» » » Программа по экологическому развитию детей дошкольного возраста «Юный эколог»

Программа по экологическому развитию детей дошкольного возраста «Юный эколог»


В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

В последнее время во всем мире все большее внимание уделяется образованию в области окружающей среды. И в нашей стране появился ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования, начиная с дошкольников. [8] Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребенка щадящее, оберегающее и ответственное отношение как к ресурсам и объектам природы, так и к достижениям цивилизации, этой «второй природе», созданной руками и умом человека. Чтобы у ребенка появилось желание беречь другие живые существа, они должны существовать вокруг него в достаточном количестве: пищащие, порхающие, цветущие, вызывающие желание познакомиться с ними поближе, понять, помочь. Это могут быть живые обитатели квартир и живых уголков в детском саду, домашние животные в деревне и на даче. Главное, они должны быть. Бесполезно ждать, чтобы у малыша появился интерес к жизни обитателей планеты, сочувствие к заботам этих существ и готовность прийти к ним на помощь, если ребенок с детства в своем микроокружении был лишен общения с миром природы.

То же самое по отношению ко «второй природе». Трудно воспитать в ребенке бережное отношение к ресурсам, ответственное обращение с тем, что сделано чужим трудом, если в раннем детстве ребенок не видел, как у него на глазах умелые руки создают из простых вещей и предметов сложные, из бесполезных - полезные, как они исправляют поломки, аккуратно и грамотно убирают весь мусор и отходы. Малыш должен это в детстве видеть, слышать, присутствовать при такой деятельности и принимать в ней посильное участие. Трудно будет в более позднем возрасте решать задачу правильного, разумного отношения к объектам дикой и «второй» природы, если в первые 7 лет жизни ребенок не зафиксировал вокруг себя образцов и примеров «экологически грамотного» поведения окружающих. Нельзя упустить возможность.
Вот именно это осознание важности и значимости экологических проблем, приоритетность которых сегодня становится все более очевидной, побудило педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад №299» заняться экологическим воспитанием дошкольников. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает; растениями, животными, их средой обитания, предметами,  изготовленными людьми из материалов природного происхождения. [1] Конечно, правильное обращение ребенка с животным, само по себе не решит всех проблем воспитания. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом. 
Раскрыть перед ребенком красоту природы и научить увидеть ее – дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и познание.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
Для решения задач экологического воспитания коллектив МБДОУ «Детский сад №299» разработал программу по экологическому развитию детей дошкольного возраста «Юный эколог», с учетом программы С.Н.Николаевой «Юный эколог», Н.А.Рыжовой «Наш дом–природа». 
Приоритетной задачей в реализации экологического направления является: сформировать у детей экологическое сознание, в чём видится будущее не только нашего общества, но и мира в целом. Экология в нашем детском саду рассматривается педагогами, как часть системы непрерывного экологического образования и направлена на получение детьми объёмных сведений о взаимосвязях в природе. 

В детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников. В ДОУ находится экологическая лаборатория. Здесь будут проводиться интегрированные занятия с воспитанниками, циклические наблюдения за ростом растений, поведением животных, рыб, труд – ухаживание и кормление комнатных животных и рыб, просмотр видео-фильмов  познавательного характера. 

I БЛОК. РАБОТА С ДЕТЬМИ
В группах созданы уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.
В ДОУ имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. [9] Создавая тропу, мы использовали как можно больше интересных объектов. Имеются красивые клумбы с цветами, сценка из жизни пернатых жителей леса, райский сад, страшный житель – паук, огород, самый интересный обитатель тропы – водяная черепаха, удивительные создания-насекомые, растения и жители пустыни.
В каждой группе существует экологический объект, а именно: «Гнездо с птенцами», «Террариум», «Огород»,«Аквариум», «Фиалкарий и кактусник», «Зеленая аптека», «Аптека на подоконнике». Каждый экологический объект охраняется детьми под руководством воспитателей, а так же объекты связаны между собой следами животных и птиц.
Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Ребята на клумбе ухаживали за цветами: рыхлили, поливали, полили, опрыскивали. На примере сорняков объясняли многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке оставили небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с не вытоптанными, мы наглядно показывали детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и объясняли о правилах поведения на прогулке, на отдыхе.

По экологическому воспитания педагоги ДОУ организуют с детьми: экскурсии, прогулки, опыты, экологические досуги, чтение художественной литературы, НОД. С детьми старших и подготовительных групп проводят викторины, кроссворды, интеллектуальные игры. Значение игры в этом возрасте не уменьшается: воспитатель проводит занятия в форме путешествий, использует игрушки-аналоги при рассматривании картин, включает в разные мероприятия любимые игровые персонажи. Особое значение имеет Доктор Айболит - он производит профилактические осмотры детей, растений, животных, дает рекомендации по сохранению здоровья, по физическому развитию, оценивает заботу детей об обитателях уголка природы. 
Эти способы работы направлены на интеллектуальное развитие детей, так как требуют воспроизведения, актуализации представлений о фактах природы, закономерностях, известных детям.

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.

II БЛОК. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовались как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии, использование интерактивной доски). [2]
В летний период все родители выполнили задание по сбору природного материала (в лесу, поле, на море, даче и т.д.). В дальнейшем из данного материала силами детей под руководством родителей к каждому празднику изготавливаются поделки. По итогам конкурса дети награждаются дипломами и грамотами.
Во многих семьях есть собственные экологические проекты на определенную тему, которые потом защищаются в ДОУ. (Семья Филатовых «Зимующие птицы», семья Кунаковских « Елочка-красавица», семья Шавдиных «В мире целебных растений», семья Моховых «Водное царство живого уголка»,…) [11]

Наш коллектив считает, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
- сформированы начала экологической культуры у детей;
– сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
– дети учатся практическим действиям по охране природы;
– развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
– у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Таким образом, можно сказать о том, что экологические знания, доведенные до самостоятельности, могут выступать средством воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающей действительности.
 
Автор: Ю.В.Плешакова, МБДОУ № 299, старший воспитатель
 
Список литературы
Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002. № 5. С. 80–82.
Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. – М, 2002. – с. 56.
Детский сад - эталон экологической культуры // Вестник экологического образования в России. – 2004. - N 2. - С. 4.
Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.
Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 6. – С. 28-31.
Николаева, С.Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 6. – С. 17-21.
Николаева, С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 5. – С. 14-18.
Никифорова, О.А. Экологическая тропинка в ДОУ // Дошкольная педагогика. – 2013. - № 5. – С. 26-32.
Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 5. - с. 26-34.
Строкова, О.Н. Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2014.- № 10. – С. 25-28.






Добавить комментарий
| Комментариев к новости "Программа по экологическому развитию детей дошкольного возраста «Юный эколог»" уже 0:

Читайте также
Добавить комментарий:
Введите код с картинки:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив