» » » Игра-путешествие «Ключи старого леса»

Игра-путешествие «Ключи старого леса»


«Ключи старого леса» - это увлекательное путешествие по уголку живой природы на Детской эколого-биологической станции с элементами игры по маршрутам «Мир птиц», Подводный мир», «Забавные животные». В ходе путешествия, участники выполняют различные задания, собирают ключи и в конце игры открывают сундук с подарками. Игра-путешествие «Ключи старого леса» разработана для детей дошкольного возраста.

Цель: 

  • Способствовать развитию познавательной активности обучающихся об окружающей среде.
  • Пополнить имеющиеся знания по ознакомлению с живой природой. 

Задачи:

  • Развивать память, речь, мышление, воображение, наблюдательность.  
  • Формировать экологическое сознание и чувства уважения к природе.
  • Развивать умение действовать в группе и ориентироваться в пространстве. 

Актуальная часть: 

Игра-путешествие представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях учреждения, разработана с учетом возрастных особенностей данной группы детей.
 
Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности обучающегося, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. 
 
Игровая деятельность особенно важна в период наиболее активного формирования характера – в детские и юношеские годы. Играя, дети усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умения, у них вырабатывается смелость, воля, сообразительность. 
 
Оборудование: таблички с названием станций;

Дидактический материал:
 
  • конверты  с заданиями (письмами),
  • картонный аквариум большой и малый, картонные рыбки 5 шт.,
  • карточка с небольшим рассказом про лесную птичку,
  • карточки с изображением птиц,
  • пазл «Кит»,
  • карточки с загадками.
  • замок,
  • 3 ключа и сундучок с призами. 
 
Методические рекомендации: 
 
Игра-путешествие может быть использована при проведении воспитательного мероприятия в образовательных учреждениях, где создан уголок живой природы или виде виртуальной экскурсии с использованием мультимедийного оборудования.

Ожидаемые результаты: 

  • расширение и углубление знаний у участников о животном и растительном мире, природных явлениях;
  • формирование  экологического сознания и чувства уважения к природе;
  • закрепление умения работать в команде.
 
 

Игра-путешествие «Ключи старого леса»

 
Педагог: Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада вас приветствовать на Детской эколого-биологической станции. На базе нашей станции создан уголок живой природы, где вы познакомитесь с птицами, насекомыми, пресмыкающимися, земноводными, аквариумными рыбками. Знакомство у нас пройдет в виде  игры-путешествия «Ключи старого леса». Вам предстоит пройти по маршруту  по станциям: «Мир птиц», Подводный мир», «Забавные животные».

На каждой станции вы не только познакомитесь с ее обитателями, но и будете выполнять задания, за которые получите ключики,  чтобы открыть в конце игры сундук с подарками. Всего вам нужно собрать 3 ключа. Только один ключ подходит к сундуку. Все понятно? (дети отвечают).

Но сначала, я хочу вам рассказать, что на нашей станции живет  сказочный старичок-чудачек. Он пришел к нам из леса и теперь ходит по станции и устраивает мальчикам и девочкам различные испытания, оставляет вопросы-задания. Но прежде чем приступить к нашему путешествию по маршруту, нам нужно познакомиться с правилами поведения в уголке живой природы:

  • Громко не разговаривать, так  как животные пугаются и могут повести себя не адекватно.
  • Говорить по очереди, не перебивая друг друга;
  • Без разрешения педагога не открывать клетки с животными.
 
Все усвоили  правила поведения в уголке живой природы. И так, мы начинаем. По маршруту первая станция: «Мир птиц» (кабинет орнитологии).

Педагог: Ребята, подойдите к этому вольеру, как вы думаете, кто это? (дети отвечают). Правильно, это волнистые попугайчики. Это маленькие птички. У них есть крылышки и они  умеют летать. Волнистые попугайчики живут в очень тёплой стране - Австралии, наш климат им не подходит, поэтому мы содержим их в клетках в домашних условиях, чтобы не улетели на улицу и там не погибли. А чем мы можем накормить этих маленьких птичек? (дети отвечают). 

игра-путешествие. Ключи старого леса


игра-путешествие. Ключи старого леса

Педагог: Как все птички, попугаи очень любят зёрнышки. Попугаи очень любят разговаривать друг с другом, но на своём языке. Давайте расскажем попугайчиком стишок. Повторяйте за мной. 

Попугай-попугай
Весело танцует.
Попугай-попугай
Пляшет и балует.
Попугай-попугай
Опрокинул чашку,
Попугай-попугай
Съел из блюдца кашку 

Волнистые попугаи – способные птицы. Они могут копировать не только человеческий голос, но и пение других птиц. Иногда не нужно специально их обучать, если попугай часто слышит пение певчих птиц, он начинает подражать им и делает это порой так искусно, что трудно понять, что же за птица издает трели. Каждый попугай отличается своими талантами, один «говорит», другой насвистывает мелодии. 

игра-путешествие. Ключи старого леса

Педагог: Ребята, посмотрите, а кто находится в этой клетке? (дети отвечают).
 
Педагог: Правильно - это голубь. Голубей приручили довольно давно, и когда не было, ни телефонов, ни почты, голубей использовали в качестве почтальонов на больших расстояниях. Голубь очень верное существо. Самец и самка часто привязаны  друг к другу на всю жизнь. Если самка погибает, то самец немного оправившись от горя,  продолжает самостоятельно выращивать птенцов.

игра-путешествие. Ключи старого леса

Педагог: Ребята обратите внимание вот на эту клетку. В ней живут необычайно привлекательные жизнерадостные птички АМАДИНЫ. Посмотрите, какие у них красные клювики и красивая окраска. Эти маленькие птички никогда не сидят на месте, они все время чем-то заняты. За ними очень интересно наблюдать. 

А в этой клетке живут КАНАРЕЙКИ, они отличаются веселым характером и красивыми голосами. Расцветки птицы могут быть разными - красные, желтые, белые, оранжевые, коричневые, серые, зеленые.

Педагог: А у нас какого цвета Канарейки? (дети отвечают). Правильно у нас желтые. А теперь вам нужно выполнить задание, которое оставил для вас старичок-чудачек. Сейчас я прочитаю вам небольшой рассказ про лесную птичку, а вы должны назвать ее, показать картинку, если справитесь, получите первый ключик.
 
«В глухом лесу я целыми днями плотничаю,  стучу по стволам деревьев, «тук-тук-тук» не музыкальные, зато им радуются деревья. 
 
Лапками цепляюсь, хвостом упираюсь,
носиком постукиваю,
мурашей да козявок из-за коры выпугиваю. (дятел).
(дети выполняют задание).

Педагог: Молодцы ребята, а следующая по маршруту станция:
«Подводный мир»  (кабинет аквариумное рыбоводство). 
Педагог: Ребята у меня есть для вас загадка. 

Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.

(Дети пытаются отгадать загадку).
Педагог: Правильно - это аквариум.
(Дети подходят к аквариуму).

Педагог: У нас в аквариуме живут очень маленькие рыбки: гуппи, неоны черные, меченосцы красные, пицилии красные, цихлозома полосатая.
Ребята, как вы думаете, чем мы можем покормить рыбок?
(Дети отвечают).

Педагог: Существует специальный сухой корм для рыбок, который насыпают в специальную кормушку и рыбки подплывают и кушают его (предоставить возможность детям немного покормить рыбок). Чтобы вода в аквариуме была чистая, её нужно менять, а ещё ставят в аквариум специальный прибор, фильтр, необходим для того, что бы аквариум дольше был чистым, обеспечивает кислород рыбам!
(педагог  показывает фильтр и как он работает).

игра путешествие. Ключи старого леса


игра путешествие. Ключи старого леса

Педагог: Ребята, а вы знаете, что самая крупная  рыба - китовая акула ее  длина 18 м и вес 43 тоны - это как девятиэтажный дом. Самая маленькая рыбка - шиндлерия прематурус самая легкая рыбка в мире. Ее вес всего 2 мг- это как ноготок на вашем мизинчике.
Педагог: Ребята отгадайте загадки: 

1) Очень медленно плывёт
Долго говорят, живёт
Голову втянув от страха
Скрылась в панцирь …(дети отвечают: черепаха).

2) Живёт спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не знает страха,
Гуляет… (дети отвечают: черепаха).

Педагог: Посмотрите, ребята, здесь есть ещё один аквариум, но в нём живёт не рыбка. А кто же, как вы думаете?
(дети отвечают).

Педагог:  Правильно, это черепаха один из самых медлительных представителей животного мира. Черепахи являются эталоном медлительности, не зря говорят – «плетется, как черепаха» (продемонстрировать детям, как черепаха передвигается по полу). У черепахи очень прочный панцирь, который служит для них природной защитой от различных опасностей (продемонстрировать детям, как черепаха способна прятаться в свой панцирь).
 
Педагог: Ребята и в этом аквариуме у нас живет черепаха, но не простая, а морская красноухая черепаха. Посмотрите на её лапы, они похожи на ласты, поэтому она может плавать в воде, а ещё она может в воде дышать. Красноухая черепаха в отличие от сухопутной черепахи очень подвижная и быстрая.
 
Не теряет своей проворности эта представительница и на суше. Здесь она также быстро, как и в воде, способна обходить препятствия на своем пути и скрываться от преследователей (продемонстрировать детям, как быстро красноухая черепаха двигается на суше). Зубов у красноухой черепахи нет, но благодаря недюжинной силе челюстной мускулатуры она может раздавить довольно прочный предмет.
 
При угрозе со стороны других обитателей флоры и фауны особь молниеносно выбрасывает голову вперед и кусает своего обидчика. Как вы думаете, что любят кушать морские черепашки? (дети отвечают). Питаются красноухие черепахи, как сырым мясом так и сушкой.

игра-путешествие. Ключи старого леса

Педагог: Ребята, а вы знаете, что черепахи являются долгожителями, средняя продолжительность их жизни от 100 до 250 лет. А еще морские черепахи дольше всех среди позвоночных могут обходиться без воздуха – более десяти часов. Также примечателен тот факт, что это земноводное может до 18 месяцев ничего не есть.

игра-путешествие. Ключи старого леса


игра-путешествие. Ключи старого леса

При длительном общении и наземные и пресноводные черепахи без затруднений различают людей в лицо, причем зрительно. А еще есть черепахи, которые достигают в размере 3-х метров, поэтому, вы бы спокойно могли бы на них покататься.

Педагог: А в этом аквариуме живут удивительные насекомые ПАЛОЧНИКИ. Ребята, на что похожи эти насекомые? (дети отвечают).
 
Педагог: "Палочник” является одним из лучших скрытых насекомых в природе. Находясь в лесу, не удивляйтесь, увидев, что тонкая часть прутика на ветке внезапно приходит в себя и медленно уходит на шести длинных, веретенообразных ногах. Это не чудо, а насекомое. Мало того, что это насекомое похоже на прут или ветвь, оно еще умеет и цвет менять под фон.

игра-путешествие. Ключи старого леса

К тому же, когда эти насекомые встревожены, они становятся неподвижными так, чтобы было невозможно отличить их от прутов и ветвей. Это насекомое  теряет ногу, если противник схватил  за нее. Потеря ноги не большая проблема, потому что палочник может частично восстановить ее. Нога не будет столь же хороша как первая, но нужно выбирать - или нога или жизнь! 

Педагог: А в этом аквариуме у нас живут гигантские улитки АХАТИНЫ. (попрыскать на улитку водой и добиться, чтобы улитка выползла. Положить детям на ладошки).

Педагог: Очень часто, когда надо куда-нибудь надолго уехать, а взять улитку с собой нет возможности - хозяева кладут своих питомцев в спячку. В спячке улитка может находиться очень долго. Молодые особи около 1 месяца, взрослые 5-6 месяцев. Для того, чтобы ввести улитку в спячку, нужно посадить её в банку с небольшим слоем сухого грунта. Еду и воду не ставить. После приезда пересадить улитку в террариум и сбрызнуть теплой водой.

Улитки иногда могут издавать различные звуки, напоминающие резкий протяжный свист или невнятное бормотание. Улитки могут "петь". Возникают эти звуки из-за воздуха, который под давлением выходит их дыхальца, когда улитка пугается и прячется.

игра-путешествие. Ключи старого леса

Педагог: Ребята, старичок - чудачек  оставил для вас конверт с заданием. Давайте посмотрим, что же он вам приготовил?
 
Письмо: «Ребята прошу вас выловить всех рыбок из маленького аквариума и посадить их в большой.  Но не просто выловить. На каждой рыбке вы найдете задание, вам нужно его выполнить прежде, чем посадить рыбку в большой аквариум.  Если справитесь, получите второй ключик. Желаю Вам удачи!». Старичок-чудачек. 
(на стене импровизированные аквариумы малый и большой. В маленьком 5 рыбок с заданиями).
Ну, что Готовы? (дети отвечают). 

1 рыбка:

Загадка: Море теплое вокруг,
Мы купались в нем, и вдруг,
Всех друзей, как ветром сдуло,
К пляжу подплыла……(акула)

2 рыбка: 
Собери пазл «Кит» (разрезана на 6 частей картинка с изображением кита. Задача,  как можно быстрее  собрать пазл и назвать, кто изображен на картинке),  (дети выполняют задание).
3 рыбка:
Назовите все места, где обитают рыбы. (Море, океан, озеро, река, речей, пруд, аквариум).
4 рыбка:
Покажи части тела рыб (туловище, хвост, спинку, голову, глаза, рот, плавники, чешую, жабры).
5 рыбка:
«Назови ласково». 
Окунь —Окунек
Ерш — Ершик
Сом — Сомик     
Сельдь—Селедочка
Педагог: Молодцы, следующая  по маршруту  станция:
«Забавные животные» (уголок живой природы).

Педагог: 

И в море они не купаются,
И нет у них щетинки,
Но всё, же называются
Они морские …
(дети отвечают свинки).

Морские свинки. Эти зверки не похожи на обычных поросят. Свинки очень любят сено, морковку, капусту, огурцы и яблоки. Давайте угостим эту маленькую свинку.
(Дети кладут в клетку морковку и свежую капусту).

Педагог: Далекими предками морских свинок являются гигантские существа, вырастающие до размеров современного буйвола. Весили морские свинки тогда около 700 килограмм. Свинки очень мало спят. Здоровая морская свинка спит несколько раз в день, а ее сон длиться всего 8-10 минут. Наиболее активна в ночное время суток.
 
В дикой природе свинки живут в норах в небольших группах. Общаются они между собой при помощи различных сигналов. В далеком прошлом морских свинок чаще всего заводили моряки. Дело в том, что эти животные легко обучаются всему и при этом мало едят. Это не могло не нравиться морякам, поэтому они сделали морских свинок своими постоянными спутниками. Тогда свинок начали называть «заморскими» зверьками, а спустя время название переросло в «морских» свинок.

игра-путешествие. Ключи старого леса

Педагог: А посмотрите, что за пушистые комочки живут в этой клетке? (дети подходят и рассматривают, пытаются ответить на вопрос). Что любят кушать хомяки? (дети отвечают).

Педагог: Хомяки очень любят злаки. Они никогда не откажутся от лишнего зернышка на завтрак, обед или ужин. Так же зверьку не помешают и добавка из овощей и фруктов. В природе хомяки едят и жучков-червячков, в домашних условиях - кусочки курочки.

игра-путешествие. Ключи старого леса

Несмотря на свои маленькие размеры, хомячки довольно умны и во многом проявляют смекалку. В неволе они прекрасно приручаются и довольно быстро начинают отзываться на свою кличку и выполняют различные трюки. Хомяки — ночные млекопитающие. Они спят днем, а ночью проявляют активность.
Педагог: Ребята, а посмотрите, кто это с длинным хвостом? (дети отвечают). 
 
Это крысы. Крысы всеядны. Они едят абсолютно все: семена, плоды, зерно, орехи, цветы, листья, насекомые, птицы, рыбы, яйца и грибы. Известны случаи, когда несколько крыс кооперировались и помогали друг другу для того, чтобы украсть из гнезда куриное яйцо. Их зубы растут непрерывно и крыса должна постоянно что-то грызть, чтобы стачивать их.

игра-путешествие. Ключи старого леса

У крыс очень хорошая память. Пройдя однажды по определенному пути они уже никогда его не забудут. Эти животные очень ласковые. Они любят находиться в компании себе подобных или человека, любят играть и спать свернувшись калачиком вместе.

Педагог: Ребята, обратите внимание на эту клетку, как вы думаете, кто здесь живет? (дети предполагают).
Педагог: Это хорек. Хорьки склонны много спать днем, приблизительно 14-18 часов. Они обычно спят с периодами от двух до шести часов. «Мертвый сон» — так называют хозяева хорьков их сон, при котором кажется, что они в коме или даже мертвы!  Если хорька слегка толкнуть или потрясти, он не проснется. Когда хозяин впервые увидит «мертвый сон» своего любимого питомца, он может забеспокоиться.
 
Хорьки питаются мясом и рыбой. Чтобы отпугнуть крупного хищника, хорек начинает шипеть на него, как змея. Таким же образом он легко втирается в доверие к самой змее, чтобы потом ее просто съесть. Известно, что яд гадюки на хорька не действует совсем. Хорьки прекрасно ловят крыс и мышей и те их очень боятся. Хорьки жуткие любители мусорных ведер и пакетов, ведь хорька неприятный запах испортивших продуктов привлекает так же, как нас с вами запах аппетитной и вкусной еды.

игра-путешествие. Ключи старого леса

Педагог: Ну, что ребята, мы со всеми познакомились, теперь давайте посмотрим, какое же задание нам оставил старичок - чудачек. 
Письмо: «Ребята прошу вас разгадать загадки про домашних животных, которые я вам подготовил. Отгадку вы должны изобразить. Если разгадаете получите свой третий ключик. Желаю Вам удачи!». Старичок – чудачек).  Ну, что Готовы? (дети отвечают)   
 
В норке, в маленьком домишке,
Прячутся от кошки (мышки)

В поле рожь качается,
Колосья наливаются.
Тут как тут один зверёк —
Срезал спелый колосок.
Он зерна намолотил,
За щекой домой носил.
Посмотри, идёт толстяк,
Назови его (хомяк)

Ходит рыжий, пьёт из лужи,
Не боится лютой стужи.
Хвост лохматый, чёрный нос.
Кто же это?
Рыжий (пес).
 
Весь в иголках,
Хоть не елка! (Ежик)
 
Даже по железной крыше, 
Ходит тихо, тише мыши. 
На охоту ночью выйдет, 
И как днём всё видит. 
Часто спит, а после сна, 
Умывается она (кошка).
 
Любит сено и морковку,
И водицу пьёт помногу,
Он чистюля, знаем точно,
И зовут его все (кролик).
 
Педагог: Молодцы ребята! Вы сегодня справились со всеми заданиями и получили три ключика, а теперь вы сможете открыть сундук с подарками. Но для начала, вы его должны найти. Готовы? (дети отвечают). Вам нужно пройти 10 шагов вперед, 5 шагов влево, присесть на корточки и повернуть голову вправо (дети выполняют и видят сундук, открывают его и достают приз).

Педагог: Вы сегодня выполнили все задания, которые подготовил для вас старичок-чудачек. Сложные были задания? (дети отвечают). 
Познакомились с различными домашними питомцами. Кто захотел себе завести одного из них? Кого? (беседа с детьми). 
 
Ребята, старичок-чудачек приготовил для вас домашнее задание. Когда придете домой, возьмите карандаши и нарисуйте животное, которое вам больше всего понравилось. Потом вы принесете рисунки в садик, и ваша воспитательница оформит выставку ваших работ. Смотря на них, вы будете вспоминать нашу игру-путешествие на эколого-биологической станции и придете к нам еще. Придете? (дети отвечают). До свиданья!
 
Автор: Силина Ирина Владимировна, педагог-организатор, Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение Дополнительного Образования Детей "Детская эколого-биологическая станция, Мурманская область, город Кандалакша "МАОУДОД "ДЭБС"    


Автор: Силина Ирина Владимировна




Добавить комментарий
| Комментариев к новости "Игра-путешествие «Ключи старого леса»" уже 0:

Читайте также
Добавить комментарий:
Введите код с картинки:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив