Наши мастер-классы своими руками помогут вам стать настоящими рукодельницами и сделать различные поделки, оригами, декупаж и бисероплетение. Здесь вы найдете подробные мастер классы вязания и скрапбукинга. Узнаете как сделать необыкновенные изделия из пластика и пластиковых бутылок, как сшить куклу Тильду, найдете схемы вязания и бисероплетения.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста. Путешествие в прошлое лампочки

 


Предлагаю вам конспект НОД по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста по теме «Путешествие в прошлое лампочки». Данная работа будет полезной воспитателям старшей группы.

 

Программное содержание:

 

  • Познакомить детей с историей возникновения электрической лампочки; подвести детей к пониманию того, что человек преобразует предметы для себя и других людей.
  • Развивать у детей умения самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с пожароопасными и опасными предметами.
  • Воспитывать любознательность, отзывчивость, интерес к объектам ближайшего окружения, умение делать умозаключение вследствие опытно-экспериментальной деятельности.

 

Методические приемы:

 

  • компьютерное и музыкальное сопровождение,
  • создание проблемных и игровых ситуаций,
  • загадывание загадок,
  • внезапное появление объектов,
  • вопросы к детям,
  • пояснения,
  • педагогическая оценка,
  • экспериментирование,
  • упражнения,
  • элементы оздоровительной терапии: пальчиковая гимнастика, психогимнастика, дыхательная гимнастика, релаксация.

 

Оборудование:

 

 

  • компьютер,
  • магнитофон,
  • драпировочная ткань,
  • березовые поленья,
  • лучины,
  • свечи,
  • подсвечники,
  • керосиновая лампа,
  • колба с керосином,
  • спички,
  • тарелочка для сгоревших спичек,
  • настольные лампы,
  • лампочки,
  • коробка с сюрпризом (подарки для детей: фонарики),
  • костер,
  • подушки

 

Конспект НОД «Путешествие в прошлое лампочки»

 

 

Ход занятия:

 

Организационный момент:

 

Приветствие и знакомство с детьми.

Воспитатель с детьми заходят в группу под музыку и настраивает их на занятие.

- Ребята, мне очень приятно с вами сегодня познакомиться. Какие у вас всех приветливые и доброжелательные лица. Я надеюсь, что мы с вами подружимся, но для этого нам надо с вами познакомиться. Меня зовут Виктория Викторовна, я воспитатель такого же детского сада, как и ваш, и у меня в группе такие же замечательные ребятишки, как и вы.

- А теперь давайте поприветствуем наших гостей.

 

Воспитатель (звучит продолжение музыки):

Доброе утро! – солнцу и птицам.

Доброе утро! – улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым

Пусть доброе утро

Длится до вечера!

 

- Давайте, ребята все вместе скажем нашим гостям: «Доброе утро, гости дорогие!».

Дети повторяют за воспитателем, обращаясь к гостям: «Доброе утро, гости дорогие!» (музыка заканчивается)

 

1. Вводная часть:

 

– Ребята, скажите, а вы любите путешествовать?

Ответы детей.

- Я тоже очень-очень люблю путешествовать и предлагаю вам отправиться в увлекательное и интересное путешествие, но оно будет не только интересным и увлекательным, но еще и познавательным.

- А хотите узнать, куда мы отправимся?

Ответы детей.

- А отправимся мы с вами в страну чудес и превращений. Вы не против?

Ответы детей.

- Но как же мы туда попадем?

Предполагаемые ответы детей (на самолете).

Воспитатель: На самолете, мы туда не долетим.

Предполагаемые ответы детей (на поезде).

Воспитатель: На поезде, мы туда не доедем и т.д.

- А, я знаю, знаю, в этом нам может помочь Мэри Попинс, она ведь может делать чудеса. Ой, со мной что-то происходит (звучит волшебная музыка, воспитатель вращается вокруг себя, одевая на себя шляпку, берет в руку зонтик, поворачивается к детям. Удивленно осматривает себя и говорит).

- Что со мной произошло? Ребята, вы видите, я превратилась в Мэри Поппинс и в руках у меня волшебный зонтик. И под этим волшебным зонтиком мы сейчас с вами отправимся в путешествие (раскрывает зонтик и приглашает детей к себе). Подходите скорее ко мне, под зонтик.

(Дети подходят под зонтик. Мэри Поппинс (воспитатель) делает несколько вращений зонтом под волшебную музыку, и они попадают в волшебную страну, т.е. останавливаются в групповой комнате, приготовленной к занятию).

- Посмотрите, ребята, как здесь интересно, что это за место такое волшебное и свечение какое-то необыкновенно - сказочное? (дети рассматривают).

 

2. Основная часть

 

Включается экран, детей приветствует Лунтик и обращается к детям.

Лунтик: Здравствуйте, ребята. Надеюсь, вы меня узнали?

Ответы детей. (Это Лунтик)

Лунтик: Почему вы такие растерянные? Мне кажется, вы хотите узнать, куда же вы попали и что это за свет такой сказочный? Но для этого отгадайте загадку:

(Лунтик загадывает загадку)

Дом — стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.

Предполагаемый ответ детей (лампочка).

 

Лунтик: Молодцы. Вы правильно отгадали. Это лампочка. Ребята, как вы думаете, всегда ли была электрическая лампочка?

Предполааемые ответы детей: Нет!

Воспитатель: Нет, Лунтик, не всегда!

Лунтик: Ребята, а вам интересно узнать, как люди освещали свои жилища, улицы до появления лампочки?

Ответы детей. (Да, интересно!)

Лунтик: Поэтому мы сейчас отправимся в прошлое электрической лампочки.

Воспитатель: Правильно! Но сначала закройте глаза, а я взмахну своим волшебным зонтиком и мы с вами окажемся рядом с предметами, которые расскажут нам о прошлом лампочки.

(дети закрывают глаза, Мэри Поппинс взмахивает зонтиком и произносит волшебные слова)

 

Воспитатель:

Кто не верит. Пусть поверит.

Рада гостю я всегда,

Открывая в страну двери.

Приглашаю всех туда.

 

Воспитатель: Ребята, посмотрите! Мы с вами оказались около костра (слайд «горящий» костер, музыка «Треск костра»). Присаживайтесь вокруг него.

– Давным-давно люди жили в пещерах, разводили огонь. А для чего они разводили огонь, как вы думаете?

Предполагаемые ответы детей. (На нем готовили пищу, от костра в пещере становилось светлее, теплее).

Лунтик: Молодцы, ребята! Правильно вы сказали, посмотрите теперь, как это было (показ слайдов).

Психогимнастика:

Воспитатель: Ребята, а давайте мы погреемся возле нашего костра. (Включается музыка) Наш костер разгорелся и язычки пламени жгут нам руки. А теперь нам стало прохладно, как же стало холодно. (Соответствующие движения) Костер стал угасать, и теперь мы его раздуем, давайте подуем на него, только не сверху, аа снизу мы раздуваем наш костер. Для этого мы наберем много воздуха в легкие и подуем все вместе. (Дыхательная гимнастика) Посмотрите, наш костер разгорается, и нам опять становится тепло. (Пальчиковая гимнастика). Ребята, вы нагрелись? (в заключение гимнастики потирают ладошки) А теперь давайте пойдем дальше.

- Как вы думаете, человеку трудно было ходить по улице ночью без освещения?

Ответы детей.

- А почему?

Предполагаемые ответы детей: (ничего не видно, темно).

- Правильно, ребята! Ничего не видно, темно. Поэтому люди придумали факелы. А вы знаете, что такое факел?

Предполагаемые ответы детей. (Звучит позывной)

Воспитатель: Ой, ребята, нам Лунтик опять хочет что-то сказать.

Лунтик: Я хочу вам показать, что такое факел (слайды). Факел – это палка, на которую намотана тряпка, пропитанная специальным раствором, которую поджигают и получается факел, который не гаснет даже в дождь.

Воспитатель: А еще, факел не только освещает, но им еще зажигают олимпийский огонь (слайды).

Затем люди придумали лучину. Что это такое? Как вы думаете?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: Это просто щепка, заостренная на конце. Раз это щепка, то сделана она из чего?

Предполагаемые ответы детей.

- Обычно лучину делали из березы, она лучше горит. Вот из таких березовых полен. Возьмите в руки. Посмотрите, понюхайте. Чем пахнет?

Предполагаемые ответы детей (деревом)

- Возьмите и посмотрите лучину. Что вы можете о ней сказать?

Предполагаемые ответы детей.

- А вы хотите посмотреть, как она горит? (Слайд) Я бы с удовольствием вам ее зажгла, но, соблюдая меры пожарной безопасности, зажечь здесь ее мы не можем, так как у нас сработает пожарная сигнализация и придут пожарные. И поэтому я предлагаю вам посмотреть, как горит лучина, на слайде. Обратите внимание, один конец лучины закрепляли, а другой вверху зажигали. Лучину нужно было правильно расположить, чтобы она лучше светила, не упала. А если она упадет? Что произойдет? (комментирует во время эксперимента)

Предполагаемые ответы детей (возникнет пожар)

Воспитатель: Правильно! Запомните, с огнем нужно обращаться очень осторожно!

– Посмотрите от лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит. Вы чувствуете запах? Какой?

Предполагаемые ответы детей (сгоревшей щепки, запах костра)

– Это было не очень удобно, и люди придумали свечу. Подойдите все сюда, возьмите в руки свечи, посмотрите и скажите, из чего их делали?

Предполагаемые ответы детей.

- Свечи делали из пчелиного воска, бараньего сала. Давайте посмотрим, как она устроена?

Предполагаемые ответы детей (внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток)

- А теперь поставьте их на стол и посмотрим, как горит свеча.

Воспитатель зажигает свечу, показывает, как горит (во время эксперимента комментирует)

- Вы знаете, что глядя на огонь, каждый человек может успокоиться, подумать о чем-то приятном. Давайте присядем вокруг, посмотрим на пламя свечи (дети рассаживаются вокруг столика на подушки).

Релаксация (звучит музыка)

Воспитатель: Посмотрите, как мерцают огоньки свечи. Они похожи и на зайчиков, и на облачко, на порхающую крылышками бабочку. Все это радует наш взор, нам легко и у нас поднимается настроение (музыка заканчивается)

Воспитатель: Ребята, а что будет, если подует ветер?

Предполагаемые ответы детей (свеча потухнет)

- Давайте изобразим легкий ветерок: наберем воздуха и подуем на свечи. (Дыхательная гимнастика: дети дуют, свечи гаснут)

– Как вы думаете, долго ли может гореть свеча? Она удобнее, чем лучина? Чем? А в чем неудобство свечи?

Ответы детей (можно обжечься, от нее может быть пожар, она коптит и дает мало света).

– Правильно, люди думали, думали и изобрели керосиновую лампу. Кто видел керосиновую лампу?

Ответы детей.

- Вот потому мы сейчас подойдем к следующему нашему объекту и посмотрим, что такое керосиновая лампа? (подходят и обращают внимание на керосиновую лампу)

- Вот это керосиновая лампа. Посмотрите, как она выглядит. А для того, чтобы она горела, в нее нужно залить керосин. Посмотрите, вот это керосин, (показывает керосин в колбе) это химическая жидкость и поэтому мы его не будет открывать. Но для того, чтобы вы могли ощутить его запах, я предлагаю вам заглянуть в волшебную коробочку (воспитатель проходит около детей с коробкой, в которой находится смоченный в керосине тампон. Дети определяют запах). Вот так пахнет керосин.

- А теперь посмотрим, как с его помощью горит лампа. (Включает лампу и объясняет принцип ее действия): керосин заливается в специальную емкость, над которой находится горелка, керосин у меня уже залит, а в горелке находится фитиль, его мы сейчас поджигаем, вставляем ламповое стекло и регулируем свет регулятором.

- А как вы думаете, для чего нужно ламповое стекло?

Предполагаемые ответы детей (для защиты пламени от ветра)

– Ну что, ребята? Керосиновая лампа удобнее, чем свеча?

Ответы детей

– Да, с такой лампой можно было выходить и в дождь, и в ветер. Но все-таки керосиновая лампа не очень удобна. Почему же?

Предполагаемые ответы детей (заняты руки, коптит, тусклый свет, освещает только определенное место)

– И костер, и факелы, и лучина, свеча и керосиновая лампа не удовлетворяли потребности человека. И что же произошло потом? Присаживайтесь на стульчики. Я вам сейчас расскажу. (Дети садятся на стульчики)

- Прошло много лет. (Слайд) И однажды на фонарных столбах вдоль улицы вспыхнул свет, который ослепил всех прохожих, появилась электрическая лампочка (показывает лампочку)

- Давайте посмотрим, из чего она сделана? (из стекла) Правильно, из стекла. Любое стекло может расколоться от удара. Нажима, падения, поэтому к лампочке нужно относиться бережно и аккуратно.

А теперь, давайте выясним, как она работает?

Предполагаемые ответы детей.

- Сейчас я беру лампочки, вкручиваю их в настольную лампу, в светильник. Готово! А теперь я предлагаю (вызывает кого-то из детей) подойти и включить лампы (одна загорается, а другая – нет).

Предполагаемые ответы детей (Одна лампа подключена к электричеству, а другая – нет).

- А теперь я предлагаю (вызывает ребенка) для следующего опыта. Преподнести ладошку к включенной лампочке, другую – к выключенной лампочке, но, не касаясь их. Что ты чувствуешь?

Ответ ребенка (заженная лампочка излучает тепло, выключенная – никаких ощущений)

-Ты так думаешь. А как думает у нас (вызывает ребенка)? Что ты чувствуешь?

Ответ ребенка (зажженная лампочка излучает тепло, выключенная – никаких ощущений)

- И Саша, и Даша, чувствовали одно и то же, поэтому никогда не прикасайтесь к зажженной электрической лампочке, чтобы не обжечься.

- Ну вот, теперь в наших домах много разных красивых светильников: на потолке висят люстры, на стенах — бра, на столах стоят настольные лампы, разноцветные гирлянды, светящиеся вывески, по вечерам освещаются улицы. Это так удобно. (Слайд)

 

2. Заключительная часть

 

Лунтик: Ну вот, ребята, вы и узнали о возникновении электрической лампочки. А я приготовил вам сюрприз!

Воспитатель: Сюрприз?! Как здорово! А может быть вот это сюрприз? (указывает на коробку с надписью «СЮРПРИЗ!»)

Лунтик: Да, да, это и есть мой сюрприз!

Воспитатель (достает из коробки фонарики): Ребята, посмотрите, да здесь электрически фонарики для каждого из вас. Давайте все вместе скажем Лунтику «СПАСИБО!»

Дети (обращаясь к Лунтику): СПАСИБО!

 

ИТОГ занятия:

 

Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие?

Ответы детей.

- Вам было интересно?

Ответы детей

- Что больше всего запомнилось? (индивидуально спрашивает детей).

Предполагаемые вопросы: «Что тебе понравилось?», «Что тебе запомнилось?», «На что ты больше всего обратил внимание?», «Что ты сегодня расскажешь своим родителям?»

- Да, ребята, я очень надеюсь, что вы расскажете всем о том, что нового сегодня узнали.

– А мне тоже очень-очень понравилось сегодня с вами работать. Я рада, что с вами познакомилась! А можно я к вам еще приду? Ну, что же, а теперь зажигайте свои фонарики и пусть каждый ваш лучик освещает вам дорогу домой. До свидания! До новых встреч! (воспитатель машет рукой провожая детей)

Лунтик: До свиданья, ребята! (Стоп-кадр).

 

Вы можете использовать этот конспект НОД «Путешествие в прошлое лампочки» в своей педагогической практике.

 

Автор: Молоткова Виктория Викторовна, воспитатель 1 квалификационной категории, МБДОУ №22 "Гнездышко, г.Елабуга, Республика Татарстан.

 





  • Источник: http://masterclassy.ru/
  • 15.09.2014
  •   Просмотров: 4 349


«Мастерклассы» © 2011-2016.
Все статьи на сайте авторские, копирование строго запрещено. При частичном цитировании прямая индексируемая ссылка на сайт «Мастерклассы» обязательна.

 
Специально для вас, наш сайт подготовил новый обучающий курс на 3х дисках "1000 лучших мастер классов".

В этом курсе, мы собрали для вас 1000 подробных мастерклассов с нашего сайта на различные рукодельные тематики.

Подробнее с содержанием курса вы можете ознакомиться по этой ссылке.

Встречайте еще один обучающий курс на 3х дисках "1000 лучших мастер классов - часть2".

В этом курсе, мы собрали для вас еще 1000 подробных мастерклассов с нашего сайта на различные рукодельные тематики.

Подробнее с содержанием курса вы можете ознакомиться по этой ссылке.














Комментариев к новости "Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста. Путешествие в прошлое лампочки" Уже: 0

Внимание! Запрещено использование выражений в нецензурной и оскорбительной форме. HTML-теги и URL запрещены.

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив