Рецензия на дополнительную образовательную программу "Музыкальные ступеньки"
Материал
адресован педагогам дополнительного образования и руководителям вокальных
детских коллективов УДОД (возраст воспитанников 6-17 лет), методистам и
руководителям МО художественной направленности. Умение написать дополнительную
образовательную программу – одна из составляющих профессиональной
компетентности современного педагога и методиста. Но помимо программы,
необходимо уметь грамотно оформить ряд дополнительных документов – анализ, отзыв, справка об итогах реализации,
рецензию и т.д.
В помощь педагогическим работникам в качества образца
предлагается рецензия на дополнительную образовательную программу, т.к.
составление рецензии довольно часто вызывает затруднения. Данный материал был
разработан в рамках подготовки пакета документации, необходимого для
подтверждения звания "Детский образцовый коллектив".
Авторы программы: Кубрина
Ирина Николаевна, педагог дополнительного образования ДПШ высшей
квалификационной категории.
Научный руководитель: Буева Ирина
Ивановна, кандидат педагогических наук, методист ДПШ.
Учреждение, реализующее
программу: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования детей "Дом пионеров и школьников
города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области".
Общая характеристика программы:
- Направленность, в рамках которой реализуется дополнительная программа "Музыкальные ступеньки": художественно-эстетическая.
- Вид детского объединения, в рамках которого реализуется данная программа: вокальное объединение "Конфетти".
- Возраст детей: 6 – 17 лет.
- Срок реализации программы: 7 лет.
Рецензия на программу "Музыкальные ступеньки"
Структурные компоненты представленной программы взаимосвязаны и дают
ясное представление об учебно-воспитательном процессе в объединении. Программа
соответствует примерным требованиям к программам дополнительного образования
детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и
социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06 -1844).
Рецензируемая программа представляет собой вариант комплексного
разноуровневого планирования образовательной деятельности в детском объединении
художественно-эстетической направленности – вокальном объединении
"Конфетти". Данная программа рассчитана на возрастную категорию детей и подростков в
возрасте от 6 до 17 лет со сроком реализации 7 лет. Программа имеет модульное
построение: ее содержательную основу обучения составляют учебные модули,
разбитые на разделы и темы.
Образовательная программа "Музыкальные
ступеньки" составлена с учетом современных требований. При разработке
программы и в процессе ее реализации учитывается социальный запрос родителей в
предоставлении образовательных услуг и интересы воспитанников. Программа прошла
апробацию в течение 15 лет: она реализуется с 1999 года на базе вокального
объединения «Конфетти» города Кувандыка Оренбургской области.
Авторы грамотно
обосновали гуманистические и обще дидактические принципы реализации программы,
связав их с возрастными и психологическими особенностями детей. При составлении
программы был изучен ряд имеющихся программ аналогичной направленности и выявлены
отличительные особенности данной программы.
Основной концептуальной идеей программы является развитие личности
воспитанника, способной к творческой самореализации посредством интеграции
музыки, психологии, вокального исполнительства, проектной и
коллективно-творческой деятельности. В Пояснительной записке авторы
программы убедительно обосновали актуальность данной программы, аргументировав
остротой проблемы культуры и духовности в обществе ХХI века.
Цель программы сформулирована корректно, она достижима и проверяема.
Задачи декомпозируют цель и дают представление о путях её достижения. Авторским
является введение в образовательный процесс психологических тренингов,
направленных на сплочение коллектива, раскрытие личностных качеств и сохранение
психологического здоровья детей и подростков, а также наличие творческого
модуля, как вариативной части программы.
Новизна программы заключается в ее интегративном
характере, предполагающем синтез нескольких видов деятельности детей,
сопряженных с освоением музыкального искусства и песенного творчества, а также
проектной, рефлексивной и коммуникативной деятельностью. Методологической основой рецензируемой программы являются работы В.
Емельянова и Е. Пекерской по развитию дыхания и голоса. Программа структурирована по годам обучения. Каждый год включает: цель и
задачи, учебно-тематический план, содержание, ожидаемые результаты.
В разделе "Методическое обеспечение" дано подробное описание
методической системы, используемой педагогами при реализации данной программы.
Предлагаемый репертуарный план разработан в соответствии с возрастными
требованиями, имеет художественную ценность. Подробно авторами описываются методы работы, формы и методы обучения
вокалу, диагностический инструментарий по годам обучения.
Несомненную ценность в
содержательном плане представляют прилагаемые методические разработки авторов
по всем направлениям деятельности вокального объединения "Конфетти". О высокой результативности реализуемой программы свидетельствует участие
воспитанников вокального объединения в разнообразных конкурсах (районного,
областного, всероссийского уровня), а также результаты диагностических срезов
ЗУН. Подтверждением успешной реализации программы является также стабильный
детский контингент объединения, активность родителей, принимающих участие в
совместных творческих делах, организованных руководителями.
Подробно прописан мониторинг образовательного процесса, где определены
цель, задачи, функции, формы проведения и фиксирования результата, направления
работы, критерии и показатели оценки, периодичность отслеживания результата. В программе приводятся списки литературы для педагогов, родителей и
воспитанников, адреса электронных ресурсов.
В 2014 году дополнительная образовательная программа "Музыкальные ступеньки" была признана лауреатом областного
и XI Всероссийского конкурса дополнительных общеобразовательных программ в
номинации "Художественная". Программа представляет несомненный
интерес для педагогов в системе дополнительного образования и общего
образования как способа развития творческих способностей воспитанников,
стимулирует их познавательную активность и содействует их профессиональному
самоопределению.
Автор:
Никифорова Юлия Федоровна, методист, Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования детей "Дом
пионеров и школьников города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской
области"
Автор: Никифорова Юлия Федоровна
Добавить комментарий | Комментариев к новости "Рецензия на дополнительную образовательную программу "Музыкальные ступеньки"" уже 0: