Образование и общечеловеческие ценности

Данная статья «Образование и общечеловеческие ценности» будет полезной для воспитателей и педагогов разного возраста детей, поскольку затрагивает самую актуальную на сегодня тему – воспитание человеческих ценностей подрастающего поколения.

Цель: напомнить педагогу, что самое главное в образовании ребенка – создание гармоничного внутреннего состояния и раскрытие творческого потенциала ребенка.

Статья «Образование и общечеловеческие ценности»

«Нам кажется, что самая главная на свете работа – это работа над чем-нибудь видимым: строить дом, пахать поле, кормить скот, собирать плоды, а работа над своей душой, над чем-то невидимым - это дело неважное, такое, какое можно делать, а можно не делать. Между тем только одно это дело, работа над душой, над тем, чтобы делаться с каждым днем лучше и добрее, только эта работа настоящая, а все остальные работы, видимые, полезны только тогда, когда делается эта главная работа над душой». (Лев Толстой)

Мы живем в мире парадоксов. С одной стороны, наука и технология продвинулись за пределы самых смелых мечтаний наших отцов и предков. Но самый главный вопрос – это в состоянии ли мы покорить самих себя и продвинуться ближе к обретению мира для себя и всех. Общество во многих странах стоит перед проблемами алкоголизма и наркомании, психических заболеваний, преступности и правонарушений, совершаемых подростками и все это в беспрецедентных размерах.

Сегодня на первое место по угрозе для жизни выходит, как для ребенка, так и для взрослого человека – информационное отравление. Ребенок настолько стал зависимым от компьютера, что не понимает, в каком мире он находится, и какие чувства и интересы им управляют. Мы должны внимательно посмотреть на нашу систему образования, потому, что сегодняшние дети – это взрослые завтра, и то, чему их учат, пока они маленькие, это и формирует их для дальнейшей жизни.

Вспоминается одна притча. «Жил на свете один очень образованный человек, достигший всевозможных ученых степеней. Однажды утром он решил посетить своего друга, который жил в отдаленной деревне, до которой невозможно было добраться, не переправившись через реку. Переправу обслуживал старый паромщик на старой, протекающей лодке. Мужчина устроился поудобнее в лодке и раскрыл номер «Вашингтон Пост». Он был удивлен, прочитав, что Уолт-Стрит упали акции 508 наименований в течение одного дня торгов.

И поэтому он спросил старого лодочника: «Как вы думаете, это падение акций, самое большое со времени общей депрессии 1929 года, просто забавный феномен или оно случилось из-за недостатка экономических обеспечений». Старик не ответил и поэтому он спросил снова. Немного погодя, лодочник сказал: «Сэр, я не знаю, что вы имеете ввиду под Уолт-Стрит. Я знаю, что такое стена, и я знаю, что такое улица, но не знаю, что такое Уолт-Стрит? Образованный джентльмен был шокирован: «Вы живете в ХХ веке и не знаете, что такое Уолт-Стрит? Значит 25% вашей жизни пропало зря».

Через некоторое время, почувствовав, что это довольно резко, он добавил: «Я могу понять, что, не побывав в Америке, вы можете не знать, что такое Уолт-Стрит, но вы должны знать про биржу». «Нет, - ответил лодочник, - я знаю, что такое обычный рынок, но я никогда не слышал про биржу». «Ну! – крикнул разгневанный мужчина, - если вы не знаете про биржу, 50% вашей жизни пропало зря!» Лодка плыла дальше и, путешественник начал снова: « Я понимаю, что вы может быть не знакомы с современным бизнесом, но, по крайней мере, должны же вы читать газету?»

Старик повесил голову, и сказал: «Я из очень бедной семьи, и у моих родителей не было денег, чтобы послать меня в школу, поэтому я не умею читать». Изумленный путешественник воскликнул: «Вы даже не читаете газеты! Ну, тогда 75% вашей жизни прошло впустую!» Лодка все плыла, и мужчины сидели молча. Джентльмен посмотрел на небо, и с удивлением заметил, что становится очень темно, и потому спросил у лодочника, который час. «Я не могу сказать вам, так как не умею определять время по часам», - ответил лодочник.

Это было уже слишком для ученого, и он объявил, что у лодочника 90% жизни пропало зря. Постепенно небо почернело, и вода в реке забурлила. В лодке появилась течь, и она стала наполняться водой. Очень образованный человек взглянул на лодочника, и тот спросил: «Сэр, вы умеете плавать?» «За все годы, что я провел, достигая ученых степеней, мне некогда было учиться плавать!» «Тогда боюсь, что 100% вашей жизни пропало впустую! Вам не помогут ни ваши степени, ни знания Уолт-Стрит, если вы не умеете плавать!»

В этом и заключается апатичность современного образования сегодня. Нас учат языкам и концепциям, но это не помогает нам жить в согласии с самим собой и остальными. Нам необходимо привносить общечеловеческие ценности в каждый момент образования.

На мой взгляд, можно предположить несколько направлений:

  • введение этих ценностей в работу по учебному плану (во время занятий);
  • введение ценностей во внеклассную работу;
  • методика непосредственного обучения.

Во всех этих подходах не предусматривается вносить изменения в уже существующих программах, цель - обогатить и усилить существующие программы, духовным содержанием, духовными ценностямиВсе дети проводят значительную часть своего времени, занимаясь вне школы. Будь это спорт, игры на улице, занятия в кружках, или театр, все это хорошие средства для внедрения ценностей. Очень важным аспектом является пример учителя. Он должен быть наставником и источником вдохновения для учеников, достаточно творческим и интуитивным, чтобы использовать любую ситуацию, как средство, способствующее внедрению ценностей.

Один из примеров, проводимых занятий по рукоделию. Я предлагаю сделать детям цветок любви нашей студии, а также цветок любви своей семьи. В этом виде деятельности участвуют все дети. Каждый ребенок получает листик цветной бумаги или цветной лоскуток, из которого он вырезает лепесток. На лепестке каждый должен написать слово - самое необходимое для счастья человека. Лепесток прикрепляется к центру цветка.

В итоге получается цветок любви, который они дарят на празднике своим родителям и друг другу. Очень помогает стимулировать творческие способности и воображение, развить хороший характер и уверенность в себе сидение в тишине несколько минут каждый день и слушание хорошей классической музыки.

Из многочисленных примеров, постоянные упражнения в этом ведут к спокойствию, улучшению памяти, умению концентрироваться, самоконтролю, уравновешенности и интуиции. Многие из великих ученых, музыкантов, поэтов и художников достигли вдохновения, погруженные в тишину. Я привела в данной статье лишь некоторые аспекты, которые можно использовать в образовании для гармоничного развития ребенка в процессе, как школьных, так и дополнительных занятий.

Автор: Яковлева Анна Викторовна, педагог дополнительного образования ГБОУДОД ДДТ «Измайловский»

  • 06.05.2014
  •   Просмотров: 1 405

«Мастерклассы» © 2011-2016.

Комментариев к новости "Образование и общечеловеческие ценности" Уже: 0