» » » Родительский клуб «Играем вместе» как эффективная форма взаимодействия с родителями, воспитывающими ребенка с ОВЗ

Родительский клуб «Играем вместе» как эффективная форма взаимодействия с родителями, воспитывающими ребенка с ОВЗ


Проект  клуба для родителей «Играем вместе» разработан  педагогом-психологом,  с целью установления партнерских отношений с родителями, воспитывающими дошкольников с ОВЗ. Данный проект может реализовывать педагогами-психологами, учителями-дефектологами, работающими с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.  Проект практико-ориентированный. Рассчитан на дошкольников 4-7 лет и их родителей.

Обоснование  необходимости проекта: По данным физиолого-гигиенического мониторинга Российской академии образования ежегодно увеличивается число дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Ребенок с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ФЗ «Об образовании в РФ», ст.2 п. 16).                                                                                                       
В Центре «Гармония» на базе дошкольного отделения работают четыре группы компенсирующей направленности, которые посещают 48 воспитанников в возрасте 3-7 лет с различными нарушениями речи, интеллекта. Как показывают результаты психологического обследования, большинство воспитанников имеют низкий уровень развития познавательной сферы и нуждаются в коррекционно-развивающей работе.
 
Поэтому педагогом-психологом разработана и реализуется учебная рабочая программа по развитию познавательных процессов у дошкольников с ОВЗ. Универсальной  формой коррекции является игра. Именно игра служит источником развития дошкольника, создает «зону ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому) и характеризует динамику развития и успешности ребенка.

Эффективность коррекционно–развивающей работы зависит от согласованных и взаимосвязанных действий всех участников образовательных отношений. Успешная  работа с нашими воспитанниками невозможна без участия родителей, ведь именно они оказывают самое большое влияние на развитие ребенка. Исследованиями проблем оказания помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ,  занимались И.И. Мамайчук, О.В .Солодянкина, Е.М. Мастюкова, М.М. Семаго, В.В. Ткачева и др.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО роль родителей в реализации задач образовательных областей Программы возрастает, и работа специалистов Центра  направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей. Так коррекционная работа педагога-психолога по развитию познавательной сферы подразумевает, что  и дома родители  активно продолжают заниматься  со своими детьми, закрепляя достигнутые результаты.
 
Между тем, результаты проведенного анкетирования (приложение №2)  свидетельствуют, что почти все родители (91%),  хотя и понимают важность и необходимость  совместных игр с ребенком, но 76% опрошенных отмечают, что  редко играют со своими детьми.  А если и играют, то как правило, в сюжетно-ролевые или подвижные игры. Так же у 87%  родителей был выявлен низкий интерес к традиционным формам получения помощи специалистов (собрания, консультации), что отмечают и воспитатели, и специалисты центра.
 
Данные проблемы и определили необходимость создания проекта по организации  родительского клуба «Играем вместе» для обмена опытом между родителями, повышения практической психолого-педагогической компетентности  и активности родителей в развитии своих детей. 

Цель проекта: установление эффективного сотрудничества между родителями и специалистами Центра  по проблемам психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.  
                            
Задачи:
 
  • Разработать и апробировать  программу встреч родительского клуба «Играем вместе»
  • Оказывать консультативно-практическую помощь родителям по проблемам развития познавательных процессов у дошкольников с ОВЗ.
  • Развивать у родителей интерес к совместным играм с детьми; формировать понятие о возможности игры как средства для развития познавательной деятельности.  

Основное содержание   проекта: Данный проект реализуется через деятельность родительского клуба «Играем вместе». Планируется проведение  в течение  учебного года 7 встреч различной тематики и форм (информационные консультации-презентации, игровые тренинги и практикумы, игровые программы и др.).
 
К проведению привлекаются заинтересованные темой встречи специалисты и воспитатели.  В ходе каждой встречи будут предоставляться различные наглядные материалы на бумажных и электронных носителях. Родители, не имеющие возможности лично участвовать на конкретной встрече в клубе, имеют возможность получить  информацию на  сайте Центра «Гармония». 
 
Ресурсы: в ходе реализации данного проекта  используются следующие ресурсы:
 
  • временные (учебный год); 
  • информационные (информационные стенды, реклама на сайте);
  • интеллектуальные (в качестве экспертов приглашаются руководители клубов, зам.директора по УВР);
  • кадровые (специалисты Центра «Гармония»);
  • материально-технические (кабинет педагога-психолога, лекционный, музыкальный зал, м/медийная техника, фотоаппарат, принтер, мольберт, ксерокс методические пособия, канцтовары); 
  • финансовые (затраты на бумагу, краску для принтера). 

Целевая аудитория: в ходе реализации данного проекта планируется задействовать следующие целевые группы участников: родители (законные представители) воспитанников; команда специалистов  Центра (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатели); воспитанники дошкольного отделения  Центра «Гармония». Основные принципы отбора участников проекта: интерес и желание участвовать в мероприятиях родительского клуба.  Предполагаемое количество участников проекта неограниченно.

 

План реализации проекта «Играем вместе»

 

1 этап: Подготовительный (август-сентябрь 2014 г)

1. Диагностика уровня развития психических процессов воспитанников ДО Центра; консультирование и анкетирование родителей воспитанников  (ответственный педагог-психолог)
2.Изучение методической литературы, опыта коллег, интернет-ресурсов, составление плана работы, выбор форм, подготовка материалов и наглядности. (ответственный: педагог-психолог)
3. Разработка и утверждение локальных актов (Положения о деятельности клуба, приказов) (ответственные: Администрация Центра)
4. Информирование родительской и педагогической общественности (информационные странички на стендах, реклама на сайте Центра «Гармония»)  (ответственные: педагог-психолог, воспитатели)

2 этап: Практический (октябрь-май). Заседания клуба «Играем вместе»

1. Встреча № 1 (октябрь) тема: «Игры для развития памяти»

  • Консультация-презентация «Особенности развития памяти у дошкольников с ОВЗ»
  • Игровой практикум «Играем-развиваем»
  • Буклет «Игры для развития памяти»

2. Встреча  №2 (ноябрь)  тема «Игры для развития внимания» 

  • Бинарная консультация «Специалисты  о развитии памяти у дошкольников с ОВЗ» (проводят психолог и дефектолог)
  • Игровой тренинг «Игры в  кругу» 
  • Буклет «Игры для развития внимания и усидчивость
 
3. Встреча №3 (декабрь) тема: «Новогодние каникулы: проводим время с пользой» (с участием детей)

  • Игровая  программа «Новый год к нам мчится…» (проводит психолог и музыкальный руководитель)
  • Музыкальная копилка (подборка музыкальных произведений для занятий с детьми)

4. Встреча № 4 (февраль) тема: «Игры для развития речи»
 
  • Консультация-тест «Правильно ли мы говорим?»
  • Практическое занятие «Говорящие игры» (проводит логопед)
  • Памятка «Лучших игр для развития речи»
 
5. Встреча №5 (март) тема: «Домашние игры для развития мелкой моторики – покупаем или делаем всей семьей»  Выставка игр, сделанных своими руками (в группах). Обсуждение и анализ игр. Проводят воспитатели и педагог-психолог.   

6.  Встреча № 6 (апрель) тема: «Игры для развития мышления»
 
  • Семинар-практикум: «Особенности мышления детей с ОВЗ» (с практическими упражнениями и играми)
  • Буклет «Игры для развития мышления»

7. Встреча №7 (май). Игровая программа «Играем вместе» для воспитанников и их родителей

  • Подведение итогов, награждение участников
  • Оформление СD диска «Играем вместе»
 
3 этап. Заключительный (май-июнь)

1. Диагностика уровня развития психических процессов воспитанников, консультации с родителями, анкетирование (ответственный педагог-психолог)
2. Оценка и анализ результатов, написание отчета  и  статьи  по результатам работы клуба за год (ответственный педагог-психолог)
 
Ожидаемые результаты и социальный эффект:

  • Повышение у родителей заинтересованности, активности и компетентности в вопросах обучения и психического развития своего ребенка (критериями эффективности будут служить стабильная посещаемость, результаты анкетирования, положительные отзывы)
  • Методическая разработка программы встреч родительского клуба «Играем вместе», как эффективной формы взаимодействия между родителями и специалистами ДОУ
  • Методическая разработка «Коллекция игр» (СD диск, с играми, памятками и  рекомендациями специалистов Центра «Гармония»).

Перспективы дальнейшего развития проекта: планируется, что данный проект  будет реализовывать и в следующем учебном году, возможно расширение содержания встреч в зависимости от запросов родителей, а так же привлечение специалистов из других ОУ  для  обмена  опытом.   

Автор: Заварзина Елена Ивановна, педагог-психолог МОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Гармония» Архангельская область, г. Новодвинск              
                                                                                               





Добавить комментарий
| Комментариев к новости "Родительский клуб «Играем вместе» как эффективная форма взаимодействия с родителями, воспитывающими ребенка с ОВЗ" уже 0:

Читайте также
Добавить комментарий:
Введите код с картинки:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив