Найдите за 2 минуты по три числа в ряду, сумма которых равна числу, данному отдельно. Первый столбик -1 вариант, второй – 2 вариант.

 

8 11 7 10 3 4 25 2 7 3 4 5 8 9

5 4 20 19 15 6 41 17 9 2 11 12 24 40

2 5 14 9 6 7 17 5 4 14 17 10 6 28

12 2 16 18 11 29 11 7 3 16 9 8 35

11 5 3 8 2 14 6 1 12 1 14 13 6 5 4 18

9 5 17 10 3 4 12 21 10 6 13 4 5 2 17 19

 

2.Расставь математические знаки между цифрами так, чтобы равенство было верным. Можно использовать скобки, а две рядом стоящие цифры считать числом.Первую строку выполняет 1 вариант, вторую строку – 2 вариант.

 

2 4 6 = 1 2 4 6 = 14 2 4 6 = 20

2 4 6 = 2 2 4 6 = 4 2 4 6 = 48

 

3 класс

1.Прочитай письмо и найди дорожку к нужному домику. Приложение №7.

2. Составь письмо и найди дорожку к нужному домику.

 

3. Суперпримеры.

Заполни пустые клетки подходящими цифрами от 0 до 9 так, чтобы все 5 примеров были решены. В задаче все цифры разные. В каждой клетке – одна цифра. Работа выполняется по рядам – это и есть группа. Проверка производится фронтально.

 

: =

- +

+ =

= =

+ =

 

+ =

- +

* =

= =

+ =

 

- =

- -

+ =

= =

*

 

4) После 20 минут работы на уроке необходимо проводить физкульминутки.

Физкультурные минутки – кратковременные серии физических упражнений, используемые для активного отдыха. Они проводятся с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную память.

 

Проведение физкультминуток решает следующие задачи:

 

  • ауменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;
  • активизация внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала;
  • эмоциональная встряска учащихся, возможность сбросить накопившийся груз отрицательных эмоций и переживаний.

 

В работе мы используем различные виды физминуток:

 

  • упражнения для снятия общего утомления;
  • упражнения для кистей рук (пальчиковая гимнастика);
  • упражнения на осанку;
  • дыхательная гимнастика;
  • самомассаж;

 

1. Дыхательная гимнастика.

 

«Холодный ветер». Вдох через нос, выдох через рот холодным воздухом, губы в трубочку (2 раза).

«Тёплый ветер». Вдох через нос, выдох через рот тёплым воздухом со звуком «ха-ха», будто согревая руки (2 раза).

«Нюхаем цветы». Три коротких вдоха через нос, плавный выдох через рот (4 раза).

Дыхание через левую ноздрю, правую закрыть пальцем, затем наоборот (2 раза).

«Ныряние». Два раза глубоко вдохнуть и выдохнуть. Затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребёнок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», выныривает.

 

2. Упражнение «Массируем уши».

 

Приёмы массажа ушных раковин:

 

а) Быстро загните уши вперёд, сначала мизинцем, потом всеми пальцами. Прижмите ушные раковины к голове, затем отпустите. Повторите несколько раз, чтобы вы ощущали в ушах хлопок.

 

б) Захватите кончиками большого и указательного пальцев обе мочки уха, затем с силой потяните их вниз. Повторите 5-6 раз.

 

в) Большим и указательным пальцами прижмите выступ ушной раковины, находящейся спереди. Сдавливайте и поворачивайте его во все стороны в течение 20-30 секунд.

 

3. Упражнение «Скульптор».

 

Звучит тихая спокойная музыка. 

 

Будем мы здоровыми, бодрыми и сильными, будем мы всегда красивыми. Вылепим себя такими.

 

а) «Лепим ладошки»: трём ладошки до ощущения тепла, лепим пальчики, вытягиваем каждый пальчик, трём фалангами одной руки по ногтям другой.

б) «Лепим руки»: поглаживаем руки до плеча, сильно нажимаем на мышцы плеча и предплечья.

в) «Лепим ноги»: разминаем пальцы ног, поглаживаем между пальцами, сильно нажимаем на пятку, растираем стопу, щиплем, похлопываем, делаем стопой вращательные движения, вытягиваем вперёд носок, пятку; поглаживаем, пощипываем, сильно растираем голени и бёдра.

г) «Лепим туловище»: ставим восемь пальцев рук в одну линию на середину грудины и делаем вращательные движения по часовой стрелке и против часовой стрелки (по 5-6 раз); поглаживаем живот по часовой стрелке.

д) «Лепим шею»: поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку, похлопываем по подбородку тыльной стороной кисти рук; мягкие круговые движения головой по часовой стрелке и против часовой стрелки, повороты и наклоны головы в стороны, вверх, вниз.

е) «Лепим голову»: от затылка, висков, лба к середине головы, проводим пальцами и спиралевидными движениями от висков к затылку, расчёсываем волосы гребешком, «делаем причёску»; «догонялки»: ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, «бегаем» по поверхности головы.

ж) «Лепим уши»: поглаживаем ушные раковины по краям, по бороздкам внутри раковин, за ушами; ласково оттягиваем ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз); нажимаем на мочки ушей (надеваем красивые серёжки); делаем вращательные движения внутри раковины, вокруг ушных раковин.

 

з) «Лепим красивое лицо»: поглаживаем лоб, щёки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукиваем по коже; надавливаем пальцами переносицу, середину бровей, делая вращательные движения по 5-6 раз по часовой стрелке и против часовой стрелки, рисуем брови, с усилием надавливая, лепим брови от переносицы к вискам щипками; мягко и нежно лепим глаза, надавливая на уголки глаз и расчёсывая реснички. Надавливаем на крылья носа, ведём пальцы от переносицы к носовым пазухам, подёргиваем за нос и представляем, какой нос получился.

Любуемся своим отражением в воображаемом зеркале.

 

Продолжение здесь:

 

Здоровьесберегающие технологии как средство успешного усвоения материала младших школьников на уроках математики. Часть 2

 

 






Добавить комментарий
| Комментариев к новости "Здоровьесберегающие технологии, как средство успешного усвоения материала младших школьников на уроках математики. Часть 1" уже 0:

Читайте также
Добавить комментарий:
Введите код с картинки:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив