Родительский клуб «Играем вместе» как эффективная форма взаимодействия с родителями, воспитывающими ребенка с ОВЗ
Проект клуба для родителей «Играем вместе» разработан педагогом-психологом, с целью установления партнерских отношений с
родителями, воспитывающими дошкольников с ОВЗ. Данный проект может
реализовывать педагогами-психологами, учителями-дефектологами, работающими с
детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
Проект практико-ориентированный. Рассчитан на дошкольников 4-7 лет и их
родителей.
Обоснование необходимости проекта:
По данным физиолого-гигиенического мониторинга Российской академии образования
ежегодно увеличивается число дошкольников с ограниченными возможностями
здоровья (далее - ОВЗ). Ребенок с ОВЗ -
физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом
развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению
образования без создания специальных условий (ФЗ «Об образовании в РФ», ст.2 п. 16).
В Центре «Гармония» на базе дошкольного отделения работают четыре группы компенсирующей
направленности, которые посещают 48 воспитанников в возрасте 3-7 лет с
различными нарушениями речи, интеллекта. Как показывают результаты психологического обследования, большинство
воспитанников имеют низкий уровень развития познавательной сферы и нуждаются в
коррекционно-развивающей работе.
Поэтому педагогом-психологом разработана
и реализуется учебная рабочая программа по развитию познавательных процессов у
дошкольников с ОВЗ. Универсальной формой
коррекции является игра. Именно игра
служит источником развития дошкольника, создает «зону ближайшего развития» (по
Л.С. Выготскому) и характеризует
динамику развития и успешности ребенка.
Эффективность коррекционно–развивающей работы зависит от
согласованных и взаимосвязанных действий всех участников образовательных
отношений. Успешная работа с нашими
воспитанниками невозможна без участия родителей, ведь именно они оказывают
самое большое влияние на развитие ребенка. Исследованиями проблем оказания
помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ,
занимались И.И. Мамайчук, О.В .Солодянкина, Е.М. Мастюкова, М.М. Семаго,
В.В. Ткачева и др.
В соответствии с
требованиями ФГОС ДО роль родителей в реализации задач образовательных областей
Программы возрастает, и работа специалистов Центра направлена на то, чтобы родители из пассивных
наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих
детей. Так коррекционная работа педагога-психолога по развитию
познавательной сферы подразумевает, что
и дома родители активно
продолжают заниматься со своими детьми, закрепляя достигнутые
результаты.
Между тем, результаты проведенного анкетирования (приложение
№2) свидетельствуют, что почти все
родители (91%), хотя и понимают важность
и необходимость совместных игр с
ребенком, но 76% опрошенных отмечают, что
редко играют со своими детьми. А
если и играют, то как правило, в сюжетно-ролевые или подвижные игры. Так же
у 87%
родителей был выявлен низкий интерес к традиционным формам получения
помощи специалистов (собрания, консультации), что отмечают и воспитатели, и
специалисты центра.
Данные проблемы и определили необходимость создания проекта
по организации родительского клуба
«Играем вместе» для обмена опытом между родителями, повышения практической
психолого-педагогической компетентности
и активности родителей в развитии своих детей.
Цель проекта: установление эффективного
сотрудничества между родителями и специалистами Центра по проблемам психолого-педагогического
сопровождения детей с ОВЗ.
Задачи:
- Разработать и апробировать программу встреч родительского клуба «Играем вместе»
- Оказывать консультативно-практическую помощь родителям по проблемам развития познавательных процессов у дошкольников с ОВЗ.
- Развивать у родителей интерес к совместным играм с детьми; формировать понятие о возможности игры как средства для развития познавательной деятельности.
Основное содержание проекта:
Данный проект реализуется через деятельность родительского клуба «Играем
вместе». Планируется проведение в
течение учебного года 7 встреч различной
тематики и форм (информационные консультации-презентации, игровые тренинги и
практикумы, игровые программы и др.).
К проведению привлекаются
заинтересованные темой встречи специалисты и воспитатели. В ходе каждой встречи будут предоставляться
различные наглядные материалы на бумажных и электронных носителях. Родители, не
имеющие возможности лично участвовать на конкретной встрече в клубе, имеют
возможность получить информацию на сайте Центра «Гармония».
Ресурсы:
в ходе реализации данного проекта
используются следующие ресурсы:
- временные (учебный год);
- информационные (информационные стенды, реклама на сайте);
- интеллектуальные (в качестве экспертов приглашаются руководители клубов, зам.директора по УВР);
- кадровые (специалисты Центра «Гармония»);
- материально-технические (кабинет педагога-психолога, лекционный, музыкальный зал, м/медийная техника, фотоаппарат, принтер, мольберт, ксерокс методические пособия, канцтовары);
- финансовые (затраты на бумагу, краску для принтера).
Целевая аудитория: в
ходе реализации данного проекта планируется задействовать следующие целевые
группы участников: родители (законные представители) воспитанников; команда
специалистов Центра (педагог-психолог,
учитель-дефектолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатели);
воспитанники дошкольного отделения
Центра «Гармония». Основные принципы отбора участников проекта: интерес
и желание участвовать в мероприятиях родительского клуба. Предполагаемое количество участников проекта
неограниченно.
План реализации проекта «Играем вместе»
1
этап: Подготовительный (август-сентябрь 2014 г)
1. Диагностика
уровня развития психических процессов воспитанников ДО Центра; консультирование
и анкетирование родителей воспитанников (ответственный
педагог-психолог)
2.Изучение
методической литературы, опыта коллег, интернет-ресурсов, составление плана
работы, выбор форм, подготовка материалов
и наглядности. (ответственный: педагог-психолог)
3. Разработка и
утверждение локальных актов (Положения о деятельности клуба, приказов) (ответственные: Администрация Центра)
4. Информирование
родительской и педагогической общественности (информационные странички на
стендах, реклама на сайте Центра «Гармония»)
(ответственные: педагог-психолог, воспитатели)
2 этап: Практический (октябрь-май). Заседания клуба «Играем вместе»
1. Встреча № 1 (октябрь) тема: «Игры для развития памяти»
- Консультация-презентация «Особенности развития памяти у дошкольников с ОВЗ»
- Игровой практикум «Играем-развиваем»
- Буклет «Игры для развития памяти»
2. Встреча №2 (ноябрь) тема «Игры для развития внимания»
- Бинарная консультация «Специалисты о развитии памяти у дошкольников с ОВЗ» (проводят психолог и дефектолог)
- Игровой тренинг «Игры в кругу»
- Буклет «Игры для развития внимания и усидчивость
3. Встреча
№3 (декабрь) тема: «Новогодние каникулы: проводим время с пользой» (с участием
детей)
- Игровая программа «Новый год к нам мчится…» (проводит психолог и музыкальный руководитель)
- Музыкальная копилка (подборка музыкальных произведений для занятий с детьми)
4. Встреча
№ 4 (февраль) тема: «Игры для развития речи»
- Консультация-тест «Правильно ли мы говорим?»
- Практическое занятие «Говорящие игры» (проводит логопед)
- Памятка «Лучших игр для развития речи»
5. Встреча
№5 (март) тема: «Домашние игры для развития мелкой моторики – покупаем или
делаем всей семьей» Выставка игр,
сделанных своими руками (в группах). Обсуждение и анализ игр. Проводят воспитатели и педагог-психолог.
6. Встреча
№ 6 (апрель) тема: «Игры для развития мышления»
- Семинар-практикум: «Особенности мышления детей с ОВЗ» (с практическими упражнениями и играми)
- Буклет «Игры для развития мышления»
7. Встреча
№7 (май). Игровая программа «Играем
вместе» для воспитанников и их родителей
- Подведение итогов, награждение участников
- Оформление СD диска «Играем вместе»
3
этап. Заключительный (май-июнь)
1. Диагностика
уровня развития психических процессов воспитанников, консультации с родителями,
анкетирование (ответственный педагог-психолог)
2. Оценка и анализ результатов, написание отчета и
статьи по результатам работы
клуба за год (ответственный
педагог-психолог)
Ожидаемые результаты и социальный эффект:
- Повышение у родителей заинтересованности, активности и компетентности в вопросах обучения и психического развития своего ребенка (критериями эффективности будут служить стабильная посещаемость, результаты анкетирования, положительные отзывы)
- Методическая разработка программы встреч родительского клуба «Играем вместе», как эффективной формы взаимодействия между родителями и специалистами ДОУ
- Методическая разработка «Коллекция игр» (СD диск, с играми, памятками и рекомендациями специалистов Центра «Гармония»).
Перспективы дальнейшего развития проекта: планируется, что
данный проект будет реализовывать и в следующем учебном году, возможно
расширение содержания встреч в зависимости от запросов родителей, а так же
привлечение специалистов из
других ОУ для обмена опытом.
Автор: Заварзина
Елена Ивановна, педагог-психолог МОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Гармония» Архангельская область, г. Новодвинск
Добавить комментарий | Комментариев к новости "Родительский клуб «Играем вместе» как эффективная форма взаимодействия с родителями, воспитывающими ребенка с ОВЗ" уже 0: