Конспект занятия по развитию речи "Лиса с лисятами"
Автор: Табаева Айгуль Раилевна, воспитатель МАДОУ № 54 г. Салавата, высшей квалификационной категории.
Тема: Работа по картине «Лиса с лисятами», старшая группа.
Доминирующая образовательная область: Речевое развитие
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие.
Интегрированные задачи:
Образовательные:
- способствовать формированию умения составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность, учить подбирать определения, упражнять в словообразовании, звуковом анализе слов. Уточнить знания детей о животных.
Развивающие:
- развивать связную речь, обогащать словарный запас. Развивать интонационную выразительность речи, воображение, диалектическое мышление; учить "вхождению” в изображенное на картине и описывать воспринимаемое.Развивать внимание.
Воспитывающие:
- воспитывать чувство сострадания, жалости. Воспитывать бережное отношение к животным.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная.
Материал: Картина лиса с лисятами, картинка грибов лисичек, разрезные картинки, два обруча, фишки для обозначения звуков.
Планируемый результат: имеют навыки составления описательного рассказа по картине, используя прилагательные, активно взаимодействуют с педагогом и со сверстниками во время игры, умеют выполнять звуковой анализ слова, выражают положительные эмоции.
Ход организованной образовательной деятельности:
1.Организационный момент.
Вот звенит звонок веселый.
Всех зовет он на игру.
Ну-ка, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
В круг тихонечко мы встанем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я игру сейчас начну.
2. Мозговой штурм.
- Сколько месяцев в году? Какой месяц идет сейчас, который он по счету?
- Сколько дней в неделе? Какой день недели сегодня? Который он по счету?
- Какое время года? Какие признаки поздней осени можно выделить сегодня? Чем славится осень? (Собирают урожай…..грибы)
- Давайте и мы с вами пойдем по грибы, только наши лукошки и грибы будут не совсем обычные (достаю обручи и разрезные картинки)
3. Игра «Грибы и лукошки»- социоигровое деление на группы
- каждый «срежьте» по одному грибочку и попробуйте догадаться в какое «лукошко» его надо положить. Что можно сделать с этими фигурами?
Каждая команда собирает свою картинку, затем переворачиваю целую картину (1 – лиса, 2 - лисята)
- Чем похожи эти картины? Чем они отличаются? Придумайте название 1-ой картине, 2-ой картине.
4. А если мы соединим две картины, как тогда можно назвать картину? (Лисица с лисятами, Лисья семья)
- Посмотрите внимательно на картину.
- Посмотрите на лису и скажите, какая она? Какой хвост? Уши? Какого цвета мех? ( Рыжая, пушистая, хитрая, ловкая. Длинный хвост, зоркие глаза, чуткие уши, лапки короткие, в черных сапожках)
- У лисы красивый длинный хвост. Как можно назвать одним словом «длинный хвост»? Какая лиса? (Длиннохвостая)
- Какие сказки вы знаете про лису? Как в сказках называют ее?
Лиса – лисичка – лисонька
Кумушка, хищница, плутовка.
Поглядите, почему интересно, я принесла эту картинку? (Грибы лисички)
Слово одно, а называет разные предметы.
5. Расширение и углубление кругозора.
- Не многих животных называют по имени –отчеству. В какой сказке Лису называют по отчеству?
- Верно, Лиса Патрикеевна.
Оказывается, давным давно жил князь по имени Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитростью и изворотливостью.С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову "хитрец”.Так как лиса считалась очень хитрой, то она и получила это прозвище – Патрикеевна.
- А чем интересно питается лиса? (в основном мышами)
Когда лиса ловит мышей, кажется, что она танцует. Встает на задние лапы и ходит мелкими шажками. И представляете, даже есть такой танец фокстрот – лисий шаг.
- А это кто выглядывает из норы? (Лисёнок)
- Сколько их? (Пять лисят)
- Как можно ласково назвать лисёнка, лисят? (Лисёночек, лисятки)
- Что делает лиса? ( Лежит, отдыхает, наблюдает за своими детьми)
- Чем занимаются Лисята? ( Играют, борются, охотятся за мышкой)
- Какие лисята? Похожи ли они на маму?
-А как вы думаете, какое время года изображено на картине?
Физминутка
Волки вышли из-за елки.
На охоту вышли волки.
Волк, волчица и волчонок-
Папа, мама и ребенок. (Дети идут по кругу, выполняя широкие шаги)
Три колючих колобка
Притаились у пенька
Еж, ежиха и ежонок – Папа, мама и ребенок. Присели, округлили спинки. (Передвигаются по кругу «гуськом»)
На прогулку дружно вышли
Три зверька в шубейках рыжих
Лис, лисица и лисенок –
Папа, мама и ребенок. (Идут по кругу крадучись)
6. Давайте, попробуем составить рассказ о лисьей семье. В своем рассказе не забудьте сказать про время года, описать лису и лисят, чем они занимаются. Все слова, которые мы сейчас вспомнили и которыми вы описывали лису и лисят вы можете использовать в своем рассказе.
(В кругу с передачей палочки каждый по одному предложению)
- Хотите послушать мой рассказ.
«Однажды в жаркий летний день вышла из норы лиса. Прислушалась, принюхалась - никого. Тишина. Позвала она лисяток порезвиться, погреться на солнышке. А сама рядом улеглась. Лиса не очень крупный зверь. У нее красивый рыжий мех, пушистый хвост, длинная мордочка, острые ушки. Лисята похожи на лису, но они еще маленькие. Мех у них не такой красивый, а хвостики не такие пушистые. Два лисенка играют, будто борются друг с другом. А вот эти два увидели лесную мышь и охотятся за ней, как взрослые. А пятый лисенок только вылез из норки и не знает, что ему делать. Мама лиса лежит в стороне и зорко наблюдает за детенышами. В случае опасности обязательно их защитит».
7. Работа в группах.
1- ой команде придумать начало рассказа, а 2-ой концовку.
8. О ком мы сегодня говорили? Произнесите это слово. (Ли-са)
- Сколько слогов в слове? Как определили? На какой слог падает ударение?
8. Звуковой анализ слова.
- Какой звук первый?…..
[л,] - согл.,мягк., звонк – зел фишка
[и] – гл – кр. фишка
[с] – согл., тверд., глух – син.фишка
[а] – гл., ударн –
кр.фишка
Уникальность: 49.02%