Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Статья
посвящена актуальной проблеме формирования нравственно-патриотических чувств у
детей дошкольного возраста решаемой в нашем детском саду посредством
использования разнообразных форм работы и активного включения в деятельность
родителей воспитанников.
Детство – это каждодневное открытие мира и поэтому
надо сделать так,
чтобы оно стало,
прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и
величия.
В.В.
Сухомлинский
Формирование нравственно-патриотических чувств у детей
Идея
воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее значение и
стала задачей государственной важности. В
концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020
года, указано, что стратегической целью является достижение уровня
экономического и социального развития, соответствующего статусу России, как
ведущей мировой державы 21 века.
В
проекте «Национальной доктрины образования в РФ» подчеркивается, что «система
образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан
демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского
общества.
На
сегодняшний день самым важным преобразованием, произошедшем в дошкольном
образовании, является введение федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования, что предполагает изменение подходов к
организации воспитательно-образовательного процесса и направлено на создание
условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности
позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного
морально-нравственного и познавательного развития.
Поэтому
так важно формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с
детских лет уважения к духовным ценностям.
- нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:
- особенности дошкольного возраста,
- многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире,
- отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).
Исходя
из актуальности этого направления, в нашей детском саду уделяется большое
внимание по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей.
Целью
нашей работы является формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Для
реализации поставленной цели были определены основные задачи:
- воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду;
- закреплять духовно-нравственное отношение к малой родине на основе приобщения к природе, культуре и традициям родного края;
- развивать представление о России как о Родине.
Последовательность
работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей мы разделили на 4
тематических блока:
1.
Блок «Я и моя семья» - Любовь маленького
ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям –
отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам в
детском саду.
2.
Блок «Малая родина» - Расширения представлений у дошкольников с родным городом,
областью и родной природой, воспитывая у детей любовь к своему городу.
3. Блок
«Россия» - Знакомство детей с России, со
столицей нашей Родины Москвой, с гимном, флагом и гербом РФ. Настоящий
гражданин своей страны, патриот должен быть интернационалистом. Поэтому
воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну включает и
формирование уважения к культуре и религии других народов, толерантности,
терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку.
4.
Блок «Великая Отечественная Война» Именно события Великой Отечественной Войны
1941 – 1945 годов являются ярким примером для воспитания патриотических чувств
у дошкольников.
Чувство
Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он
изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не
осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют
огромную роль в становлении личности патриота.
Углубление
представлений детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории,
что семья – это все, кто живет вместе с ребенком. Выяснения того, какие
обязанности по дому есть у ребенка.
Были
проведены мероприятия: беседы, составление рассказов о семье, рисование
семейного портрета, инсценировка сказки, на пример теремок на новый лад,
совместные праздники. Создание семейного древа
вместе с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции,
заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим
историческим корням.
Эти мероприятия способствовали сближению родителей с
детьми, создавали радостную и бодрую атмосферу. Патриотизм,
гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста. С 4-5
лет ребенок уже в состоянии выслушивать и запоминать истории о героизме и
патриотизме русских людей, рассматривать художественные материалы, посвященные
этой теме, отвечать на вопросы и самостоятельно, исходя из прочитанного, делать
выводы.
Для
ознакомления детей с родным городом, были проведены разнообразные мероприятия,
способствующие расширению знаний воспитанию гордости за свою малую Родину:
- прослушали литературно – музыкальную композицию «Есть добрый городок», автор Т. Страхова;
- познакомились с историей создания флага, герба нашего города;
- провели беседы «Наш город - раньше и теперь», «Улицы любимого города», «Моя родная улица»;
- играли в дидактические игры «Профессии нашего города», «Городок», сюжетно – ролевые игры «Шахтер», «Строим город»;
- организовали семейные экскурсии в ДК «Родина», в парк имени «Горовца», на аллею «Молодоженов» и «Сквер Единый Кузбасс»;
- провели целевые прогулки в школу, библиотеку.
На
закрепления изученного материала детям было предложено создать макет города, в процессе деятельности у детей расширились
знания об истории родного города, сформировались умения работы в команде,
наглядно-образное мышление, любознательность.
В
тесном сотрудничестве с родителями собрали материалы и оформили альбомы: «Полысаево город надежд», «Шахтеры
народ трудовой», «Наши земляки». Составили карту города, на которой обозначили
улицы и достопримечательности города. В результате у воспитанников
сформировалось умение свободно пользоваться иллюстративно-печатным материалом
при решении познавательных и практических задач.
Итогом
нашей работы стало создание «Мини музея города».
В
процессе ознакомления с историей России
использовали разнообразные формы работы с детьми, большое значение уделялось
вниманию гордости за героическое прошлое нашей страны, воспитанию уважения к
защитникам Отечества:
- подготовили презентацию «Города- герои»;
- прослушали гимн России музыка А. Александрова, слова С. Михалкова «Россия — священная наша держава»;
- провели беседы – о Родине, об армии, о защитниках Отечества;
- рассматривали иллюстраций «Военные сражения», «Боевые машины», «Обмундирование»;
- читали рассказы, повести и стихи о героях венных лет;
- оформили выставку рисунков «Я помню! Я горжусь!»;
- играли в сюжетно-ролевые игры «Военные учения», «Разведчики», «Военный госпиталь». Игры вызвали большой интерес не только у мальчиков, но и у девочек.
Во
время прогулок дети играли в «Зарничку». Игра представляет собой имитацию
боевых действий, во время игры дошкольники выполняли приказы командира по всем
правилам воинского устава. В результате игры у детей проявилась находчивость,
быстрота ориентации в пространстве.
Активное
участие приняли родители воспитанников в
создании экспозиций мини-музея в группе «Музей боевой славы». Совместными
усилиями были оформлены альбомы «Ордена и медали ВОВ», «Военная техника времен
Великой Отечественной войны», «Памятники и обелиски героям». Создали
мини-библиотеку «Стихи, рассказы и повести о Великой отечественной войне»,
собрана коллекция «Музыка военных лет».
Проделанная
работа повысила у родителей интерес к
совместной деятельности, направленной на
формирование у детей патриотических чувств. Для
родителей провели родительское собрание на тему: «Патриотическое нравственное
воспитание детей в современном мире», анкетирование «Воспитание юных
патриотов».
Работа
проведена, таким образом, что у детей расширились знания о семье, об окружающем
мире и родном городе, стране, обогатился
словарный запас они стали более эмоционально отзывчивыми и любознательны. У
наших воспитанников сформировались патриотические чувства, повысилась
самооценка.
В
дальнейшем планируем продолжить работу
по данной теме, поскольку считаем, что патриотизм – главная черта русского
народа, он помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру.
В группе в перспективе создать уголок «Островок Патриотизма», где будут представлены все собранные нами в
процессе работы материалы и альбомы.
Автор:
Окунева Татьяна Михайловна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 35» РФ,
Кемеровская область, г. Полысаево
Добавить комментарий | Комментариев к новости "Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста" уже 0: