Педагогическое эссе. Я - учитель
Предлагаю вашему вниманию свое педагогическое эссе «Я – учитель». Материал
был разработан в рамках конкурса «Сердце отдаю детям».
Тот, кто делает добро другому,
делает
добро самому себе,
не в смысле последствий,
но самим актом делания добра,
так как сознание сделанного добра
является высшей наградой для человека.
Сенека
Эссе «Я – учитель»
Волнение души… Раннее утро… 1 сентября!.. Я
«лечу» в школу, ведь сегодня праздничная линейка, посвященная Дню Знаний!
Вокруг радостные лица и полные счастьем детские глаза. И вспоминаю себя, то
время, когда сама была ученицей… На
мне форменное платьице, белоснежный фартучек и два пышных банта.
Иногда с
грустью жалею о том, что не могу вернуться в свое детство. Но потом,
поразмыслив, прихожу к выводу, что оно всегда будет рядом со мной, пока я
работаю в школе – старшей вожатой. И действительно, мы танцуем, поем вместе с
ними на праздниках, участвуем в соревнованиях, готовимся к конкурсам, радуемся
вместе успехам и поддерживаем друг друга в неудачах!
Когда дети рядом, то
скучать не приходится! Ведь профессия старшей вожатой – это быть «взрослым ребенком». Еще
В.А.Сухомлинский говорил: «Чтобы понять ребенка, и чтобы он в свою очередь мог
понять тебя, последнему необходимо стать в какой-то мере ребенком». Моя первая учительница Чеботарева Нина Ивановна считала, что моя
профессия должна быть связана с детьми.
На протяжении всех школьных лет я была
командиром класса, солисткой народного коллектива «Фантазия» районного Дома
Культуры, занималась в спортивных секциях, посещала различные кружки. Но
особенно мне нравилось быть вожатой у малышей.
Помню наши зарницы, факельные шествия, пионерские костры. Когда-то мы
были старшими пионервожатыми. Твердыми, убежденными голосами мы обращались к
отряду: «Пионеры! К борьбе за дело…», а в ответ раздавалось: «Всегда готовы!»
Убеждена, учитель – не профессия, а состояние
души! Дети как лакмусовая бумага, их не обманешь, они чувствуют фальшь. Понимая
это, каждый миг наполняю их сердца любовью и теплотой своего сердца, чтобы,
спустя много лет, они с радостью могли вспоминать свои школьные годы, так же,
как я вспоминаю свои. Каждый день в школе для меня особенный: вечно
что-то изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться самой,
увлекая за собой ребят.
В Кагальницкой средней школе № 1 я работаю
восьмой год. Сначала было действительно трудно, но я ни капли не жалею о своем
выборе. Мое кредо
как учителя – предоставление ребенку
возможности самовыражения в различных видах деятельности, воспитание в нем
лучших качеств гражданина-патриота, знающего традиции своего народа и историю
родного края.
Моя
педагогическая позиция - научить детей
поверить в себя. Тогда маленький человечек может без страха ответить на вопрос,
зачем он пришел на эту землю. А для того, чтобы ребенок поверил в свои силы,
учитель сам должен верить в способности своего подопечного и отдавать ему
теплоту своего сердца. Победа ребенка становится и моей победой, его радость –
моей радостью.
Главной
задачей учителя в начальной ступени, по моему мнению, является формирование
культуры общения школьников с товарищами, родителями, старшими и младшими
педагогами. Считается, что ребенок, с раннего возраста
погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим
неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно
такую атмосферу я стараюсь создать для моих маленьких школьников. И если дети
поймут, что их любят, о них заботятся, за них переживают, то обязательно
ответят тем же.
Поверьте, становится светлее на душе, когда слышишь: «Я не хочу
идти домой» или «Дайте мне новое поручение или задание», значит, все не
напрасно, значит, я здесь не зря. В трудные минуты я говорю себе: если выбрала
учительскую стезю, не ропщи, прими и полюби детей такими, какие они есть,
поверь в них, растворись в них. Часто задаю себе вопрос: «Что такое
воспитание?» У меня слово «воспитание» ассоциируется с растущим деревцем, за
которым необходимо ухаживать, чтобы оно в будущем обратилось во что-то красивое
и прекрасное.
Проблема
человека, его духовно-нравственного мира - одна из главных проблем, которые
сегодня стоят перед родителями и педагогами. Перестраивается наше общество,
жизнь каждого человека и каждой семьи. Школа - главное связующее звено между
прошлым, настоящим и будущим. Ее задача - вместе с родителями воспитать
человека «как индивидуальность» с неповторимым своеобразием черт и качеств,
свободно и достойно проявляющую свое личное «Я».
Задача школы помочь маленькому человеку усвоить многовековой опыт
человеческого, духовно-нравственного общения между людьми. Русский философ
Соловьев В. писал: «Человек в принципе или по назначению своему есть
безусловная внутренняя форма для добра, как безусловного содержания, все
остальное условно и относительно. Добро само по себе ничем не обусловлено, оно
все собою обуславливает и через все
осуществляется». Самое главное - научить человека делать добро и уметь его
принимать.
Начальная
школа, в которой я работаю вот уже 7 лет,
- это одна большая семья, где каждый нужен и дорог. Школьная жизнь для
ребят полна впечатлений. В начальной школе для нормального развития ребенка
необходимо сохранение игровой формы обучения и воспитания школьников.
Ведущими
интегрированными качествами личности в нашей школе выступают: гуманность,
способность к сотрудничеству, трудолюбие, честность, самостоятельность,
бережливость, организованность.
Цель
воспитательной системы средней школы № 1 – создание благоприятных условий для
развития личности ребенка. Школа работает по программе «Здоровье». Одна из
важнейших задач которой – приобщение детей к здоровому образу жизни. Эта задача
решается комплексно с учетом различных форм и направлений работы.
Здесь большое внимание уделяется созданию такой
воспитательной системы, которая бы способствовала творческому развитию каждого
школьника. Я стараюсь включить в работу каждого ученика в качестве активного участника
и организатора различных общешкольных
мероприятий.
Моими
главными приоритетами является «Каждому ученику -
1. «ситуацию успеха»
2. физическое здоровье»
3. нравственную и экологическую воспитанность»
4. социальную адаптацию»
Основной
спектр моей педагогической деятельности охватывает 4 направления: гражданско-патриотическое,
нравственно-эстетическое, спортивно-оздоровительное и экологическое воспитание
школьников. В рамках гражданско-патриотического
воспитания для того, чтобы поближе
познакомить своих ребят с поистине интересной жизнью во взрослой стране под
названием «Политика», в школе раз в два года проводятся выборы президента
нашего славного города Экограда. Ведь во многом от нас зависит то, какой будет
Россия завтра!
Члены организации каждый год несут вахту
памяти - «Минуты скорби» у районного
монумента погибших героев, выступают с концертными номерами перед ветеранами
ВОВ и труда, милиции, участниками боевых действий. Нашими силами в школе создан
музейный уголок. В течение всего учебного года проводится акция «Помоги другу». Спортивно-оздоровительному направлению также
уделяется огромное внимание.
Наши дети твердо знают,
Что здоровье – это клад,
Заниматься физкультурой
Любит каждый из ребят!
Чтобы привить детям любовь к спорту, в школе
проводятся общешкольные Дни Здоровья, массовые зарядки и спортивные праздники. Из всех направлений своей деятельности
приоритетным считаю экологическое воспитание и ознакомление с окружающим миром
детей младшего школьного возраста.
Стремлюсь к развитию у детей правильного
отношения к природе, умения бережно обращаться с живыми существами,
формированию ценностных ориентаций и нравственно-эстетических отношений,
обеспечивающих экологическую ответственность личности. «Мир, окружающий ребенка
– это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с
неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума», -
писал В.А. Сухомлинский и я полностью согласна с ним.
Вот и у нас
существует детская республика город
Экоград со своим Президентом и органами самоуправления: «Совет
Светлячков», «Совет Пилюлькиных», «Совет Цветочкиных», «Совет Чистюлькиных»,
«Совет Журналистов». Жители города имеют свой устав, гимн, законы, традиции,
девиз, а также эмблему и галстук. События школьной жизни регулярно освещаются в
газетах «ШАЖОК» и «Экотопик».
Я участвовала в создании программы развития
детской организации «Лучик» для возрастной категории от 6 до 11 лет. Данная
программа рассчитана на 4 года, в рамках ее реализации предусмотрено дальнейшее
развитие детской организации как коллектива в целом, так и личностное развитие
каждого ребенка. Детская организация «Лучик» - это
организация, где объединяются разные дети, с абсолютно разными интересами. Они
общаются друг с другом и многими интересными людьми, развиваются во всех
направлениях, становятся милосердными, вырастают воспитанными и культурными
людьми.
Большое
внимание в работе с детьми уделяю совместной деятельности детей и взрослых,
т.к. считаю, что такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному и
психологическому сближению детей, дает возможность младшим школьникам
почувствовать себя взрослыми. В работе детской организации «Лучик» мной
используются такие современные методы и формы работы с детским коллективом, как
социальное проектирование, благотворительные акции, поисковая работа, КТД,
фестивали детского творчества, тематические линейки, посвященные знаменательным
датам, новогодние представления, деловые игры и т.д. Основополагающими являются
технологии «Строим город Экоград», «Экологическая тропа Заботушка».
Экологическое образование и воспитание - это одно из основных направлений работы
детской организации «Лучик», целью которого является улучшение окружающей
среды, экологически грамотного поведения в станице и за ее пределами - «Зеленая
планета». В школе действуют постоянные
информационные стенды на экологические темы: «Экологическая тропа», «Славный город Экоград», «Чистая полянка КНОШ № 17», в которых
отражаются экологическое состояние классов, внешнего вида учащихся, дисциплина,
бережливость, участие в школьных мероприятиях, озеленение – «Уют в школе».
Организация «Лучик» является постоянным
активным участником районных и областных мероприятий и конкурсов:
1. районные конкурсы рисунков: «Донская
сторона навек любимый край» - Кузин
Данил (2 место), Горбатенко Николай, Великова Екатерина (3 место), «Я рисую
маму»- Куркина Юлия (3 место)
2. областные конкурсы сочинений:
«Мой папа
депутат» - Садовова Влада (2 место),
«Русский
медвежонок» - Силкина Раиса (1 место),
«Мой папа –
милиционер»- Шульгин Юрий (3 место).
Наши ребята постоянные участники районного
фестиваля детского творчества «Лазорик». Каждую
неделю мы с ребятами проводим рабочие линейки, на которых подводим итоги
дежурства классных коллективов по школе – определяем самый чистый класс, лучших
дежурных, «наказываем» нарушителей правил поведения и порядка в школе. Цель
таких линеек заключается в том, чтобы дать ребятам возможность посмотреть на
себя со стороны, научить их осторожному и бережному отношению не только друг к
другу, но и к окружающему миру.
Для повышения активного участия и развития творческого потенциала школьников,
в качестве поощрения на линейках в торжественной обстановке ребята награждаются
заслуженными грамотами, т.к. для детей моей возрастной группы результат нужен
«здесь и сейчас», немедленно. Для них это высшая награда, возможность показать
себя, похвалиться своими достижениями и, в итоге, гордиться собой.
Поверьте, на
линейках я вручаю очень много грамот. Иногда допоздна остаюсь на работе, чтобы
успеть их напечатать и никого не забыть. Это нелегко, но это стоит того! Там,
где трудно взрослым, интересно детям! В
основе моей деятельности лежит развитие самоуправления младших школьников. Во
главе классных коллективов стоит Совет Светлячков, который является
непосредственно моим главным помощником.
На каждом заседании мы выявляем наиболее
значимые проблемы школы и классов, разрабатываем месячные планы, корректируем и
контролируем работу других Советов, проводим анкетирование и диагностику. Так уровень воспитанности за эти
3 года поднялся от
65% до 83%; познавательной активности от 56% до 72%, участия детей в КТД от 78% до 93%, посещаемость кружков возросла
до 80%.
Каждую 4-ю неделю месяца на Совете Светлячков
проводится экологический мониторинг питания, водоснабжения,
санитарно-гигиенического состояния
школы. На заседаниях Совета Светлячков были
разработаны ступени роста экоградовцев. В 2006 году «Орденом Росинки» было
награждено
62 учащихся, в 2007 году – 71 учащийся, 2008
– уже 56 человек; «Орденом Спасателей» - 15, 23, 21; звание «Почетный житель
Экограда» получили 10, 17 и 24 школьника. Этим результатам предшествует
целенаправленная деятельность не только моя и учащихся, но и всего
педагогического коллектива и родителей.
Грамотность, творчество, любовь к детям,
глубокая убежденность в своих идеях, ответственность, желание постоянно постигать
что-то новое, стремление поделиться своими знаниями – вот, по моему мнению, те
качества, которыми должен обладать старший вожатый. Я стараюсь искать верные
подходы к каждому, ведь я работаю с детьми разных возрастов. А девиз моей
работы звучит так: «Все дела творческие, иначе – зачем?!».
Достаточно верить в свою мечту,
Чтобы суметь летать.
Достаточно видеть и чтить красоту,
Чтобы с ней вровень встать.
Оставив сомнения, гнев и страх,
Собою быть на земле.
Средь хаоса жизни мечту не терять,
Чтобы сердце детям отдать!
Автор: Васильцова Анна Владимировна, учитель
начальных классов, Кагальницкая СОШ №1, станица Кагальницкая.
Автор: Васильцова Анна Владимировна
Добавить комментарий | Комментариев к новости "Педагогическое эссе. Я - учитель" уже 0: