» » » Теоретический анализ психолого-педагогических средств коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников

Теоретический анализ психолого-педагогических средств коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников


Данная статья, может применяться в работе психолога. Разработанный теоретический анализ может быть использован учителями начальных классов, детскими психологами, специальными педагогами, родителями для коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста. Статья описывает эмоциональные нарушения детей младшего школьного возраста. Данный анализ позволяет в дальнейшем разработать коррекционные мероприятие для эмоциональных нарушений.

Эмоциональные нарушения имеют множество различных разновидностей типов, видов. На данный момент зафиксировано огромное количество точек зрения, мировоззрения многих ученых, исследователей. У каждого из них свои версии, результаты, аргументы тех или иных типов эмоциональных нарушений детей младшего школьного возраста.
 

Эмоциональные нарушения  детей: основные виды

 
Так, Н.И. Костерина делит эмоциональные нарушения на два вида:
 
  • с усилением эмоциональности;
  • с понижением эмоциональности.
 
К первой группе относятся:
 
  • эйфория,
  • дисфория,
  • депрессия,
  • тревожный синдром,
  • страхи. 

Вторая группа содержит:

  • апатию,
  • эмоциональную тупость,
  • паратимии.

Эйфория - неадекватно повышенное, радостное настроение. Охарактеризовать таких детей можно, как очень импульсивных, нетерпеливых, стремящихся к доминированию. Дисфория - расстройство, характеризующееся тоскливым, недовольным, агрессивным настроением. Хотелось бы отметить, что дисфория, прежде всего разновидность депрессии. Эти дети постоянно злые, угрюмые, резкие.

Депрессия, в свою очередь, состояние, при котором наблюдается заметная пассивность поведения. Это можно охарактеризовать, как очень подавленное настроение. Дети, страдающие депрессией в основном всегда мрачные, печальные. Тревожный синдром - состояние общего беспокойства, нервного напряжения. 
 
Данный синдром сопровождается частой сменой настроения, обидчивостью, чувствительностью. Также дети с этим синдромом напряжены, скованны, часто плачут по разным поводам. Возможен переход к страхам. Страх - это эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания опасности - мнимой или реальной. Данные дети всегда чем - то испуганны, в общении замкнуты, не коммуникабельны.

Апатия - пассивное отношение, поведение к окружающему. Здесь в первую очередь страдают волевые качества детей. Дети равнодушны, неактивны, спокойны. Эмоциональная тупость - отсутствие эмоций на абсолютно все раздражители. Дети не могут проявлять эмоции в принципе. Паратимия, или неадекватность эмоций - состояние, когда наблюдается переживания противоположных эмоций.

Также многие авторы относят к эмоциональным нарушениям детей младшего школьного возраста - синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ). Сопровождается постоянным беспокойством, неусидчивостью, импульсивными поступками, расторможенностью. Агрессия проявляется как высокая тревожность, и как черта характера, и реакция на окружающую действительность. Как мы видим, эмоциональных нарушений достаточно много. Мы, конечно же, обозначили не все, и даже не половину, так как их огромное количество.

В своей работе нам бы хотелось обратиться к таким эмоциональным нарушениям, как агрессия, тревожность, импульсивность. Агрессия - активная форма выражения эмоций гнева, реакция на различные раздражители. В результате данной реакции могут пострадать окружающие люди и предметы. Тревожность - негативное эмоциональное состояние, которое проявляется беспокойством, внутренним напряжением. Импульсивность - форма аффективной возбудимости, в результате которой любая потребность должна выполняться без учета возможностей и ситуаций.    
     
По нашему мнению именно эти эмоциональные нарушения детей младшего школьного возраста, к сожалению, являются актуальными в наше время. Современные дети младшего школьного возраста очень агрессивны, тревожны и импульсивны. Таких детей насчитывается большое количество. Именно поэтому, эти нарушения требуют к себе особого повышенного внимания со стороны родителей, педагогов, психологов. Необходимо рационально и грамотно подходить к выбору средств коррекции тех или иных эмоциональных нарушений детей младшего школьного возраста.
 

Коррекция эмоциональных нарушений 

 
 
В настоящее время существует множество различных средств, способствующих эффективной коррекции эмоциональных нарушений младших школьников. Такие средства очень разнообразны. Мы назовем достаточно распространенные средства коррекции эмоциональных нарушений детей младшего школьного возраста, но проверенные, эффективные и самое главное интересные для данной возрастной категории.

Сегодня в практике клинической психологии и психотерапии популярны такие средства коррекции эмоциональных нарушений младших школьников, как игротерапия, телесно-ориентированная терапия, танцевальная терапия, сказкотерапия, арт-терапия, музыкотерапия, песочная терапия. 
 
Игротерапия - применение игры с целью коррекции выражения «Я» личности ребенка. В нашем случае игры применимы для коррекции эмоциональных нарушений детей младшего школьного возраста. «Погружаясь» в игровую атмосферу, дети младшего школьного возраста забывают о своих страхах, проблемах, неудачах. Они полностью «растворены» в этом интересном и увлекательном процессе. Чувствуют себя свободными и бодрыми, могут быть самими собой полностью.
 
Автоматически идет снятие напряжения, нормализуется общее состояние детей. Характерная черта игротерапии ее двупланность. С одной стороны, помогает отвлечься, с другой требует выполнение определенных действий. Игры наделяют положительными эмоциями, что в свою очередь, помогает коррекции в данной сфере.
 
Телесно-ориентированная терапия, как и танцевальная терапия, связана с влиянием на психику ребенка через его тело. Правильно воздействуя на тело ребенка, можно вполне эффективно скорректировать его эмоциональные нарушения. Телесный контакт довольно мощная положительная сила. В основе этой терапии лежат идеи мышечного панциря, который образуется в качестве барьера защиты ребенка. Если своевременно «не снять» его, он может перейти в черту характера.

Сказкотерапия - коррекция и лечение через прослушивание, чтение, анализ сюжетов сказок. Это средство коррекции помогает не только детям, но и взрослым. Ко всему прочему сказка дает потрясающий эффект уже на начальных этапах работы. К тому же это очень интересный способ коррекции эмоциональных нарушений детей младшего школьного возраста. Существует огромное количество видов и типов сказок, что лишь способствует быстрой коррекции нарушений детей. 

Арт-терапия - лечение искусством. Основа данной методики – убеждение. Ребенок отражает суть своих мыслительных процессов через рисунки. По этим рисункам можно понять многое о ребенке и его характерных особенностях. Посредством рисунков младшие школьники могут далеко отойти от реальности, и создать желаемую «действительность». Или наоборот глубоко «погрузиться» в будни и рассказать о своих проблемах.
 
Музыкотерапия - форма работы с применением музыки любого вида. Данный способ также благоприятно влияет на коррекцию эмоциональных нарушений младших школьников. Он расслабляет детей младшего школьного возраста, что очень важно при нарушениях эмоциональной сферы. Музыкотерапия включает в себя такие основные формы, как пассивная, активная, интегративная. Каждая форма по-своему уникальна и имеет особые преимущества.

Песочная терапия - невербальная форма коррекции, где важно самовыражение ребенка. Младшим школьникам предлагаются игры с песком, через которые легко можно увидеть их психические проблемы. Данная терапия очень популярна в настоящее время, и поэтому имеет спрос. Также именно она является интегрированной терапией, которая может включать и наличие рисунков, и музыки, и игровых элементов и работы с телом. Поэтому мы отдали предпочтение песочной терапии.

Таким образом, мы выяснили, что существует множество различных типов и видов эмоциональных нарушений. Но в нашей работе мы решили рассмотреть такие эмоциональные нарушения, как агрессия, тревожность, импульсивность. Также сегодня есть огромное количество эффективных средств, способствующих правильной коррекции эмоциональных нарушений детей младшего школьного возраста. Это и игротерапия, и телесно – ориентированная терапия, танцевальная терапия, сказкотерапия, арт-терапия, музыкотерапия, песочная терапия и другие. Мы использовали в своей работе песочную терапию.
 
Автор: Червякова Кристина Сергеевна, студент ОмГПУ
 


Автор: Червякова Кристина Сергеевна




Добавить комментарий
| Комментариев к новости "Теоретический анализ психолого-педагогических средств коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников" уже 0:

Читайте также
Добавить комментарий:
Введите код с картинки:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив