Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной проблеме формирования нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста решаемой в нашем детском саду посредством использования разнообразных форм работы и активного включения в деятельность родителей воспитанников. 
 
Детство –  это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, 
чтобы оно стало,
прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

В.В. Сухомлинский

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее значение и стала задачей государственной важности. В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, указано, что стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России, как ведущей мировой державы 21 века. 
 
В проекте «Национальной доктрины образования в РФ» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества. 
 
На сегодняшний день самым важным преобразованием, произошедшем в дошкольном образовании, является введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса и направлено на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития. 
 
Поэтому так важно формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. 
 
  • нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: 
  • особенности дошкольного возраста, 
  • многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, 
  • отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).
 
Исходя из актуальности этого направления, в нашей детском саду уделяется большое внимание по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей.
 
Целью нашей работы является формирование нравственно-патриотических чувств у детей  дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели были определены основные задачи:

  • воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду;
  • закреплять духовно-нравственное отношение к малой родине на основе приобщения к  природе, культуре и традициям родного края;
  • развивать представление о России как о Родине. 
 
Последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей мы разделили на 4 тематических блока:

1. Блок  «Я и моя семья» - Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке,  любви к своему дому, своим сверстникам в детском саду. 
2. Блок «Малая родина» - Расширения представлений у дошкольников с родным городом, областью и родной природой, воспитывая у детей любовь к своему городу.
3. Блок «Россия» - Знакомство детей с России, со столицей нашей Родины Москвой, с гимном, флагом и гербом РФ. Настоящий гражданин своей страны, патриот должен быть интернационалистом. Поэтому воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну включает и формирование уважения к культуре и религии других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку.
4. Блок «Великая Отечественная Война» Именно события Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 годов являются ярким примером для воспитания патриотических чувств у дошкольников.
 
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
 
Углубление представлений детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории, что семья – это все, кто живет вместе с ребенком. Выяснения того, какие обязанности по дому есть у ребенка.
 
Были проведены мероприятия: беседы, составление рассказов о семье, рисование семейного портрета, инсценировка сказки, на пример теремок на новый лад, совместные праздники. Создание семейного древа  вместе с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
 
Эти мероприятия способствовали сближению родителей с детьми, создавали радостную и бодрую атмосферу. Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста. С 4-5 лет ребенок уже в состоянии выслушивать и запоминать истории о героизме и патриотизме русских людей, рассматривать художественные материалы, посвященные этой теме, отвечать на вопросы и самостоятельно, исходя из прочитанного, делать выводы.
 
Для ознакомления детей с родным городом, были проведены разнообразные мероприятия, способствующие расширению знаний воспитанию гордости за свою малую Родину:

  • прослушали литературно – музыкальную композицию  «Есть добрый городок», автор Т. Страхова; 
  • познакомились с историей создания флага, герба нашего города;
  • провели беседы «Наш город - раньше и теперь», «Улицы любимого города», «Моя родная улица»; 
  • играли в дидактические игры «Профессии нашего города», «Городок»,  сюжетно – ролевые игры «Шахтер», «Строим город»;
  • организовали  семейные экскурсии в ДК «Родина», в парк имени «Горовца», на аллею «Молодоженов» и  «Сквер  Единый Кузбасс»;
  • провели  целевые прогулки в школу, библиотеку.

На закрепления изученного материала детям было предложено создать макет города, в процессе деятельности у детей расширились знания об истории родного города, сформировались умения работы в команде, наглядно-образное мышление, любознательность.       
 
В тесном сотрудничестве с родителями собрали материалы и оформили  альбомы: «Полысаево город надежд», «Шахтеры народ трудовой», «Наши земляки». Составили карту города, на которой обозначили улицы и достопримечательности города. В результате у воспитанников сформировалось умение свободно пользоваться иллюстративно-печатным материалом при решении познавательных и практических задач.
Итогом нашей работы стало создание «Мини музея города».
 
В процессе ознакомления  с историей России использовали разнообразные формы работы с детьми, большое значение уделялось вниманию гордости за героическое прошлое нашей страны, воспитанию уважения к защитникам Отечества:

  • подготовили презентацию «Города- герои»;
  • прослушали  гимн России музыка А. Александрова, слова С. Михалкова «Россия — священная наша держава»;
  • провели беседы – о Родине, об армии, о защитниках Отечества;
  • рассматривали иллюстраций «Военные сражения», «Боевые машины», «Обмундирование»;
  • читали рассказы, повести и стихи о героях венных лет;
  • оформили выставку  рисунков «Я помню! Я горжусь!»;
  • играли в сюжетно-ролевые игры «Военные учения», «Разведчики», «Военный госпиталь». Игры вызвали большой интерес не только у мальчиков, но и у девочек.

Во время прогулок дети играли в «Зарничку». Игра представляет собой имитацию боевых действий, во время игры дошкольники выполняли приказы командира по всем правилам воинского устава. В результате игры у детей проявилась находчивость, быстрота ориентации в пространстве.
 
Активное участие приняли родители воспитанников  в создании экспозиций мини-музея в группе «Музей боевой славы». Совместными усилиями были оформлены альбомы «Ордена и медали ВОВ», «Военная техника времен Великой Отечественной войны», «Памятники и обелиски героям». Создали мини-библиотеку «Стихи, рассказы и повести о Великой отечественной войне», собрана коллекция «Музыка военных лет». 
 
Проделанная работа повысила у родителей интерес к совместной  деятельности, направленной на формирование у детей патриотических чувств. Для родителей провели родительское собрание на тему: «Патриотическое нравственное воспитание детей в современном мире», анкетирование «Воспитание юных патриотов».
 
Работа проведена, таким образом, что у детей расширились знания о семье, об окружающем мире и  родном городе, стране, обогатился словарный запас они стали более эмоционально отзывчивыми и любознательны. У наших воспитанников сформировались патриотические чувства, повысилась самооценка. 
 
В дальнейшем планируем продолжить работу по данной теме, поскольку считаем, что патриотизм – главная черта русского народа, он помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру. В группе в перспективе создать уголок «Островок Патриотизма», где  будут представлены все собранные нами в процессе работы материалы и альбомы.

Автор: Окунева Татьяна Михайловна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 35» РФ, Кемеровская область,  г. Полысаево

  • 06.03.2015
  •   Просмотров: 6 708

«Мастерклассы» © 2011-2016.

Комментариев к новости "Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста" Уже: 0