» » » Здоровьесберегающие технологии как средство успешного усвоения материала младших школьников на уроках математики. Часть 2

Здоровьесберегающие технологии как средство успешного усвоения материала младших школьников на уроках математики. Часть 2


Здоровьесберегающие технологии на этапе релаксации

 

1) Рефлексия.

В конце урока ребята обсуждают, что получилось, где были допущены ошибки, определяют дальнейшую перспективу в изучении темы.

2) Релаксация.

За 5 минут до окончания урока необходимо проводить упражнения на мышечное расслабление.

 

Психофизическая тренировка – это метод самовоздействия на организм. Произвольное расслабление мышц (релаксация) основано на способности человека мысленно при помощи образного представления отключать мышцы от импульсов, идущих от двигательных центров головного мозга. Под воздействием релаксации появляется ощущение истомы, лёгкости.

 

Цель:

 

  • уметь управлять процессами возбуждения детей при эмоциональном напряжении, избыточном напряжении в отдельных группах мышц;
  • учить детей расслаблять отдельные группы мышц.

 

Самостоятельно дети не могут избавиться от напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Для управления этими процессами необходимо научить детей расслаблять мышцы. Детей необходимо учить чувствовать напряжение мышц, снимать его, расслабляя определённые группы мышц. Упражнения на мышечное расслабление облегчают дыхание, эффективны при повышенном возбуждении и перевозбуждении, усталости, которая наблюдается в конце урока.

 

Приёмы релаксации, используемые на уроке для восстановления работоспособности организма:

 

  • Словесный метод. Широко применяется в 1 классе.
  • Метод смены напряжения и расслабления мышц. 1-4 класс.
  • Метод подражания (имитации).2-4 класс.
  • «Дыхание по кругу».2-3 класс.

 

1. Учитель проговаривает слова, дети лежат на партах в удобных позах.

а) Звучит композиция «Звуки весеннего леса».

 

Напряженье улетело…

И расслаблено всё тело,

И расслаблено всё тело…

Будто мы лежим на травке…

На зелёной мягкой травке…

Греет солнышко сейчас…

Руки тёплые у нас…

 

Дышится легко…ровно…глубоко…

Губы чуть приоткрываются.

Всё чудесно расслабляется…

Нам понятно, что такое

Состояние покоя!

 

б) «Подари тепло другу»

Ученики за партами поворачиваются лицом друг к другу. Один ученик раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Учитель говорит: «Дети, посмотрите так ласково в глаза друг дружке, чтобы ваши ладошки потеплели… Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше…»

в) «Возроди в себе солнце». Приложение №8.

г) «Волшебные свойства улыбки». Нужно закрыть глаза и вспомнить что-то приятное, такое, что поможет придать лицу приветливое выражение. Открыть глаза, посмотреть на соседа и улыбнуться.

 

2.а) «Роняем руки».

Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По предложению учителя снимают напряжение в плечах и дают рукам упасть вниз. Повиснув, руки слегка пассивно качаются, пока не остановятся. Даётся команда: «Руки-верёвочки».

б) «Трясём кистями»

Исходное положение – руки согнуты в локтях, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками.

в) «Стряхиваем воду с пальцев»

Руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз.

г) «Поднимай и опускай»

Поднимаем как можно выше плечи, затем опускаем их вниз.

д) «Мельница»

Дети описывают руками большие круги, делая маховые движения вперёд-вверх. После энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, свободно взлетают, описывают круг и пассивно падают.

е) «Тянем канат»

Представьте, что над вами, на высоте вытянутых рук, висит канат. Поднялись на носки – вдох, на выдохе вы как бы захватываете руками «канат» и тянете вниз с усилием, сгибая руки и чуть приседая.(2-3 раза).

ж) «Поза фараона»

Сидя на краю стула, согнуть ноги в коленях, скрестив стопы так, чтобы было удобно опереться на пальцы ног. Руки разведены в стороны ладонями вверх, пальцы сжаты в кулак.

После вдоха и задержки дыхания на несколько секунд одновременно и мгновенно сильно прижимать пальцы ног к полу, сжимая пальцы в кулак. Вытягивая шею и опуская подбородок, пристально смотрим вперёд в одну точку.

 

3.а) «Поза дремлющего кучера»

Сесть на край стула вблизи стола, ноги полусогнуть и раздвинуть в стороны на полшага, руки (с переплетёнными пальцами) свесить между ногами, туловище и голову наклонить вперёд, закрыть глаза, дышать неглубоко и почувствовать расслабление мышц вдоль позвоночника. Мысленно произносить слова: «Я отдохнул, я спокоен».

 

б) Сесть на край стула, ноги согнуть, представить, что мышцы ног расслаблены. Затем руками подталкиваем колени внутрь. Если колени, коснувшись, легко отскочили в сторону, значит мышцы ног расслабились.

 

в) Встать напротив друг друга, взяться за руки. Раскачивать руки из стороны в сторону, резко бросить кисти рук. Если руки свободно упали, значит мышцы расслабились.

 

4. «Дыхание по кругу». Закройте глаза, чтобы ничто не мешало и не отвлекало. Дышите с закрытым ртом через нос. Образно представьте, что вдох и выдох вы делаете как бы через точку между бровями. Затем подышите, медленно произнося счёт: 1,2,3,4 – вдох и на 1,2,3,4 – выдох. При этом образно представьте, что вдох делаете по позвоночнику вверх, а выдох от бровей вниз до пупка. А теперь вдохните (с закрытыми глазами) медленно и бесшумно как бы от большого пальца левой ноги вверх до бровей и выдохните как бы от бровей вниз по правой стороне тела до пальцев правой ноги. Так дышим 6-8-10 раз.

 

Приложение №6.

 

Валеологические задачи 1 класс

 

1. Костя отжимается каждый день на турнике 8 раз, а Игорь -5 раз. Кто из них отжимается больше? На сколько больше? Кто из ребят будет сильным?

 

2. Саша и Алёша живут в одном доме и учатся в одном классе школы №15.Саша от дома до школы доходит за 18 минут, а Алёша доезжает с мамой на машине за 3 минуты. Кто приходит в класс раньше? Кто из мальчиков будет более здоровым?

 

3. Вася и Надя были на экскурсии на фабрике мороженого. Их угостили мороженым. Вася съел мороженое за 8 минут, а Надя –за 15 минут. Кто съел мороженое быстрее и на сколько? Стоит ли торопиться?

 

4. Уставом средней общеобразовательной школы установлены следующие сроки школьных каникул: осенние, продолжительностью 5 дней; зимние – на 7 дней больше, чем осенние; весенние – на 4 дня короче зимних. Сколько дней длятся зимние и весенние каникулы? Какое значение для здоровья детей имеют школьные каникулы? Как правильно следует организовать их?

 

5. Купальный сезон в летнее время открывается при температуре воды +20ºС, а заканчивается, когда температура воды снижается на 6С относительно первоначальной. При какой температуре воды завершается купальный сезон? Почему в конце лета можно купаться при более низкой температуре воды? Какие способы закаливания вы можете назвать? Какое значение для организма имеет закаливание?

 

6. Рисовая каша переваривается в желудке 2ч. Варёная говядина переваривается на 2ч. больше рисовой каши, а жареная свинина переваривается на 6ч. больше говядины. Сколько часов должен работать желудок, чтобы переварить жареную свинину? Какие из этих продуктов предпочтительно употреблять на ужин и почему?

 

2 класс

 

1. В улыбке участвует 18 лицевых мышц, а для гримасы неудовольствия приходится напрягать на 25 мышц больше. Какое количество мышц мы используем для выражения своего плохого настроения? Какое значение имеет смех для человека?

 

2. Когда Нине было 9 лет, она весила 28 кг, а в 12 лет она стала весить 36 кг. На сколько изменился вес Нины? Почему изменяется масса тела с возрастом? Как здоровье человека зависит от его веса?

 

3. В волейбольную секцию записались 18 мальчиков, а в футбольную секцию – в 2 раза больше, чем в волейбольную. Сколько мальчиков занимается спортом? Что ценного они подарят своему здоровью?

 

4. Когда Полине было 9 лет, она весила 28 кг, а в 12 лет она стала весить 36 кг. На сколько килограммов изменился вес Полины? Почему изменяется масса тела с возрастом? Как здоровье человека зависит от его веса?

 

5. В детском парке посадили 80 берёз и клёнов. Саженцев клёнов было 45. Сколько посадили саженцев берёз? Какую пользу для здоровья человека принесут деревья?

 

3 класс

 

1. Окружающая среда полна звуков. Децибел – единица, выражающая степень звукового давления. Сила звука нормального разговора составляет 60 децибел. Сила звука мотоцикла на 40 децибел больше силы звука разговора, а громкая музыка в 2 раза больше силы звука нормального разговора. Определите силу звука мотоцикла и силу звука громкой музыки. Оцените степень воздействия шума на ваш организм, если известно, что сила звука в 120 децибел вызывает болевые ощущения, а 180 децибел – смертельный уровень. Как влияет шум на человека?

 

2. Чтобы получить пятёрку по физкультуре, мальчики 5 класса должны пробежать 60 м за 10 с, а 3 – за 15 с. С какой скоростью нужно пробежать дистанцию мальчикам 3 класса? Почему лёгкую атлетику называют королевой спорта?

 

4 класс

1. Петя и Маша начали есть кашу одновременно. У обоих было по 300 г каши. Через 15 мин Петя съел всю кашу, а Маша съела две трети порции. Сколько граммов каши осталось съесть Маше? Какое значение имеют каши для растущего организма?

 

2. Человек за 70 лет жизни (в среднем) выпивает 10 000 л молока, а воды – 50 000 л. Во сколько раз и на сколько больше литров воды, чем молока, выпивает человек? Какое значение имеет вода для организма человека?

 

3. В сутки через лёгкие человека проходит около 10 000 л воздуха. Сколько литров воздуха пропускают и очищают лёгкие за 1 неделю, 1 месяц, 1 год? Что мы называем «зелёными лёгкими» Земли?

 

5. Результативность опыта.

 

В данном опыте решены следующие задачи:

 

  • Изучены и проанализированы физиологическое и психологическое состояние учащихся в первом классе и третьем классе.
  • Определены условия для обеспечения успешного усвоения материала.
  • Систематизированы средства по здоровьесбережению, определено их место в уроке.

 

На основании тестирования, проведённого в третьем классе, было выявлено:

 

  • степень тревожности у учащихся снизилась с 50% до 20%.
  • повысилась самооценка с 30 % до 60%.
  • снижена степень регидности с 30% до 10%.

 

Приложение №1.

 

Приложение №4.

Графический диктант №1.

 

Если ты правильно выполнишь все команды, у тебя получится изображение известного тебе животного. Начинай движение от точки.

2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 5 клеток вверх, 4 клетки вправо, 1 клетка вниз, 5 вправо, 6 вниз, 3 влево, 2 вверх, 1 влево, 2 вниз, 3 влево, 3 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1влево. (Слон).

 

Графический диктант №2.

 

Попробуй ещё! Если ты правильно выполнишь все команды, у тебя получится изображение известного тебе животного. Начинай движение от точки.

4 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 вправо, 1 вверх вправо наискосок, 1 вниз, 1 вверх вправо наискосок, 1 вниз, 2 вправо, 2 вниз, 12 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 2 влево,2 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 влево, 2 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 6 влево, 2 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 влево, 2 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вверх, 5 влево, 2 вверх. ( Волк).

 

Графический диктант №3.

 

Если ты правильно выполнишь все команды, у тебя получится знакомая фигура.

1 клетка вправо, 1 вниз,1 вправо, 1 вниз, 3 вправо, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 5 вправо, 3 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 3 влево, 3 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 4 влево, 2 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 2 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 2 вверх, 4 влево, 2 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 3 вверх, 2 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево,

1 вверх. (Девочка).

 

Графический диктант №4.

 

Если ты правильно выполнишь все команды, у тебя получится узнаваемая фигура.

1 клетка вверх вправо наискосок, 5 клеток вверх,3 влево, 1 вверх влево наискосок, 2 вверх, 1 вверх вправо наискосок,6 вверх, 1 вверх влево наискосок, 4 влево, 2 вверх вправо наискосок, 1 вверх вправо наискосок, 1 вправо, 1 вниз вправо наискосок, 1 вниз вправо наискосок, 7 вниз, 7 вправо, 1 вниз влево наискосок, 1 вниз, 1 вниз влево наискосок, 1 вниз влево наискосок, 1 вниз влево наискосок, 6 вниз,2 влево.(Страус).

 

Графический диктант №5.

 

Если ты правильно выполнишь все команды, у тебя получится узнаваемая фигура.

 

2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 1 вправо, 1 вниз, 4 вправо, 1 вниз, 4 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 2 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 4 вниз, 1 влево, 3 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 4 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 3 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 2 влево, 2 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 3 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 1 влево, 1 вверх, 3 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 4 вверх, 1 вправо, 3 вверх, 1 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 3 вверх, 1 влево, 2 вверх, 1 влево, 2 вверх, 1 влево, 5 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 вправо, 1 вверх.

 

 






Добавить комментарий
| Комментариев к новости "Здоровьесберегающие технологии как средство успешного усвоения материала младших школьников на уроках математики. Часть 2" уже 0:

Читайте также
Добавить комментарий:
Введите код с картинки:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив