Развитие мелкой моторики рук у детей в художественной деятельности в ДОУ в контексте с ФГОС
Данная статья по
развитию мелкой моторики рук у детей предназначена для педагогов
дополнительного образования, воспитателям ДОУ. Описанные методы и приемы
использованы в практике с детьми старшего возраста. Развитие мелкой моторики
рук в творческом процессе служит хорошей подготовкой руки ребенка к школе,
развивает речь.
Развитие мелкой моторики рук у детей
Образное мышление и разговорная деятельность ребенка связаны
с двигательной деятельностью руки. И. Конт писал: «Рука – вышедший наружу
мозг». Возможности развития кисти руки у детей неограниченны. В практике своей
работы с детьми в изостудии мною используются различные методы, приемы и
средства для развития мелких мышц пальцев и совершенствования движений рук.
В
первую очередь, хорошо всем известные пальчиковые игры, самомассаж кистей и
пальцев рук. Дети очень любят массаж с цветными карандашами (прокатывание карандаша
между пальцами, между ладонями и др.) Чтобы привить интерес к своей руке, пальцам, я придумала вот
такую игру: «Дети рисуют контур своей руки. Каждому пальчику придумывают имена
– Весельчак, Грустяшка, Озорник, Сердючка, Мечтатель и т.д.
Затем предлагаю
«одеть» каждый пальчик в шапочку такого цвета, который соответствует его
характеру (веселый человечек – пальчик– светлые, яркие цвета, грустный «одеть»
в шапочки темного цвета и т.д.) Для всех пяти пальчиков подбираем
соответствующую музыку. В дальнейшем дети с удовольствием придумывают свои игры
с собственными пальчиками».
Отличным средством для развития движений пальцев рук
является работа с бумагой. Сминание, свертывание, складывание, разрывание
мягкой бумаги (газеты, салфетки) – легкая техника работы, доступная малышам.
Полученные комочки – шарики или клочки бумаги являются прекрасным материалом
для создания композиций. В старших группа я использую технику корейской
миниатюры: бумагокручение и бумагопластика.
Дети с интересом работают с разными видами бумаги, так как
бумага легко поддается обработке. Если ребенку предлагать разные сорта бумаги,
он получит представление о том, что бумага бывает мягкой, жесткой, различной
толщины и плотности, значит, с ней можно работать по-разному. В изостудии мы
реализовали проект «Королева Бумага».
В результате дети познакомились с разными
видами бумаги, научились с ней работать, создавать бумажные шедевры. Для развития ручных умений и подготовки руки к письму мы
рисуем штрихами. Отрабатываем ритмичное нанесение штриховки, легкость движения
и свободного перемещения руки по всему листу бумаги. Здесь мы используем не
только цветные карандаши, но и мел, гелевые ручки
восковые мелки, свечи. Развивать
мелкую моторику рук, координацию движений помогает пальчиковая живопись,
рисование нитками, солью
отпечатками различных мелких предметов. Лепка – самый осязаемый вид
художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и
трогает руками, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Мы с детьми
лепим и пластилина, соленого теста, глины, влажного песка, снега.
Только
занимаясь лепкой, у ребенка формируются навыки работы двумя руками,
скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы рук. Часто
мы используем нетрадиционную технику – пластилинография.
Эта работа приучает детей к тонкости, к тренировке
указательного пальца, поэтому заглаживание необходимо именно указательным, а не
большим пальцем. Пластилиновая живопись – одна из любимы техник детей в
изостудии. Большую роль в активизации точек на ладонях и пальцах,
улучшение работы мозга и речевого развития играет мелкий бросовый материал и
природный материал.
Здесь фантазии нет границ! Мы используем бисер, бусины,
пуговицы, листья, семена, веточки, различные крупы и другое. Самый простой
способ, когда ребенок рисует карандашом контур будущего рисунка. По готовому
силуэту наносит клей или пластилин, а затем любым материалом (можно
комбинировать) выкладывается изображение.
Пластмассовые прищепки служат
отличным массажером для пальцев, а также являются крыльями птиц, когтистыми
лапами зверей, лучиками солнца. Игры с бросовым и природным материалом – это не
просто забава и приятное развлечение. Такая работа развивает глазомер,
аккуратность, и, что очень важно, точную согласованность в работе глаза и руки
(сенсомоторику).
Я считаю, что
используемые мной художественные материалы и техники способствуют развитию мелкой моторики рук у детей, а
значит, и развитию речи, учит детей пооперационному действию, что необходимо
для обучения в школе.
Ведь недаром В.А. Сухомлинский говорил: «Истоки
способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев». Использование
разнообразных материалов и средств в художественной деятельности соответствует
требованиям ФГОС.
Автор: Белякова Светлана Александровна, педагог
дополнительного образования, МКДОУ «ЦРР – д\с №1», Воронежская область, г.
Лиски.
Автор: Белякова Светлана Александровна
Добавить комментарий | Комментариев к новости "Развитие мелкой моторики рук у детей в художественной деятельности в ДОУ в контексте с ФГОС" уже 0: