Задания по математике для устного счёта в начальной школе
Устный счет - очень нужный этап урока, ведь, именно на этом этапе появляется настрой на весь урок. Устный счет украшает урок, делает его логически стройным и интересным, способствует лучшему усвоению программного материала. Данные задания помогут учащимся развить свои умственные и интеллектуальные способности в области математики. И помогут учителю при подготовке к уроку. Предназначение: для учащихся начальной школы.
Цель: продемонстрировать разнообразные вычислительные приемы, помогающие значительно облегчить учащимся начальных классов процесс устных вычислений.
Задачи:
- Образовательная: воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя.
- Развивающая: совершенствовать вычислительные навыки, логическое мышление, речь.
- Воспитательная: воспитывать умение активно действовать на протяжении всего урока
Задания для устного счёта
Задачи на смекалку для начальной школы.
1. На Кусте малины было 9 зеленых ягод. 3 ягоды поспели, и их сорвал Паша. Сколько ягод малины осталось на кусте малины? (6)
2. Маша старше брата на 3 года. На сколько Лет Маша Будет старше брата через 5 лет? (на 3 года)
3. Бабушка вязала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки? (3)
4. Вдоль улицы стоят 100 домов. Мастера попросили изготовить номера для всех домов от 1 до 100. Чтобы выполнить заказ, он должен запастись цифрами. Не пользуясь карандашом и бумагой, подсчитайте в уме, сколько девяток потребуется мастеру? (20)
5. 9999999=100
Расставьте скобки и математические знаки ((99 — 9) : 9 + ( 99 — 9) = 100)
6. Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан? (ни сколько)
7. Какой знак надо поставить между написанным рядом цифрами 2 и 3, так чтобы получилось число, больше двух, но меньшее трёх? (запятую)
8. Первое воскликнут дети, когда скажет Дед Мороз.
А второе нужно Свете, когда солнце, снег иль дождь.
В целом это будет то, что вы видели не раз.
И Хоттабыч заодно отвечал про это. Класс? (ГориЗонт)
9. В каком случае шесть детей, две собаки, четверо взрослых, забравшись под один зонтик, не намокнут? (Если не будет дождя)
10. У кого сто лиц? (Сторож)
11. В голове она одна,
А в кармане сразу две,
В барабане целых три,
Повнимательней смотри! (Буква "А")
12. В комнате горело 50 свечей, 20 из них задули. Сколько свечей останется?
(Останется 20: задутые свечи не сгорят полностью.)
13. Назовите пять дней, не называя чисел (напр., 1, 2, 3,..) и названий дней (напр., понедельник, вторник, среда...).(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
14. На столе лежат линейка, карандаш, циркуль и резинка. На листе бумаги нужно начертить окружность. С чего начать? (Надо достать лист бумаги.)
15. На столе лежат две монеты, в сумме они дают 3 рубля. Одна из них - не 1 рубль. Какие это монеты? (2 рубля и 1 рубль. Одна то не 1 рубль, а вот другая - 1 рубль.)
16. Какое слово всегда звучит неверно? (Слово "неверно")
17. Сидит на окошке кошка: лапы, как у кошки, уши, как у кошки, но не кошка. Кто это? (Кот)
2. Продолжить ряды чисел вправо и влево (если такое возможно), установив закономерность в записи чисел:
а) …5, 7, 9, …;
б) …5, 6, 9, 10, …;
в) …21, 17, 13, …;
г) …6, 12, 18, …;
д) …6, 12, 24, …;
е) 0, 1, 4, 5, 8, 9, …;
ж) 0, 1, 4, 9, 16, …;
Ответы:
а) 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, …;
б) 1, 2, 5, 6, 9, 10, 13, 14, 17, …;
в) 29, 25, 21, 17, 13, 9, 5, 1;
г) 0, 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, …;
д) 3, 6, 12, 24, 48, 96, 192, …;
е) 0, 1, 4, 5, 8, 9, 12, 13, 16, 17, …;
ж) 0, 1, 4, 9, 16, 25, 36, 49, …;
3. Используя ключ к шифру, прочитайте слова.
72 : 18 56 : 8 39 : 13
96 : 32 80 : 16 100 – 95
17 : 17 100 : 50 84 : 12
96 : 16 80 – 74 40 – 29
54 : 27 99 : 11 80 : 8
Ключ к шифру.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
С О И Ч Г Л У Т Ф А Р
4. Соедините выражения с их значениями.
9 + 4 7 14 – 5
8 + 3 13 15 – 8
6 + 7 9 12 – 5
9 + 2 11 17 – 6
Какой знак пропущен?
4 3 = 2 5
7 4 = 13 2
9 4 = 5 8
13 4 = 9 8
Решите примеры. Найдите лишний.
14 – 6 + 20
11 – 3 + 20
16 – 8 + 20
13 – 5 + 20
15 – 7 + 20
17 – 8 + 20
12 – 4 + 20
Пример (17 – 8 + 20) – лишний, т.к. его значение 29, а значения остальных выражений равны 28.
5. Задачи в стихах с ответами
1. Посылали молодицу
По холодную водицу.
А водица далеко,
И носить-то нелегко.
Два ведра по десять раз
Получается как раз.
Сколько ведер? Не зевай,
Молодице помогай.
(2 • 10 = 20.)
2. К трем зайчатам в час обеда
Прискакали три соседа.
В огороде зайцы сели
И по семь морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
(7 • 6 = 42.)
3. Мышка зерна собирала,
По два зернышка таскала,
Принесла уж девять раз.
Каков мышкин стал запас?
(2 • 9 = 18.)
4. Пять зайчат сидят в углу,
Чистят репу на полу.
Насчитали 20 штук,
Как делить забыли вдруг.
Мамы с папой нет нигде…
Помогите им в беде!
(20 : 5 = 4.)
5. На птичьем дворе гусей кормили,
Целыми семьями их выводили.
Всего было 5 гусиных семей.
В каждой семье по 12 гусей.
Сколько гусей собралось за обедом?
Ты нам ответь, торопись с ответом!
(12 • 5 = 60.)
6. Мы только с парохода,
Мы только из похода,
Четырнадцать недель
Гостили на воде.
А сколько это дней?
Скажи-ка поверней!
(7 • 14 = 98.)
7. Индюшат, их 240,
Водит Катя на пригорок.
А на речке уток 200.
Как закрякают все вместе!
Хороши все птицы эти!
Сколько их? Считайте, дети!
(240 + 200 = 440.)
8. Дарит бабушка-лисица
Трем внучатам рукавицы:
«Это вам на зиму, внуки,
Рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте».
Сколько всех? Пересчитайте!
(2 • 3 = 6.)
9. Три бельчонка маму-белку
Ждали около дупла.
Им на завтрак мама-белка
Девять шишек принесла.
Разделила на троих –
Сколько каждому из них?
(9 : 3 = 3.)
6. Математический диктант
Задумайте двузначное число, в котором десятков меньше, чем единиц.
1. Запишите задуманное число.
2. Прибавьте к записанному числу 0.
3. В полученном числе переставьте местами единицы и десятки. Запишите новое число.
4. Уменьшите полученное число на 1.
5. Вычтите из полученного числа все десятки.
6. Увеличьте полученное число на 40.
7. Уменьшите полученное число на 10.
8. Прибавьте к полученному результату 1.
9. Запишите соседей полученного числа.
10. Последнее из записанных чисел представьте в виде суммы разрядных слагаемых.
Надеюсь, в будущем вам пригодятся эти задания по математике для устного счёта.
Автор: Каркищенко Полина Алексеевна, студентка группы Ш-31 ГБОУ СПО «Ейский педагогический колледж», г. Ейск.