Приобщение к духовно-нравственным ценностям искусства как основе формирования личностно-ценностных ориентиров школьников с ограниченными возможностями здоровья

Статья о  возможностях искусства как основы формирования личностно-ценностных ориентиров школьников с ограниченными возможностями здоровья. В статье представлен опыт работы на примере урока в пятом классе компенсирующего обучения. Данный материал будет полезен учителям и классным руководителям.

 Приобщение детей к духовно-нравственным ценностям

Я часто спрашиваю себя: зачем я иду к детям? Чтобы помочь им войти в удивительный мир искусства, открыть самих себя, чтобы отблеск красоты проник в каждую душу и сделал их добрее, отзывчивее, человечнее. Для меня урок – это общение, а не просто работа, искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании. Смысл урока вижу в неотложной потребности что – то улучшить в сегодняшней жизни ребят, помочь им, посредством общения с искусством сформировать систему ценностных ориентиров и, в зеркале спасенной души, увидеть свой труд.

Было бы очень хорошо, если бы все  наши школьники воспитывались в семьях, где разговоры взрослых оказывают только благотворное влияние, где общая атмосфера способствует обогащению и облагораживанию личности. Но каждый, кто имеет дело с детьми, знает, как бедны духовно многие из их родителей, как часто дети лишены благоприятных предпосылок для развития.

Сегодня, в школах увеличивается число детей, обучение которых в общем потоке оказывается слишком трудным и для них самих, и для учителей.  Это дети с ограниченными возможностями здоровья. В связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей, их представления о том, что хорошо и что плохо, носят поверхностный характер, а потому они особенно нуждаются в нашей заботе и понимании.

Преодолеть «социальный вывих» и дать возможность «особому» ребенку понять себя и свое место в мире, приобщиться к высшим духовным ценностям,  способны, в первую очередь, русская поэзия и  литература, русская живопись, русские герои, русские святые, русская вера, русская музыка, одним словом -  русская культура,  которая не только разовьет разум, но и облагородит  душу.

Конечно, само по себе, искусство не может прямо «перенести» нравственность в детскую душу, оно способно лишь непосредственно разбудить дремлющие в ней нравственные силы, чтобы ребенок мог тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы. Знания о нравственности станут действенными только тогда, когда учитель  создаст атмосферу для прочувствованного восприятия, при которой в душе каждого ребенка расцветут те самые цветы, что цвели в душе художника и скульптора, запылает и засветит тот самый огонь, что горел и светил  автору и музыканту.

Искусство духовно-нравственного воспитания  детей  с ограниченными возможностями здоровья  начинается не столько  с применения учителем особых технологий   методов и приемов, сколько с поразительно простого, бесхитростного - принять и полюбить их такими,  какие они есть.  Да, им совсем непросто осуществлять учебную деятельность: они  очень быстро устают,  их внимание истощаемо, речь бедна и аграмматична.

Отсутствие  развитой самооценка, устойчивости и критичности обусловливает у них проявление склонности к преувеличению своих возможностей, они  не могут правильно уловить смысл оценки окружающих, поэтому часто не  способны  регулировать свое поведение...Но при этом, эти дети  поражают  своей  открытостью, чистотой и  непосредственностью.  Таинственная, бездонная, искренняя, непродажная - вот  каким  я вижу «портрет» души каждого из них. Они же  смотрят на меня широко открытыми глазами и верят, что мир прекрасен.

Многие из школьников с ограниченными возможностями здоровья при условии систематической коррекционной поддержки, интеллектуальной стимуляции, общеукрепляющего оздоровления имеют благоприятный прогноз развития.  Искусство  способно оказывать самое благотворное влияние на формирование их личностно – ценностных ориентиров, но лишь при условии, что это живой, интересный процесс, который захватывает разум и чувства ребенка. Считаю, что использование потенциала национальной  музыкальной, художественной культуры не только поможет обогатить детские души,  открыть невидимые взаимосвязи в окружающей действительности, но и обеспечить  социализацию детей, помочь им в выборе жизненного пути, что особенно важно для данной категории детей.

Человек должен с детства воспитываться на классических произведениях живописи, литературы, музыки. Изучение их – «гимнастика души». Чтобы  духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, проросли в житейские и стали личными для каждого «особого»  ребенка,  большое значение уделяю  подбору сюжетов, в которых находят отражение как реалии сегодняшнего дня, так и опыт предшествующих поколений, а также, рассказу о героях,  которые могут стать образцом поведения для ребят. Стремлюсь к тому, чтобы каждое  музыкальное произведение оставляло хороший добрый след в  их душах. На лучших примерах мировой и  национальной  вокальной и инструментальной музыки, стараюсь воспитывать у моих учеников «иммунитет против пошлости».

