Первое занятие по вокалу. Путешествие в город пения
Предлагаю
вашему вниманию конспект первого занятия
по вокалу «Путешествие в город пения».
Цель: Введение детей
в мир пения.
Задачи:
- Обучающая: Познакомить с элементами программы «Гармония».
- Развивающая: Способствовать развитию музыкально–певческих навыков и формированию сценической культуры.
- Воспитательная: Создать ситуацию успеха для каждого ребенка на занятии.
Оборудование,
дидактический материал:
- Фортепиано,
- музыкальная аппаратура,
- нотный сборник,
- видеоролик,
- проектор,
- бумажные сердечки,
- карандаши,
- коробка,
- воздушные шарики.
Методическая
литература:
- Е.М.Пекерская "Вокальный букварь",
- Дмитриев Л.Б. "Основы вокальной методики",
- Скороговорки для развития дикции у вокалистов,
- Эффективные распевки.
План музыкального занятия:
1. Организационный момент (знакомство с детьми)
2. Изучение новой темы.
3.
Творческая часть.
4. Подведение итогов занятия.
Конспект занятия по вокалу «Путешествие в город пения»
1. Организационный момент (2 мин.)
Педагог: Здравствуйте, друзья мои!
Ответ детей.
Педагог: Я очень рада вас видеть, но прежде, чем начать наше
занятие давайте с вами познакомимся.
Проводится игра «Откроем сердце другу».
Каждый ребенок получает жетон в форме сердечка, на котором
он пишет имя. Педагог идет с шляпой по кругу. Дети громко называют свое имя и
опускают сердечки в шляпу. После этого педагог второй раз проходит по кругу.
Теперь задача детей — достать из шляпы одно из сердечек, прочитать вслух
написанное на нем имя, вспомнить того, кому оно принадлежит, и отдать хозяину.
Педагог: Спасибо. Я вижу, после проведения игры у вас
хорошее настроение. И я предлагаю вам
отправится в интересное приключение под названием: «Путешествие
в город Пения».
А чтобы ничего не омрачило наше занятие, хочу вам напомнить,
что нужно:
- быть вежливыми и аккуратными на занятии;
- не включать и не трогать никакую аппаратуру самостоятельно.
- в розетку не вставлять ручки, заколки, скрепки и прочие посторонние предметы.
- не пользоваться электроприборами, если замечено повреждение провода.
2. Изучение новой темы (35 мин.)
Педагог: Теперь мы с вами готовы к «Путешествию в город пения». А
хотите узнать, какой будет маршрут (ответы детей)?
Педагог: Тогда я вам предлагаю внимательно посмотреть небольшой
ролик про путешествие.
Педагог: Ребята, вы
посмотрели видеоролик. Согласны ли вы на
такое путешествие (ответы детей).
Педагог: Я думаю, что
везде, где мы с вами побываем, вы постараетесь чему-нибудь научиться. А
как же мы туда доберёмся (ответы детей)?
Педагог:Очень хорошо у вас работает фантазия. Я вам
предлагаю взять по шарику и представить, что летим мы на большом воздушном шаре. Полетели (звучит
музыка, под которую дети отправляются в полёт)!
Педагог: Приземляемся на бульвар «Звуков», оставляем свои воздушные средства на стоянке и
начинаем пешеходную прогулку через бульвар. Мы идем, и поём обо всём хорошем и
видим, что перед нами вырастают старые деревья. Поднимите, пожалуйста, руки
вверх, пальчики раздвиньте. Покачались всем корпусом в разные стороны.
Замечательно. А теперь продолжаем качаться и в это же время открываем широко
рот и на букве «А» кряхтим, хрипим – это упражнение помогает расслабить связки
в горлышке (дети изображают старые деревья на фоне звучащей музыки).
Педагог: А теперь ручки поставьте на пояс, в таком положении
наклоняемся вперёд. Вдох делаем носом, а выдыхаем через рот, имитируем дыхание
ветра (дети имитируют шум ветра на фоне звука ветра).
