Дидактическая игра «Путешествие по зимнему лесу»
Данный материал - дидактическая игра «Путешествие по зимнему лесу» разработан для воспитателей ДОУ. Эта дидактическая игра "Путешествие по зимнему лесу" поможет старшим дошкольникам познакомиться с произведениями искусства одного из самых замечательных художников. А для воспитателя она станет одной из форм работы по картинам.
Цель: развитие эмоций у детей дошкольного возраста с использованием средств изобразительного искусства.
Задачи:
- Знакомство детей с творчеством художника И.Шишкина и с его пейзажем «Зима».
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- Выплеск агрессии;
Оборудование:
- Репродукция картины И.Шишкина «Зима»;
- Дидактический персонаж Аленка;
- Музыкальное сопровождение «как скрипит снег под ногами», «голоса птиц» и д.р.
Дидактическая игра «Путешествие по зимнему лесу»
Дети сидят свободно на стульчиках.
Воспитатель: Я сейчас загадаю вам загадку, а вы, отгадав ее, поймете, в какое время года мы отправимся в путешествие.
Загадка про зиму.(...)
Повесить репродукцию И.Шишкина «Зима» и как бы всматриваясь в картину, воспитатель читает как бы для себя стихотворение Саши Черного.
Тишина.
Шепнула белая поляна.
Тишина.
Вздохнула, вея снегом ель.
За стволами зыбь молочного тумана,
Окаймила пухлую постель.
Я приглашаю всех отправиться в путешествие по зимнему лесу, все готовы? (Нет, там сугробы - надо валенки надеть, холодно в лесу, не пройдешь). Хорошо тогда утепляйтесь и в путь (имитация одевания).
Теперь мы можем путешествовать? (Да!) Тогда в путь! Идем друг за другом, чтобы не потеряться.
Появляется персонаж Аленка: Стойте, я тоже с вами хочу. Возьмите меня с собой, я ни разу не была в зимнем лесу. Пожалуйста!
Ну что, ребят, возьмем с собой Аленку? (Да) Но только не капризничай, ведь путь не легкий.
Аленка: Да, да, да.
(включить музыкальное сопровождение, где будет слышен скрип снега под ногами, хруст веток под снегом)
Воспитатель задает следующие вопросы: Посмотрите что же впереди нас? Справа от нас? Слева от нас? (заснеженные деревья, кусты, поваленные деревья, лес, перечисляют все, что видят на картине.)
Воспитатель: Какая красота зимнего заснеженного леса, укутанного толстым слоем пушистого снега (восхищение).
Аленка: Ох, тяжело идти…(показать движение). Сугробы глубокие…(плачет). Ребята, а на чем можно поехать? (на лыжах). Итак, надеваем лыжи (имитация), берем палки! И покатились! Не отстаем! Ух! (в горку). Вжик! (с горки). Пока дети изображают движения, воспитатель читает:
Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
Аленка: Ой, мне что-то в глаз попало! Холодное!
Дети смеются: Это же снег!
Воспитатель: Ребята, а какой здесь снег?
Дети: Белый, красивый. Шапками лежит на деревьях. Легкий, воздушный, переливается, необыкновенный, коричневый…
Воспитатель: Да, он необыкновенный: коричнево-белый, кремовый - это от коричневых стволов деревьев. А там, где глубокие тени, он еще и голубоватый. Смотрите в глубине, в просвете между деревьями, луч света осветил запушенные ели, окрасив снег в слегка желтоватые тона (показывает).
Ну, что же давайте возьмем лопаты и посмотрим, сколько его нападало (дети имитируют движения).
Аленка: Как же много снега нападало!
Воспитатель: Ну что не замерзли?
Дети: Да. Холодно, морозно,
Воспитатель: и кажется, что все в этом лесу заснуло, застыло, замерзло. И только теплые коричневые тона стволов елей говорят о том, что лес заснул, но он живой.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказкой сна
С.Есенин
Что ж давайте отогреваться:
Мы погреемся немного 1,2,3,
Мы захлопаем в ладошки 1,2,3,
Ножками потопаем,
Глазками похлопаем,
Повиляем хвостиком,
И немножко порычим.
Все нагрелись? Идем дальше. Осталось, сосем немного (включить музыку голоса разных птиц).
Аленка: А чей это голос? Дети перечисляют, кого они услышали.
Воспитатель: Молодцы. Скажите, кто может жить в этом лесу?
Дети: волки, кабаны, белочки.
Воспитатель: а видите ли вы сейчас живое существо? (Дети: нет).
Воспитатель: Какие же деревья нам встретились? (Сосны, ели…и у всех разные стволы, у одних тоненькие, у других толстые…). Да, ребята, это старый, непроходимый лес, еще говорят - «еловый бор». Огромные, с мощными толстыми стволами, ветви начинаются высоко на верху (показать жестом). Это лесные богатыри. Посмотрите чуть дальше, что видим? Частый лес, чащобу – не проберешься сквозь нее.
Дети: ой, деревья нападали (крики).
Воспитатель: все, ребята, дальше идти нельзя, на дорогу повалились деревья, не пройти. А как вы думаете почему?
Дети: сильный ветер, или старое дерево, от тяжести снега.
Воспитатель: Посмотрите огромные стволы упавших старых деревьев. Кое – где стволы елей уже наклонились, но еще не упали. А есть ли тут маленькие елочки и кустики? Да, они виднеются из-под снежных шубок.
Шли мы, шли, и домой пришли. Снимайте лыжи, ставьте их в уголок. Раздевайтесь (дети имитируют движения). Устали?
Аленка: Да, сил уж больше нет.
Воспитатель: Садитесь на стульчики и отдохните.
Ребята, сегодня мы с вами побывали в зимнем лесу, а написал эту картину выдающийся художник И.Шишкин. Какое название вы бы придумали (ответы детей). А художник назвал «Зима». Шишкин любил писать картины настоящей природы: поваленное дерево, большие сугробы, деревья…, любил загадывать загадки.
Посмотрите еще раз на картину. Видите ли вы кого-нибудь в этом сонном лесу? Вот какую загадку нам загадал художник. Нашли?
Дети: это птица на ветке!
Воспитатель: Да, и, кажется, что она тоже заснула. Скажите, какие тайны нам загадала зима, а И.Шишкин подметил? Какие цвета использовал? (цвет снега зависит от цвета окружающих его предметов). Какое настроение вызвала картина? Шумная или тихая, неспокойная или громкая, звонкая или нет? (картина тихая, спокойная, негромкая).
Включить отрывок из пьесы А.Вивальди «Зима».
Аленка: До свидания, ребята мне пора.
До свидания, Аленка!
Таким образом, можно проводить занятие по нескольким картинам как одного художника, так и разных; как одного время года, так и нескольких.
Надеюсь, что эта дидактическая игра «Путешествие по зимнему лесу» вам пригодится.
Автор: Шмелева Юлия Юрьевна, воспитатель 1-ой категории МБДОУ № 75 г. Владимир