Конспект логопедического занятия для младших школьников с ОВЗ в 3 специальном (коррекционном) классе
Данный конспект логопедического занятия будет полезным учителям-логопедам, учителям начального обучения, дефектологам и студентам. Данное занятие направлено на развитие артикуляции, формирование фонематического восприятия и слуха, коррекцию письма и чтения. В занятии представлены направления коррекционной работы в виде систематизации и уточнения имеющихся учебных знаний, умений и навыков.
Форма занятия: групповое.
Возраст учащихся: 3 специальный (коррекционный) класс для детей с ОВЗ.
Тема: Дифференциация звуков Ц - Т в словах.
Предварительная работа:
· Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков Ц и Т.
· Развитие речеслуховой памяти.
· Развитие произносительной дифференциации звуков Ц и Т в слогах.
Оборудование: предметные картинки, «светофорчики», карточки-домики, доска, мел, тетради, ручки, карточки с буквами, изображения: Царства, улиц, площадей, бульвара и проспекта.
Программное содержание
Цель занятия: совершенствовать умение дифференцировать звуки Ц и Т в словах.
Задачи:
1.Уточнить сравнительную характеристику звуков [ц] и [т].
2.Упражнять детей в подборе слов на заданные звуки.
3.Развивать фонематический слух, внимание, память и мелкую моторику.
4.Развивать фонематический анализ и синтез слов со звуками [ц] и [т].
5.Воспитывать умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.
План занятия:
1.Организационный момент.
2.Установка на занятие.
3.Повторение изученного:
а) Игра «Эхо»
б) Характеристика звуков [ц] и [т]
4.Работа по теме:
Тренировочные упражнения:
а) Игра «Светофорчик»
б) Улица «Затерянных звуков»
5.Пальчиковая гимнастика.
6.Закрепление нового материала:
Упражнения:
а) Бульвар «Смекалистых»
б) Проспект «Угадай-ка»
в) Улица «Собирай-ка»
7. Подведение итогов.
Ход занятия
1. Организационный момент.- Сегодня у нас гости! Давайте с ними поздороваемся.
- Ребята, чтобы узнать, где мы сегодня окажемся, необходимо определить какой звук стоит первым в названии данного предмета.
Например, какой первый звук услышишь в слове слон? Назовите еще слова со звуком [с]. Аналогично со звуком [в].
Цапля важная, носатая, целый день стоит, как статуя.
Аист с нами прожил лето, а зимой гостил он где-то.
Рыбки в крапинку, в горошек, с плавниками, но без ножек.
Спит спокойно старый слон – стоя спать умеет он.
Таракан живет за печкой, то-то теплое местечко.
Воробей просил ворону вызвать волка к телефону.
Ослик был сегодня зол: он узнал, что он осел.
- Так какое же это слово, ребята? Давайте вместе его прочтем с ударением.
- Это Царство!
- Как по вашему, а что такое Царство? (ответы детей). Вспомните царства из сказок (подводное, царство царя Берендея и т.д.)
- Мы сегодня попадем в волшебное Царство.
2. Установка на занятие.
- А сейчас, приглашаем вас посетить Царство. Чтобы пройти в ворота Царства, надо произнести волшебные слова (дети повторяют за логопедом):
Ох, как хочется трудиться!
Делать все охота.
Чтоб трудом своим гордиться,
Пусть кипит работа!
Я и бодр, и силен,
Всю работу сделаю.
Свою волю покажу,
Слово для себя сдержу!
3. Повторение изученного.
- Ворота открыты. Добро пожаловать! Проходите на свои места.
- Сегодня мы продолжим слушать, правильно произносить и различать звуки.
- Знаете ребята, у каждого царства есть название и у нашего тоже оно есть, в нем живут звуки, а какие вы должны догадаться!
а) Игра «Эхо»
- Повторите слоги скажите, какие два согласных звука в них повторяются. А кто правильно повторит, тот садиться.
Та-ца-та, цо-то-цо, цу-цу-ту, ты-ты-цы, аца-ата-аца, ото-оцо-ото, уцу-уцу-уту, ыцы-ыты-ыты.
- Какие согласные звуки повторялись. Правильно, это звуки [ц] - [т].
- Итак, это «Царство звуков [ц] - [т]».
б) Характеристика звуков [ц] - [т]
- Дайте пожалуйста характеристику звуков.
Звук [ц] – согласный, глухой, всегда твердый.
Звук [т] – согласный, глухой, твердый.
4. Работа по теме.
а) - Знаете ребята, у нас на пути новое препятствие. К Царству можно подойти пройдя через дорогу. А чтобы перейти дорогу, нужен светофор. Светофор у нас волшебный. Он будет синего цвета.
- Как вы думаете, почему? (потому, что твердые согласные обозначаются синим цветом).
- А так как звук [ц] тоже глухой, чтобы его отличить от звука [т] на светофоре будет – кружок?
- Какому звуку соответствует светофорчик без кружка? (звуку [т]) А какому – с кружком? (звуку [ц])
Игра «Светофорчик»
Логопед называет слова со звуками [ц] - [т], а дети поднимают соответствующий «светофорчик».
Слова: цапля, моток, толкушка, солнце, курица, палец, туфли, кот, топор, цыпленок, молоток, колодец, мыльница, комната.
- Хорошо работали ребята! Не допустили не одной ошибки.
б) - И вот мы попали в царство звуков [ц] - [т]. Здесь необыкновенные улицы, площади, проспекты и бульвары.
- Первая улица, на которую мы попали это:
Улица «Затерянных звуков»
- Частенько так случается, что звуки из слов теряются. А звуки на письме мы обозначаем буквами, в нашем случае это буквы Ц – Т.
Логопед раздает детям карточки с заданием.
- Надо вставить в слова буквы Ц – Т. Приготовили ручки.
Слова:си…е…, пугови…а, …ве…ок, пя…ни…ца, …ыква, …арапина, лукови…а, огуре…, ледене…, …ве…ник, …арелка, коль…о, грани…а, …ан…ор, кана…, мо…о…икл.
- Будем читать слова по цепочке, по одному слову и назовите какую букву вы вставили.
5.Пальчиковая гимнастика.
- Мы заходим на:
Площадь «Веселинка»
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.
6.Закрепление нового материала.
а) - Дальше мы попадаем на
Бульвар «Смекалистых»
- Здесь нужно открыть тетради, записать число.
- Распределите и напишите слова в три столбика (слова написаны на доске). В первый столбик нужно записать слова, в которых встречается буква Ц. Во второй столбик – слова с буквой Т. А в третий – слова с буквами Ц-Т.
- Будьте внимательны.
- Давайте проверим правильно ли вы записали слова (читают дети).
б) – А сейчас мы находимся на
Проспекте «Угадай-ка»
- Сейчас я буду читать загадки, а вы должны будете их отгадать (отгадки содержать буквы Ц – Т).
Загадки:
Желтые комочки, легкие, как вата! Бегают за квочкой. Кто это? … (цыплята)
По узкой дорожке – голова да рожки. Кто так медленно ползет, на себе свой дом везет? (улитка)
Овощ с острым жгучим вкусом. (перец)
Зимой беленький, а летом серенький. Никого не обижает, а всех сам боится. (заяц)
С ветки в речку упадет и не тонет, а плывет. (лист)
Нет грибов дружней, чем эти, - знают взрослые и дети – на пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (опята)
Без окон, без дверей полна горница людей. (огурец)
Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи, меня ищи. (капуста).
в) И вот мы пришли на:
Улицу «Собирай-ка»
- Сейчас у вас появятся конверты, и вы станете волшебниками, если отгадаете секретное слово, которые они содержат.
У каждого ребенка в конвертах разрезные буквы, из которых они должны составить слова, содержащие буквы Ц-Т.
Дети читают слова, которые у них получились и записывают их в тетрадь.
Слова: синица, яйцо, цифра, танец, тополь, талон, спица, цена, цветок, сцена, платок, ножницы.
7. Подведение итогов.
- Давайте вспомним слова со звуками [ц] - [т]. Кто запомнил три слова, а кто больше, кто запомнил пять слов? (ответы детей)
- Сегодня на занятии вы были внимательными и без ошибок различали звуки [ц]-[т].
- Что вам больше всего понравилось?
- Молодцы! Вы хорошо поработали!
Автор: Монахова Ольга Сергеевна, учитель-логопед КОУ ОО «Орловской общеобразовательной школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Орла
Добавить комментарий | Комментариев к новости "Конспект логопедического занятия для младших школьников с ОВЗ в 3 специальном (коррекционном) классе" уже 0: