» » » Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Знакомство с картиной Аркадия Алексеевича Пластова «Первый снег»

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Знакомство с картиной Аркадия Алексеевича Пластова «Первый снег»


Предлагаю вам конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Знакомство с картиной Аркадия Алексеевича Пластова «Первый снег».
Данная работа будет полезной воспитателям подготовительных групп, а так же тем, кто занимается вопросом по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства. Данная разработка поможет педагогам в игровой форме создать условия для развития познавательного интереса детей, формировать умение видеть прекрасное в окружающей действительности, понимать чувства других, опираясь на свой опыт и свои эмоции, воспитывать уважение к людям, создающим прекрасное, желание самим творить прекрасное. 
 
Интеграция образовательных областей:  «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы»
Цель:
Создать условия для ознакомления детей с произведением изобразительного искусства. 
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с биографией и творчеством художника Аркадия Алексеевича Пластова;
- побуждать детей к составлению описательного рассказа по картине с использованием мнемотехники;
- совершенствовать диалогическую речь детей, развивать активный словарь детей;
- упражнять детей в умении подбирать синонимы и антонимы, прилагательные, составлять метафоры; 
- вырабатывать у детей навык отвечать полным ответом.
Развивающие:
- развивать интерес детей к творчеству русских художников;
- развивать художественное восприятие пейзажных картин;
- развивать чувство цветавосприятия посредством восприятия произведения изобразительного искусства;
- формировать способность эмоционально воспринимать произведения изобразительного искусства;
- вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ, созданный живописцем;
Воспитательные:
- воспитывать у детей художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение художника;
- воспитывать у детей умение сопереживать окружающим; любить природу русской земли;
Подготовительная работа:
- чтение и пересказ сказок, «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»;
- рисование иллюстраций к сказкам;
- чтение и разучивание стихов о зиме, чтение рассказов о зиме;
Материал:
- Портрет художника А. А. Пластова; 
- репродукция картины А. Пластова «Первый снег»», 
- музыкальный отрывок Л. – В. Бетховена «К Лизе…»;
- мнемотаблица к составлению рассказа по картине, схеме «Забегай –догоняй»
Ход занятия:
I. Организационный момент.
1. Какое у вас сегодня настроение?
2. Д/И «Передай снежинку» Педагог предлагает детям передавать снежинку друг, другу отвечая на вопрос: «Какая снежинка?» (холодная, сверкающая и т.д.)
II. Основной.
1.Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад я слушала, как под моими ногами скрипел снег. Я очень люблю, когда с приходом зимы земля покрывается снегом, как белым ковром.  Ты идёшь по этому, снежному ковру, а он скрипит под ногами. Скрип, скрип. Мне всегда казалось, что снег-это чудо. И кажется, что вместе со снегом приходит к нам чудо-сказка… красивая зимняя сказка… Вот я и решила сделать вам подарок. Познакомить вас с художником Аркадием Алексеевичем Пластовым и его картиной. 
Аркадий Алексеевич Пластов, родился в 1893 году в деревне Прислониха. Его родители были простыми крестьянами, а дед был иконописцем. Иконописец это человек, который пишет иконы, мы их можем увидеть в церкви, у кого то они есть дома. Наверно  от деда Аркадию Пластову перешёл талант художника.
2. Беседа по картине. 
- Сегодня художник Аркадий Алексеевич Пластов поможет нам увидеть маленькое зимнее чудо. (Педагог показывает ту часть картины, на которой изображены дети на крыльце) Возьмите свои «волшебные» бинокли и подзорные трубы и рассмотрите эту часть картины.
- Кого вы видите на картине?
- Кто из детей старше? Почему? Опишите детей (ответы детей с опорой на мнемотаблицу).
- Посмотрите на лица детей, как вы думайте, что чувствуют дети?
- Чему удивились дети?
- Закройте глаза, попробуйте представить себе эту картину полностью и скажите, что вы представляете? Что может быть ещё на этой картине? 
(Педагог раскрывает всю картину, звучит музыкальный отрывок Л. – В. Бетховена «К Лизе…», детям даётся время рассмотреть картину полностью)
- Что делает снег? (подбор метафор детьми: снег падает, как парашютисты, кружиться, как балерина, укрыл землю, как одеяло и т.д.)
- Представьте, что мыс вами открыли вот эту дверь и оказались рядом с детьми на крыльце. Что вы чувствуйте?
- Можно предположить, что делали дети, перед тем как увидели первый снег?
3. Динамическая пауза:
Давайте мы с вами превратимся в снежинки и покружимся, как они, а поможет нам с вами стихотворение Ивана Сурикова (дети кружатся, изображая снежинки, при помощи мимики и пантомимики передают содержание стихотворения): 
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
 
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
 
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...
 
4. - Мне кажется, что ещё кто-то радуется первому снегу. А, вы увидели, кто это? (Это - птицы. Ворона и сорока. Мальчик.)
- Расскажите, что они делают. (Ответы детей.)
- Что мы видим на заднем плане картины?
- Как художник изобразил небо, какое оно?
- Как вы думайте, какое время года изобразил художник? Как вы догадались?
- Случайно ли художник выбрал время года зима? (Зимой, от снега, вся природа кажется необычной, сказочной. Первый снег помогает нам понять состояние души детей. Это радость и волнение, восторг и удивление)
- Какими красками написана картина?
5. Дидактическая игра «Подбери цвет»
Давайте разделимся на две команды и посмотрим, какая команда точнее подберёт цвета, которые использовал Аркадий Алексеевич Пластов для написания этой картины из набора колеров.
- Какими красками написана картина?
- Но какое настроение она создаёт? (ответы)
6. Составление описательного рассказа по картине.
- Сейчас вы:
1. Представьте, себя кем-то, или чем-то на этой картине, войдите в образ героя. 
2. Расскажите нам о себе. В своём рассказе не забудьте рассказать кто вы, какой вы. 
3. Опишите, как воспринимает ваш герой то, что изображено на картине, что чувствуйте,
4. Можете рассказать нам, что вы делали до того как вы увидели первый снег, а может вы нам расскажите что вы будете делать дальше, то есть вы можете поиграть в игру «Догоняй и забегай».
А помогут нам вот эти карточки-символы (воспитатель выставляет карточки мнемотаблицы, соблюдая последовательность рассказа).
Дети представляют свои рассказы.
 
8. Давайте оживим нашу картину. Дидактическая игра «Живая картина» 
III. Итог занятия.
Педагог предлагает детям выбрать картинку с эмоцией в соответствии с их настроением и объяснить, почему у них это состояние.
 
Автор: Лютина Марина Аркадьевна, воспитатель МКДОУ №154 «Лесная полянка» г. Киров

Автор: Лютина Марина Аркадьевна




Добавить комментарий
| Комментариев к новости "Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Знакомство с картиной Аркадия Алексеевича Пластова «Первый снег»" уже 0:

Читайте также
Добавить комментарий:
Введите код с картинки:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив