Педагогическое эссе. Я - учитель

Предлагаю вашему вниманию свое педагогическое эссе «Я – учитель». Материал был разработан в рамках конкурса «Сердце отдаю детям». 
 
Тот, кто делает добро другому,
делает добро самому себе, 
не в смысле последствий, 
но самим актом делания добра,
так как сознание сделанного добра 
является высшей наградой для человека. 
Сенека 

Эссе «Я – учитель»

Волнение души… Раннее утро… 1 сентября!.. Я «лечу» в школу, ведь сегодня праздничная линейка, посвященная Дню Знаний! Вокруг радостные лица и полные счастьем детские глаза. И вспоминаю себя, то время, когда сама была ученицей… На мне форменное платьице, белоснежный фартучек и два пышных банта.
 
Иногда с грустью жалею о том, что не могу вернуться в свое детство. Но потом, поразмыслив, прихожу к выводу, что оно всегда будет рядом со мной, пока я работаю в школе – старшей вожатой. И действительно, мы танцуем, поем вместе с ними на праздниках, участвуем в соревнованиях, готовимся к конкурсам, радуемся вместе успехам и поддерживаем друг друга в неудачах!
 
Когда дети рядом, то скучать не приходится! Ведь профессия старшей вожатой – это  быть «взрослым ребенком». Еще В.А.Сухомлинский говорил: «Чтобы понять ребенка, и чтобы он в свою очередь мог понять тебя, последнему необходимо стать в какой-то мере ребенком». Моя первая учительница Чеботарева Нина Ивановна считала, что моя профессия должна быть связана с детьми.
 
На протяжении всех школьных лет я была командиром класса, солисткой народного коллектива «Фантазия» районного Дома Культуры, занималась в спортивных секциях, посещала различные кружки. Но особенно мне нравилось быть вожатой у малышей.  Помню наши зарницы, факельные шествия, пионерские костры. Когда-то мы были старшими пионервожатыми. Твердыми, убежденными голосами мы обращались к отряду: «Пионеры! К борьбе за дело…», а в ответ раздавалось: «Всегда готовы!» 

Убеждена, учитель – не профессия, а состояние души! Дети как лакмусовая бумага, их не обманешь, они чувствуют фальшь. Понимая это, каждый миг наполняю их сердца любовью и теплотой своего сердца, чтобы, спустя много лет, они с радостью могли вспоминать свои школьные годы, так же, как я вспоминаю свои. Каждый день в школе для меня особенный: вечно что-то изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться самой, увлекая за собой ребят.  

В Кагальницкой средней школе № 1 я работаю восьмой год. Сначала было действительно трудно, но я ни капли не жалею о своем выборе. Мое кредо как учителя  – предоставление ребенку возможности самовыражения в различных видах деятельности, воспитание в нем лучших качеств гражданина-патриота, знающего традиции своего народа и историю родного края. 

Моя педагогическая позиция -  научить детей поверить в себя. Тогда маленький человечек может без страха ответить на вопрос, зачем он пришел на эту землю. А для того, чтобы ребенок поверил в свои силы, учитель сам должен верить в способности своего подопечного и отдавать ему теплоту своего сердца. Победа ребенка становится и моей победой, его радость – моей радостью.
   
Главной задачей учителя в начальной ступени, по моему мнению, является формирование культуры общения школьников с товарищами, родителями, старшими и младшими педагогами. Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно такую атмосферу я стараюсь создать для моих маленьких школьников. И если дети поймут, что их любят, о них заботятся, за них переживают, то обязательно ответят тем же.
 
Поверьте, становится светлее на душе, когда слышишь: «Я не хочу идти домой» или «Дайте мне новое поручение или задание», значит, все не напрасно, значит, я здесь не зря. В трудные минуты я говорю себе: если выбрала учительскую стезю, не ропщи, прими и полюби детей такими, какие они есть, поверь в них, растворись в них. Часто задаю себе вопрос: «Что такое воспитание?» У меня слово «воспитание» ассоциируется с растущим деревцем, за которым необходимо ухаживать, чтобы оно в будущем обратилось во что-то красивое и прекрасное.   

Проблема человека, его духовно-нравственного мира - одна из главных проблем, которые сегодня стоят перед родителями и педагогами. Перестраивается наше общество, жизнь каждого человека и каждой семьи. Школа - главное связующее звено между прошлым, настоящим и будущим. Ее задача - вместе с родителями воспитать человека «как индивидуальность» с неповто­римым своеобразием черт и качеств, свободно и достойно проявляющую свое личное «Я». 

Задача школы помочь маленькому человеку усвоить многовековой опыт человеческого, духов­но-нравственного общения между людьми. Русский философ Соловьев В. писал: «Человек в принципе или по назначению своему есть безусловная внутренняя форма для добра, как безусловного содержания, все остальное условно и относительно. Доб­ро само по себе ничем не обусловлено, оно все собою обуславливает и через  все осуществляется». Самое главное - научить человека делать добро и уметь его прини­мать.

Начальная школа, в которой я работаю вот уже 7 лет,  - это одна большая семья, где каждый нужен и дорог. Школьная жизнь для ребят полна впечатлений. В начальной школе для нормального развития ребенка необходимо сохранение игровой формы обучения и воспитания школьников.
Ведущими интегрированными качествами личности в нашей школе выступают: гуманность, способность к сотрудничеству, трудолюбие, честность, самостоятельность, бережливость, организованность.

Цель воспитательной системы средней школы № 1 – создание благоприятных условий для развития личности ребенка. Школа работает по программе «Здоровье». Одна из важнейших задач которой – приобщение детей к здоровому образу жизни. Эта задача решается комплексно с учетом различных форм и направлений работы.

Здесь  большое внимание уделяется созданию такой воспитательной системы, которая бы способствовала творческому развитию каждого школьника. Я стараюсь включить в работу каждого ученика в качестве активного участника и организатора  различных общешкольных мероприятий.

Моими главными приоритетами является «Каждому ученику -
1. «ситуацию успеха»
2. физическое здоровье»
3. нравственную и экологическую воспитанность»
4. социальную адаптацию»

Основной спектр моей педагогической деятельности охватывает 4 направления: гражданско-патриотическое, нравственно-эстетическое, спортивно-оздоровительное и экологическое воспитание школьников. В рамках гражданско-патриотического воспитания  для того, чтобы поближе познакомить своих ребят с поистине интересной жизнью во взрослой стране под названием «Политика», в школе раз в два года проводятся выборы президента нашего славного города Экограда. Ведь во многом от нас зависит то, какой будет Россия завтра!

Члены организации каждый год несут вахту памяти  - «Минуты скорби» у районного монумента погибших героев, выступают с концертными номерами перед ветеранами ВОВ и труда, милиции, участниками боевых действий. Нашими силами в школе создан музейный уголок. В течение всего учебного года проводится акция «Помоги другу». Спортивно-оздоровительному направлению также уделяется огромное внимание.

Наши дети твердо знают,
Что здоровье – это клад,
Заниматься физкультурой 
Любит каждый из ребят!

Чтобы привить детям любовь к спорту, в школе проводятся общешкольные Дни Здоровья, массовые зарядки и спортивные праздники. Из всех направлений своей деятельности приоритетным считаю экологическое воспитание и ознакомление с окружающим миром детей младшего школьного возраста.
 
Стремлюсь к развитию у детей правильного отношения к природе, умения бережно обращаться с живыми существами, формированию ценностных ориентаций и нравственно-эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности. «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума», - писал В.А. Сухомлинский и я полностью согласна с ним.

Вот и у нас существует детская республика город  Экоград со своим Президентом и органами самоуправления: «Совет Светлячков», «Совет Пилюлькиных», «Совет Цветочкиных», «Совет Чистюлькиных», «Совет Журналистов». Жители города имеют свой устав, гимн, законы, традиции, девиз, а также эмблему и галстук. События школьной жизни регулярно освещаются в газетах «ШАЖОК» и «Экотопик».

Я участвовала в создании программы развития детской организации «Лучик» для возрастной категории от 6 до 11 лет. Данная программа рассчитана на 4 года, в рамках ее реализации предусмотрено дальнейшее развитие детской организации как коллектива в целом, так и личностное развитие каждого ребенка. Детская организация «Лучик» - это организация, где объединяются разные дети, с абсолютно разными интересами. Они общаются друг с другом и многими интересными людьми, развиваются во всех направлениях, становятся милосердными, вырастают воспитанными и культурными людьми.

Большое внимание в работе с детьми уделяю совместной деятельности детей и взрослых, т.к. считаю, что такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному и психологическому сближению детей, дает возможность младшим школьникам почувствовать себя взрослыми. В работе детской организации «Лучик» мной используются такие современные методы и формы работы с детским коллективом, как социальное проектирование, благотворительные акции, поисковая работа, КТД, фестивали детского творчества, тематические линейки, посвященные знаменательным датам, новогодние представления, деловые игры и т.д. Основополагающими являются технологии «Строим город Экоград», «Экологическая тропа Заботушка». 
 
Экологическое образование и воспитание -  это одно из основных направлений работы детской организации «Лучик», целью которого является улучшение окружающей среды, экологически грамотного поведения в станице и за ее пределами - «Зеленая планета».  В школе действуют постоянные информационные стенды на экологические темы: «Экологическая тропа»,  «Славный город Экоград»,  «Чистая полянка КНОШ № 17», в которых отражаются экологическое состояние классов, внешнего вида учащихся, дисциплина, бережливость, участие в школьных мероприятиях, озеленение – «Уют в школе». 

Организация «Лучик» является постоянным активным участником районных и областных мероприятий и конкурсов: 
 
1. районные конкурсы рисунков: «Донская сторона навек любимый край» -  Кузин Данил (2 место), Горбатенко Николай, Великова Екатерина (3 место), «Я рисую маму»-  Куркина Юлия (3 место) 
 
2. областные конкурсы сочинений:
«Мой папа депутат» - Садовова Влада (2 место), 
«Русский медвежонок» - Силкина Раиса (1 место),  
«Мой папа – милиционер»- Шульгин Юрий (3 место).

Наши ребята постоянные участники районного фестиваля детского творчества «Лазорик». Каждую неделю мы с ребятами проводим рабочие линейки, на которых подводим итоги дежурства классных коллективов по школе – определяем самый чистый класс, лучших дежурных, «наказываем» нарушителей правил поведения и порядка в школе. Цель таких линеек заключается в том, чтобы дать ребятам возможность посмотреть на себя со стороны, научить их осторожному и бережному отношению не только друг к другу, но и к окружающему миру.  

Для повышения активного участия  и развития творческого потенциала школьников, в качестве поощрения на линейках в торжественной обстановке ребята награждаются заслуженными грамотами, т.к. для детей моей возрастной группы результат нужен «здесь и сейчас», немедленно. Для них это высшая награда, возможность показать себя, похвалиться своими достижениями и, в итоге, гордиться собой.
 
Поверьте, на линейках я вручаю очень много грамот. Иногда допоздна остаюсь на работе, чтобы успеть их напечатать и никого не забыть. Это нелегко, но это стоит того! Там, где трудно взрослым, интересно детям! В основе моей деятельности лежит развитие самоуправления младших школьников. Во главе классных коллективов стоит Совет Светлячков, который является непосредственно моим главным помощником. 

На каждом заседании мы выявляем наиболее значимые проблемы школы и классов, разрабатываем месячные планы, корректируем и контролируем работу других Советов, проводим анкетирование и  диагностику. Так уровень воспитанности за эти 3 года поднялся от 65% до 83%; познавательной активности от 56% до 72%, участия детей в КТД  от 78% до 93%, посещаемость кружков возросла до 80%.  

Каждую 4-ю неделю месяца на Совете Светлячков проводится экологический мониторинг питания, водоснабжения, санитарно-гигиенического состояния  школы. На заседаниях Совета Светлячков были разработаны ступени роста экоградовцев. В 2006 году «Орденом Росинки» было награждено 

62 учащихся, в 2007 году – 71 учащийся, 2008 – уже 56 человек; «Орденом Спасателей» - 15, 23, 21; звание «Почетный житель Экограда» получили 10, 17 и 24 школьника. Этим результатам предшествует целенаправленная деятельность не только моя и учащихся, но и всего педагогического коллектива и родителей.
 
Грамотность, творчество, любовь к детям, глубокая убежденность в своих идеях, ответственность, желание постоянно постигать что-то новое, стремление поделиться своими знаниями – вот, по моему мнению, те качества, которыми должен обладать старший вожатый. Я стараюсь искать верные подходы к каждому, ведь я работаю с детьми разных возрастов. А девиз моей работы звучит так: «Все дела творческие, иначе – зачем?!».

Достаточно верить в свою мечту, 
Чтобы суметь летать.
Достаточно видеть и чтить красоту, 
Чтобы с ней вровень встать.
Оставив сомнения, гнев и страх,
Собою быть на земле.
Средь хаоса жизни мечту не терять,
Чтобы сердце детям отдать!
 
Автор: Васильцова Анна Владимировна, учитель начальных классов, Кагальницкая СОШ №1, станица Кагальницкая.

Автор: Васильцова Анна Владимировна

  • 30.03.2015
  •   Просмотров: 1 691

«Мастерклассы» © 2011-2016.

Комментариев к новости "Педагогическое эссе. Я - учитель" Уже: 0