Статья «Арт – терапевтические методы и приемы в работе с детьми с ОВЗ»
Данная статья предназначена
для воспитателей, педагогов, работающих с детьми с ОВЗ дошкольного возраста. В
статье раскрыты методы и приемы работы с детьми на занятиях по изодеятельности.
Даны основные цели и задачи при использовании игротерапии и изотерапии с детьми
дошкольного возраста.
К сожалению, в последнее
десятилетие в России увеличилось количество детей с так называемыми особыми
потребностями – дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для ранней
помощи таким детям используются разные арт-терапевтические методы. Основа для
всех методов - это игра для развития таких детей.
Я занимаюсь с детьми в арт –
части: рисуем, лепим, выполняем аппликации, составляем плоскостные и объемные
композиции. Арт – терапия – метод психологической коррекции, позволяющий
раскрыть ребенка как личность с помощью художественных средств. Арт – терапия
помогает детям с ОВЗ забыть о своих страхах, стрессах, раскрепоститься,
получить положительные эмоции, что очень важно для детей с ОВЗ, развивает
мелкую моторику рук, разрабатывает мышцы пальцев, координацию движений рук, а
самое главное помогает почувствовать себя творцом, понять, что сделал сам!
Любое творческое занятие благотворно влияет внутренний мир ребенка. Ведь
развитие происходит в деятельности, а именно это лежит в основе арт
терапевтического воздействия, состоящего из: изотерапии (рисование, лепка,
конструирование), игротерапии, цветотерапии. Задачи игротерапии:
коррекция поведения; снятие
повышенной тревожности. Задачи изо-терапии: раскрытие творческих способностей
ребенка; разностороннее и гармоничное развитие его личности; научить детей
определять свое внутреннее состояние и понимать эмоциональное состояние другого
человека; развитие у детей чувственно-двигательной координации; обучение в
работе в парах, группе; привитие навыка следовать инструкции взрослого; создание
общего фона.
На занятиях ребенок свободно
проявляет свою фантазию. В работе с детьми ребенку предлагается свободный выбор
творческого материала (краски, мелки, цветные карандаши, пластилин, глина, клей
и др.) и вида деятельности. Дети с радостью фантазируют и придумывают, лепят и
рисуют, обследуют и познают свойства незнакомых материалов.
Использование подручного
материала (глина, гуашь, нитки, макароны, камни и песок) развивает мелкую
моторику.
Пальчиковая живопись для
таких детей является доступным средством для выражения себя, почувствовать
краски наощупь и эти прикосновения помогают детям реализовать свой замысел.
Здесь участвуют напрямую все мышцы рук, что позволяет развить мелкую моторику
пальцев, а соответственно и развить речь. Так как «источники дарований детей
лежат на кончиках их пальцев».
Еще одним хорошим средством
для развития пальцев и кисти руки является пластилиновая живопись. Дети без
боязни используют пластилин, играют с ним (сминают, раскатывают, отщипывают), а
затем создают маленькие «шедеврики» на картоне или объемном материале,
например, баночку превращают в необычную вазу. Кроме того здесь также
происходит освоение цвета: сначала основные цвета, затем дополнительные и
смешение цветов в композиции. Рисование пластилином на плоскости детей
увлекает, развивает творческие способности и открывает новые возможности для
творчества.
Актуальность внедрения
инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид
обучения в ДОУ делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической
помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту
жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также
подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.
Автор: Белякова Светлана Александровна,
МКДОУ «Детский сад №9», педагог дополнительного образования, г. Лиски,
Воронежская область
Автор: Белякова Светлана Александровна
Добавить комментарий | Комментариев к новости "Статья «Арт – терапевтические методы и приемы в работе с детьми с ОВЗ»" уже 0: