» » » Конспект НОД в средней группе ДОУ. Марийское национальное нагрудное украшение (аршаш)

Конспект НОД в средней группе ДОУ. Марийское национальное нагрудное украшение (аршаш)


Предлагаю вам конспект образовательной деятельности детей 4- 5 лет (учащихся средней группы) по теме «Марийское национальное нагрудное украшение (аршаш)». Данная работа будет полезной воспитателям средней группы. Вашему вниманию предлагается конспект художественно-познавательного занятия, которое направлено на развитии у средних дошкольников любознательности, творческих способностей, расширение кругозора, а также воспитание у них интереса к истории, культуре и обычаям  народов, проживающих на территории республики Башкортостан.
 
  

Конспект НОД «Марийское национальное нагрудное украшение»

 
 
Интеграция образовательных областей «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы»
 
Цель занятия: продолжить формирование у детей представлений об истории и культуре народов, населяющих республику Башкортостан.
 
Задачи:
 
Развивающие: развивать художественные навыки, воображение, восприятие.
Образовательные: познакомить детей с культурой марийского народа, искусством, одеждой, украшениями.
Воспитывающие:  воспитывать интерес к творчеству марийского народа, основы толерантного воспитания.
 
Аппликация:

  • Учить создавать марийское головное украшение (такия), закрепить навыки наклеивания.
  • Развивать творческое мышление и воображение.
  • Воспитывать интерес к марийской культуре.
 
Методические приёмы: 

  • игровой приём; 
  • введение в тему; 
  • вопросы и ответы;
  • рассмотрение изделий, украшений.
 
Предварительная работа: 

  • чтение  рассказа С. Г. Чавайна «Марийские богатыри», стихов Валентины Изиляновой «Мишкинская земля», «Гармонист»,
  • беседа с детьми о марийских орнаментах, 
  • рассматривание иллюстраций, 
  • изготовление марийского нагрудного украшения (аршаш); 
  • марийские национальные игры «Лапти», «Два круга», 
  • прослушивание записей с марийскими мелодиями.
 
Словарная работа: головное украшение, нагрудное украшение, такия, аршаш, Саскавий,  пайетки, бисер.
 
Оборудование: 
 
  • выставка марийской национальной одежды: платья, фартуки, головные уборы, полотенца, записи марийских мелодий, нагрудное украшение, головное украшение, 
  • заготовки шапочек из картона для основы, 
  • вырезанные кружочки из фольги для монеток,
  • клей, 
  • кисточка, 
  • салфетки, 
  • нарукавники.
 
 
Ход занятия.
  
Звучит марийская мелодия, на фоне мелодии дети, одетые в марийские национальные костюмы заходят в группу. На доске небольшая выставка из марийских украшений и вышитых изделий.

Воспитатель: К нам сегодня на занятие пришли гости, поздоровайтесь с ними.
Дети: Здравствуйте! (Салам лийже!)
На фоне мелодий зачитывается эпиграф к занятию.
Воспитатель.
«Как семицветик наши зори 
Когда под утро петухи кричат,
Так семицветны вышивок узоры
На тех вещах, что здесь у нас висят.
Любой стежок здесь к месту, всё так точно,
Деталь и совершенна и мудра.
От вышивки такой светло и ночью.
Такие вот марийцы мастера!»
В.Колумб.

Воспитатель. Я сегодня рада вас снова видеть в своей мастерской, но я не одна, со мной мои помощницы наша знакомая рукодельница Саскавий. В нашей мастерской мы можем видеть национальную одежду народа мари, полотенца, платки, подушки и украшения марийцев. И мы с вами сегодня тоже одеты в марийские национальные костюмы. Наши наряды вышиты умелыми руками наших рукодельниц. На вышивках мы можем увидеть разные узоры.
- Давайте ребята, посмотрим, какие же узоры вышиты на ваших платьях.
 
Дети: На платьях вышиты цветочки. Они как настоящие.
 
Воспитатель: И нам кажется, что мы находимся на какой-то цветочной лужайке, а наши девочки сегодня красивы как цветы.
Но рукодельницы умеют вышивать узоры не только на платьях и фартуках, но и на полотенцах. Цветочки на них тоже как настоящие. В своих узорах марийцы всегда используют яркие краски: жёлтые, красные, зелёные, синие.
А теперь обратите внимание на украшения марийцев. С одним украшение мы уже знакомы.
- Как называется это украшение?
Дети: Это украшение называется аршаш.

Воспитатель:
- Из чего изготовлено это украшение?
Дети: Это украшение изготовлено из монеток.
Воспитатель: Да, правильно это украшение изготовлено из старинных монеток. А отличаются ли они от наших монеток?
Дети: Старинные монетки по размеру больше и рисунки на них совсем другие.
Воспитатель: А сегодня я хочу познакомить вас с ещё одним украшением марийцев, которое тоже украшены монетами.
- На что похоже это украшение?
Дети: Это украшение похоже на шапку.
Воспитатель: Значит - это головной убор, украшенный монетками. И это национальное головное украшение марийцев называется такия. Давайте все вместе назовём это украшение.
(Дети хором повторяют)
Воспитатель: Такия служило украшением невесты, оно своим звоном во время свадьбы отпугивало злых духов.
 - Чем же кроме монеток украшен этот головной убор?
Дети: Этот головной убор украшен ещё бисером, бусинками и пайеткой.
Воспитатель: Куклы-подружки тоже хотят иметь такое головное украшение. Эвика просит вас им  помочь. Поможем им?
Дети: Да.
Воспитатель: Для того, чтобы сделать украшение мы с вами пойдём в мастерскую одежды.
(Дети садятся за столы)
А делать мы будем вот такое украшение. ( Показ образца). Основой украшения будет служить цветной картон вырезанный в форме шапочки.
Он у вас на столах. Покажите мне его. (Дети показывают).
А украшать мы будем монетками. Монетки у вас тоже уже вырезаны на подносах. Ещё для работы вам нужны инструменты: кисточки для намазывания клея, салфетки для примакивания и нарукавники для того, чтобы ваши красивые наряды не испачкались.
А, чтобы наше украшение получилось как настоящее, нам необходимо правильно приклеивать монетки, по горизонтали, начиная снизу вверх, слева направо, по одному ряду, к вверху наших монеток становится всё меньше и меньше.
А сейчас, я покажу, как правильно надо приклеивать монетки. Для этого, я беру монетку, переворачиваю блестящей стороной вниз, намазываю клей, беру двумя пальчиками и аккуратно приклеиваю к шапочке-основе, примакиваю салфеткой, убирая излишки клея. И также повторяем со следующей монеткой и с последующими.
Но прежде чем, вы начнёте работать, мы проведем гимнастику для пальчиков, чтобы они не уставали во время работы.
Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик -  Саскавий,
Этот пальчик -  Чачавий,
Этот пальчик -  Эвика,
Этот пальчик -  Салика,
Этот пальчик -  Сагида,
Все весёлые всегда!
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: А теперь, начинаем работать. Мы с Эвикой будем к вам подходить и помогать.
Выставка работ.

Воспитатель: Кто уже украсил свой головной убор, одевает его на куколку, а затем приводит своё рабочее место в порядок.
Воспитатель: Посмотрите, какие у нас куклы получились нарядные. Какие красивые головные украшения мы с вами сделали. Чья работа вам больше понравилась? А Саскавий  понравились все ваши работы. Они говорят вам большое спасибо, вы все молодцы и им так охота пуститься в пляс. Вы тоже устали, давайте потанцуем вместе с ними.
 
Игра-танец «Два круга»
 
Участники игры образуют два круга (внутренний и внешний), берутся за руки и под музыку, взявшись за руки, бегут в разные стороны, лицом друг к другу. На дробной части останавливаются и исполняют хлопки, притопы, затем кружатся в паре с участником, оказавшись перед ним. Вновь бегут по кругу.
 
Итог:
 
Воспитатель: 
- Где мы с вами побывали?
(в гостях у кукол)
- Как их звали?
- Какой они национальности?
- Какое украшение мы с вами сегодня сделали?
(национальное головное украшение марийцев, которое называется такия)
 
Воспитатель: На этом наше занятие подошло к концу. Попрощайтесь Саскавий.
 - До свидания! (Чеверын!)

 
Автор: Павлова Лариса Митканаевна, воспитатель МАДОУ ЦРР - детский сад  № 16 «Росинка», г. Благовещенск, Республика Башкортостан
 
 






Добавить комментарий
| Комментариев к новости "Конспект НОД в средней группе ДОУ. Марийское национальное нагрудное украшение (аршаш)" уже 0:

Читайте также
Добавить комментарий:
Введите код с картинки:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив