Статья «Арт – терапевтические методы и приемы в работе с детьми с ОВЗ»

Данная статья предназначена для воспитателей, педагогов, работающих с детьми с ОВЗ дошкольного возраста. В статье раскрыты методы и приемы работы с детьми на занятиях по изодеятельности. Даны основные цели и задачи при использовании игротерапии и изотерапии с детьми дошкольного возраста.

К сожалению, в последнее десятилетие в России увеличилось количество детей с так называемыми особыми потребностями – дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для ранней помощи таким детям используются разные арт-терапевтические методы. Основа для всех методов - это игра для развития таких детей. 
Я занимаюсь с детьми в арт – части: рисуем, лепим, выполняем аппликации, составляем плоскостные и объемные композиции. Арт – терапия – метод психологической коррекции, позволяющий раскрыть ребенка как личность с помощью художественных средств. Арт – терапия помогает детям с ОВЗ забыть о своих страхах, стрессах, раскрепоститься, получить положительные эмоции, что очень важно для детей с ОВЗ, развивает мелкую моторику рук, разрабатывает мышцы пальцев, координацию движений рук, а самое главное помогает почувствовать себя творцом, понять, что сделал сам! Любое творческое занятие благотворно влияет внутренний мир ребенка. Ведь развитие происходит в деятельности, а именно это лежит в основе арт терапевтического воздействия, состоящего из: изотерапии (рисование, лепка, конструирование), игротерапии, цветотерапии. Задачи игротерапии: 
коррекция поведения; снятие повышенной тревожности. Задачи изо-терапии: раскрытие творческих способностей ребенка; разностороннее и гармоничное развитие его личности; научить детей определять свое внутреннее состояние и понимать эмоциональное состояние другого человека; развитие у детей чувственно-двигательной координации; обучение в работе в парах, группе; привитие навыка следовать инструкции взрослого; создание общего фона. 
 
На занятиях ребенок свободно проявляет свою фантазию. В работе с детьми ребенку предлагается свободный выбор творческого материала (краски, мелки, цветные карандаши, пластилин, глина, клей и др.) и вида деятельности. Дети с радостью фантазируют и придумывают, лепят и рисуют, обследуют и познают свойства незнакомых материалов.
 
Использование подручного материала (глина, гуашь, нитки, макароны, камни и песок) развивает мелкую моторику. 
Пальчиковая живопись для таких детей является доступным средством для выражения себя, почувствовать краски наощупь и эти прикосновения помогают детям реализовать свой замысел. Здесь участвуют напрямую все мышцы рук, что позволяет развить мелкую моторику пальцев, а соответственно и развить речь. Так как «источники дарований детей лежат на кончиках их пальцев».
Еще одним хорошим средством для развития пальцев и кисти руки является пластилиновая живопись. Дети без боязни используют пластилин, играют с ним (сминают, раскатывают, отщипывают), а затем создают маленькие «шедеврики» на картоне или объемном материале, например, баночку превращают в необычную вазу. Кроме того здесь также происходит освоение цвета: сначала основные цвета, затем дополнительные и смешение цветов в композиции. Рисование пластилином на плоскости детей увлекает, развивает творческие способности и открывает новые возможности для творчества.
 
Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в ДОУ делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.
 
Автор: Белякова Светлана Александровна, МКДОУ «Детский сад №9», педагог дополнительного образования, г. Лиски, Воронежская область

Автор: Белякова Светлана Александровна

  • Источник: http://masterclassy.ru
  • 11.11.2016
  •   Просмотров: 728

«Мастерклассы» © 2011-2016.

Комментариев к новости "Статья «Арт – терапевтические методы и приемы в работе с детьми с ОВЗ»" Уже: 0