С неподдельным интересом и восторгом отправляемся мы с  ребятами 5 класса компенсирующего обучения в увлекательное  путешествие в «жизнь замечательных людей», чтобы открыть для себя подлинные ценности, которые пробудят в нас лучшее, что есть в человеке - стремление к красоте, любви и созиданию: «….У нашего народа есть заветные имена, которые никогда не забываются, напротив,  чем дальше, тем ярче и светлее в памяти потомства становится нравственный облик народных героев.

Они становятся ангелами-хранителями своего народа, предстателями за него пред Богом, к ним в тяжелые годины обращается народ с молитвою о помощи, их небесной защите приписывает счастливые события и случаи избавления от разных бедствий. Почти восемь веков в памяти русского народа живет одно из самых славных в истории нашей страны имя Александра Невского. И не только славных, но, что, пожалуй, еще значительнее,  одно из самых светлых и любимых русским народом.

Героев наша история дала немало, но почти никого из них не вспоминают потомки с таким теплым чувством, как Александра Невского. Он много потрудился для Русской земли и как воин и как дипломант. Вклад его в строительство Российского государства бесценен… Разве не было бы замечательно, повернув время вспять, узнать о великих делах, христианском благочестии и чистоте этого человека, как, «не щадя живота своего», защищал он землю родную от врагов. Сегодня нет ничего невозможного!  Нам предстоит удивительное путешествие в мир истории и культуры русского народа. Давайте скорее занимать места в нашей машине времени. В путь!..»

В особой,  доверительной атмосфере  с восхищением рассматриваем триптих Павла Корина, где великий князь Александр  олицетворяет собой  непокорный, гордый дух русского народа. С трепетным волнением  вслушиваемся  в проникновенную мелодию «Мертвое поле» из кантаты С. С. Прокофьева «Вставайте, люди русские!». В фильме Сергея Михайловича Эйзенштейна  «Александр Невский» мужественно  сражаемся вместе с  нашими воинами на Чудском озере. С гордостью, старательно декламируем текст,  представляя себя в роли главного героя фильма -  Александра Невского. Делимся  друг с другом своими мыслями  о патриотах и патриотизме…

Искусство общения - в гибком сочетании учебного и жизненного. На лучших примерах  национального искусства показываю детям, что доблесть и трудолюбие, мудрость и чуткость, терпимость и надежность – качества, которые присущи не только выдающимся и  известным людям, но и людям из самого близкого  окружения -  учителю, пожилому человеку, бывшему воину, добросовестному труженику.

Выполнение домашних заданий предусматривает сотрудничество детей и их родителей, что позволяет средствами предмета «Музыка» начать социокультурное присоединение семьи к школе. Заданий – минимум. Задаю только один вопрос – творческий. Вот как звучат некоторые темы домашних заданий: «Обсудите в своей семье, как развить в себе такие достоинства, как трудолюбие, терпимость, усидчивость, надежность, чуткость, верность», «Подумайте,  если бы в вашем телефоне нашлось место только для одной мелодии, какую бы вы оставили? А завтра? А через много лет?»

О личинах и личностях, долгах и долге, службе и служении, ценах и ценностях, как строить жизнь или устраиваться в ней – о многом другом подумают они, выполняя свое творческое задание.

Каждый ребёнок вправе выбирать краски и кисти в созидании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся.  Надеюсь, что мои уроки приобщения к духовно-нравственным ценностям искусства как основе формирования личностно - ценностных ориентиров, помогут направить не только ребят с ограниченными возможностями здоровья, но и всех  моих учеников к краскам и кистям – Доброго, Вечного, Прекрасного. А какие оттенки ими будут выбраны – решать только им…

Автор: Якунина Светлана Геннадьевна, учитель музыки, заместитель директора по ВР, педагог – психолог МБОУ СОШ №6 г. Балтийска

  • 23.10.2014
  •   Просмотров: 1 427

«Мастерклассы» © 2011-2016.

Комментариев к новости "Приобщение к духовно-нравственным ценностям искусства как основе формирования личностно-ценностных ориентиров школьников с ограниченными возможностями здоровья" Уже: 0