Педагог: Продолжаем держать руки на поясе, только теперь
поворачиваем корпус влево, а теперь вправо. Губы делаем трубочкой и говорим
букву «У».
Дети имитируют сову, звучит звуки напоминающие птицу.
Педагог: А теперь мы с вами представим, что мы чайки и покричим,
чередуя динамику громче – тише и наоборот (дети кричат как чайки на фоне музыки).
Педагог: И мы как чайки вылетаем из бульвара «Звуков» и перед нами вырастает район «Язычка». Я предлагаю вам удобно сесть
на стульчики, закрыть глаза. Мы готовы к работе на занятии по вокалу. Сделайте
глубокий вдох и выдох (дети повторяют это упражнение 2-3 раза). Откройте глаза,
еще раз глубоко вдохните и выдохните. Начинаем зарядку не
простую, а для губ, щечек и языка, чтобы они слушались и не подводили певца. Вы
внимательно смотрите на меня и повторяете.
Начинаем (фоном звучит музыка):
- поднимаем язычок до носа и опускаем до подбородка (растягивается нижняя часть язычка, и укрепляются мышцы нижней челюсти), каждое упражнение повторяем 10 раз
- сворачиваем язычок в трубочку и делаем вдох через нос, а выдох осуществляем через язычковую трубочку (упражнение на твёрдость формы)
- облизываем верхнюю и нижнюю губы по часовой, а затем против часовой стрелке (упражнение на подвижность язычка)
Педагог: Ребята
у вас всё прекрасно получается. Продолжаем нашу работу и переходим к развитию и
укреплению артикуляционного аппарата. И у меня к вам вопрос. Что это такое и
для чего он нам нужен (ответ детей)?
Педагог: Совершенно
верно вы ответили на мой вопрос. Мы переходим
к следующему ряду упражнений:
- верхнюю губку тянем вниз и возвращаем в исходное положение
- нижнюю губку вытягиваем вперед, а затем прячем под верхнюю губку
- вытягиваем губы вперед и делаем движения вверх-вниз, вправо-влево
- вытянутыми губками делаем круговые движения в разные стороны
- упражнение «Поцелуй»
- растягиваем широко губы в улыбке так, чтобы были видны все зубы.
- упражнение «Рыбка»
- упражнение «Машинка»
Педагог: Мы с вами завершили зарядку на районе «Язычка» и продолжаем нашу прогулку на проспект
«Скороговорок». А как вы думаете, чем же
мы здесь будем заниматься (ответы детей)?
Педагог: Вы очень догадливы, мои маленькие друзья.
Совершенно верно – проговаривать скороговорки. А кто знает, что это такое и для
чего это нужно (ответы детей)?
Педагог: И на этот вопрос вы правильно ответили. Скороговорки
раскрепощают речевой аппарат.
Может кто-то из вас хочет самостоятельно проговорить
скороговорки (ответы детей)?
Педагог: Замечательно. Одну из них мы возьмём в работу. Говорим
в медленном темпе скороговорку «Ехал Грека через реку видит Грека в реке рак,
сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека цап». Сначала говорю я, а вы потом
за мной повторяете (работаем над скороговоркой до тех пор, пока не получиться).
Педагог: Молодцы. А теперь давайте с вами начнём говорить
очень тихо скороговорку, постепенно увеличивая звук, а в завершении
скороговорки будем говорить очень громко. И потом сделаем наоборот.
Педагог: Отлично. Вам понравилось (ответы детей)?
Педагог: А скажите мне какое у вас настроение (ответы
детей).
Педагог: Давайте улыбнёмся друг другу. Сначала я вам, потом
вы друг другу. А потом вы все мне (дети улыбаются друг к другу и потом к
педагогу).
Педагог: Какие же мы с вами молодцы. А перед нами
открывается прекрасная улица «Распевания». Ребята, кто из вас знает, зачем
нужны распевания или как их ещё называют вокальные разминки? А может совсем не
обязательно распеваться на каждом занятии (ответы детей)?
Педагог: Правильно ребята. Распеваться на каждом занятии обязательно,
так как голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного
произношения слова в песне. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной
настройки. Правильно поставленное пение
организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки,
развивает приятный тембр голоса.
Правильная поза влияет на равномерное и более
глубокое дыхание. Пение развивает координацию голоса и слуха, улучшает детскую
речь. Пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу. Поэтому
огромную роль в позитивной ориентации личности во время пения играет манера
звукоизвлечения: звук посылается в пространство, губы растягиваются в улыбке.
Звук, извлекающийся на улыбке, становится светлым, чистым и свободным. В
результате постоянной тренировки улыбки, качества звука переходят и на личность
человека. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и уже поющие люди
с улыбкой смотрят на мир и на других людей. Давай улыбнёмся с вами друг другу и
продолжим наше занятие.
Начинаем с распевок-попевок:
Упражнение
№ 1
На
одной ноте поём «Я иду по лесенке, сочиняю песенки» (восходящее и нисходящее
движение по хроматизму).
Упражнение
№ 2
Поём
по слогам «Я пою» по звукам T53 при нисходящем движении.
Упражнение
№ 3
По
восходящему и нисходящему хроматическому
движению поём песенку «Едет, едет паровоз».
Упражнение
№ 4
Поём
по слогам «Мы идём» по звукам T53 при нисходящем движении.
Упражнение
№ 5
Поем
«Вот иду я вверх, вот иду я вниз» (дети поют все вместе, потом разделяются на
две команды».
Упражнение
№ 6
До-ре-до; до-ре-ми-ре-до; до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до.
Распевка поётся вверх по хроматизму.
Упражнение
№ 7
Поём попевочку
«Горошина» вверх по хроматизму.
Упражнение
№ 8
По
звукам T53 при восходящим движении поём да-дэ-ди-до-ду; бра-брэ-бри-бро-бру; за-зэ-зи-зо-зу.
Педагог: Напомните мне,
с чего начался наш маршрут (ответы детей)?
Педагог: Правильно. И мы с вами не заметили, как оказались
на площади «Песен». И сегодня здесь праздник новой песни, давайте в нём
поучаствуем и выучим новую песню. Чтобы приступить к её разучиванию, я
предлагаю вам её послушать. Дети с педагогом слушают, а потом переходят к
разучиванию песни «Шарики воздушные».
3. Творческая часть (6 мин.)
Педагог: Я предлагаю вам выступить с новой песней на площади
им. Артистов. Кто
из вас желает объявить название песни (ответы детей)?
Педагог: Хорошо. А теперь исполняем песню под фонограмму. Помните, что песня должна быть исполнена
эмоционально, с движениями. Ведь вы выступаете как настоящие артисты перед зрителями!
4. Подведение итогов занятия (2 мин.)
Педагог: Спасибо вам мои маленькие певцы, вы выступили очень
хорошо. Вам
понравилось в городе Пения. А кто напомнит, какой был маршрут (ответы детей)?
Педагог: Я очень вами горжусь ребята. Наше занятие подходит
к концу. Я надеюсь, что сегодня вы узнали много нового, и вам было интересно на
занятии. Если это действительно так, то давайте ещё раз улыбнёмся друг другу. Я думаю, что не
раз еще заглянете на бульвар «Звуков», район «Язычка», проспект «Скороговорок», улицу «Распевания», будете мурлыкать
выученную сегодня песню. А может кто-то из вас станет постоянным жителем города
«Пения». И мы его увидим на концертной площадке парка им. Артистов.
А теперь мы отправляемся домой на своих маленьких воздушных шариках (звучит музыка).
Педагог: Спасибо ребята.
На
этом занятие по вокалу «Путешествие в
город пения» завершается.
Автор: Деркач Анна Владимировна, педагог дополнительного образования в МОБУ ДОД ЦДОдД "Радуга" г. Сочи
Добавить комментарий | Комментариев к новости "Первое занятие по вокалу. Путешествие в город пения" уже 0: