Конспект психологического занятия для детей старшего дошкольного возраста. Путешествие в песочную страну. Страх
Предлагаю вам конспект психологического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в песочную страну. Страх» Данная работа будет полезной психологам детских садов, дополнительного образования и социальной сферы.
Вашему вниманию предлагается конспект занятия, которое направлено на развитие у старших дошкольников умения выражать свое эмоциональное состояние; гармонизацию эмоционально-личностного развития воспитанников; знакомство с приемами рисования на песке.
Цель: повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние; гармонизация эмоционально-личностного развития воспитанников; знакомство с приемами рисования на песке.
Задачи психологического занятия:
- помогать в приобретении положительного образа общения со сверстниками;
- пробуждать познавательный интерес через обучение навыкам работы с песком;
- снимать тревожное состояние у данной группы детей.
Материалы и оборудование:
- диск с музыкой для релаксации,
- игрушечный микрофон,
- карточки с изображением эмоциональных состояний,
- стол для рисования песком,
- песок,
- различные инструменты для отпечатков на песке,
- маленькие игрушки страшных сказочных персонажей,
- обручи.
Занятие "Путешествие в песочную страну. Страх"
Приветствие.
Психолог: Здравствуйте, ребята! Начнем сегодняшнее занятие с приветствия. Я предлагаю сейчас каждому из вас в микрофон назвать свое имя, поздороваться и назвать какое-нибудь радостное событие сегодняшнего дня.
Выполняется приветствие.
Упражнение «Покажи настроение».
Детям предлагаются карточки с различными эмоциональными состояниями, повернутые картинкой вниз.
Психолог: Выберете любую карточку и не показывайте ее другим ребятам. Каждый из вас покажет настроение, не говоря не слова. Остальные должны отгадать.
Игра «Живая шляпа»
Психолог: Это произошло недавно с очень хорошими друзьями. Однажды у... (имя одного из присутствующих) был день рождения. Он пригласил к себе... (перечисление имен всех присутствующих). В самый разгар веселья, когда родителей не было в комнате, раздался грохот. Дети насторожились, а кто-то даже успел испугаться.
(Психолог делает испуганное выражение лица). Ой что это? (Смотрит по сторонам, останавливает свой взгляд в углу комнаты, там заранее прячется котенок, сидящий в машинке с дистанционным управлением, накрытый шляпой)
Все ребята побежали в угол комнаты. И что они там увидели? Это была не просто шляпа… она двигалась (Психолог незаметно от детей начинает управлять движением шляпы.) Все конечно же испугались. Как вдруг шляпа перевернулась … и там оказался маленький, пушистый, мягкий котенок. Все засмеялись и побежали гладить котенка. (Детям тоже предлагается погладить котенка)
Рисование на песке.
Психолог: Ребята, вы любите путешествовать? (Ответы детей). Тогда мы с вами сегодня отправимся в путешествие в необычную страну. Она песочная.
Звучит музыка.
Психолог: Мы начинаем с вами путь по волшебной Песочной стране.
Там чудеса там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
Там на невиданных дорожках
Следы невиданных зверей,
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей,
Там лес и дол видений полны.
В нашей стране тоже живут необычные существа. Кто там может жить? (Ответы детей) Сейчас вы возьмете то, что поможет вам оставить на дорожках волшебной страны следы невиданных или знакомых сказочных зверей. (Дети с помощью различных палочек, веревок, фигурных ножей, пробок, кисточек и т.д изображают следы, а потом рассказывают о тех, кто их оставил).
Психолог: А теперь из волшебного мешочка каждый из вас достанет еще одного жителя волшебной страны. (Дети вытаскивают бабу Ягу, Кощея, лешего и т.д.) Как вы думаете, что делают звери песочной страны, когда видят таких жителей. (Ответы детей)
Игра «Злюка»
По кругу раскладываются обручи, на один меньше участников группы.
Психолог: Сейчас один из вас будет злюкой, которую все боятся. Займите обручи-домики. Злюка стоит посередине без обруча. Пока звучит музыка все гуляют вокруг. Светит солнце, злюка спит. Как только музыка перестанет играть, настанет ночь, нужно бежать в домики и злюка старается занять чей-то домик. Кто остался без домика, становится злюкой.
Рисование на песке.
Психолог: А сейчас мы отправимся в музей волшебной страны. Вы знаете, что в сказках добро всегда побеждает зло. У нас в музее есть зал, где висят картины, на которых богатырь побеждает Змея-Горыныча, Иван-царевич – Кощея и бабу Ягу и т.д. Но в этом зале много пустого места. Сейчас каждый из вас нарисует картину, где герой побеждает зло.
Сейчас вы выберите себе то, что вы хотели бы нарисовать. Я предлагаю вам составить свою собственную песчаную картину (рисование картин под музыку). Работа над рисунком начинается с фона. Набираем песок в кулаки и рассыпаем его равномерным слоем по стеклу. Фон может быть как светлым, т.е. без песка, так и темным – когда все засыпано сыпучим материалом.
Для рисования на светлом фоне наберите немного песка в руку и, выпуская его тоненькой струйкой из зажатого кулачка, изображайте границы образов. Рисунок всегда можно подкорректировать. Не нужно бояться сделать ошибку. В этом и заключается одна из прелестей рисования песком – все поправимо.
Во время самостоятельной работы психолог оказывает помощь детям, испытывающим затруднения.
Экспресс-выставка работ участников, которые свободно перемещаются по кабинету, подходят к столам и рассматривают работы, выполненные другими ребятами.
Психолог: Молодцы! У всех получились хорошие, интересные, необычные картины из песка. Кто-то хочет рассказать про свой рисунок? (комментарии детей). Ребята делятся впечатлениями, ощущениями от работы с необычным материалом.
До новых встреч в Песочной стране!
На этом психологическое занятие "Путешествие в песочную страну. Страх" завершается.
Автор: Седова Наталья Владимировна, педагог-психолог «Центра социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов» Санкт-Петербург