Наши мастер-классы своими руками помогут вам стать настоящими рукодельницами и сделать различные поделки, оригами, декупаж и бисероплетение. Здесь вы найдете подробные мастер классы вязания и скрапбукинга. Узнаете как сделать необыкновенные изделия из пластика и пластиковых бутылок, как сшить куклу Тильду, найдете схемы вязания и бисероплетения.

Приобщение к духовно-нравственным ценностям искусства как основе формирования личностно-ценностных ориентиров школьников с ограниченными возможностями здоровья

 


Статья о  возможностях искусства как основы формирования личностно-ценностных ориентиров школьников с ограниченными возможностями здоровья. В статье представлен опыт работы на примере урока в пятом классе компенсирующего обучения. Данный материал будет полезен учителям и классным руководителям.

 

 

 Приобщение детей к духовно-нравственным ценностям

 

Я часто спрашиваю себя: зачем я иду к детям? Чтобы помочь им войти в удивительный мир искусства, открыть самих себя, чтобы отблеск красоты проник в каждую душу и сделал их добрее, отзывчивее, человечнее. Для меня урок – это общение, а не просто работа, искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании. Смысл урока вижу в неотложной потребности что – то улучшить в сегодняшней жизни ребят, помочь им, посредством общения с искусством сформировать систему ценностных ориентиров и, в зеркале спасенной души, увидеть свой труд.

 

Было бы очень хорошо, если бы все  наши школьники воспитывались в семьях, где разговоры взрослых оказывают только благотворное влияние, где общая атмосфера способствует обогащению и облагораживанию личности. Но каждый, кто имеет дело с детьми, знает, как бедны духовно многие из их родителей, как часто дети лишены благоприятных предпосылок для развития.

 

Сегодня, в школах увеличивается число детей, обучение которых в общем потоке оказывается слишком трудным и для них самих, и для учителей.  Это дети с ограниченными возможностями здоровья. В связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей, их представления о том, что хорошо и что плохо, носят поверхностный характер, а потому они особенно нуждаются в нашей заботе и понимании.

 

Преодолеть «социальный вывих» и дать возможность «особому» ребенку понять себя и свое место в мире, приобщиться к высшим духовным ценностям,  способны, в первую очередь, русская поэзия и  литература, русская живопись, русские герои, русские святые, русская вера, русская музыка, одним словом -  русская культура,  которая не только разовьет разум, но и облагородит  душу.

 

Конечно, само по себе, искусство не может прямо «перенести» нравственность в детскую душу, оно способно лишь непосредственно разбудить дремлющие в ней нравственные силы, чтобы ребенок мог тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы. Знания о нравственности станут действенными только тогда, когда учитель  создаст атмосферу для прочувствованного восприятия, при которой в душе каждого ребенка расцветут те самые цветы, что цвели в душе художника и скульптора, запылает и засветит тот самый огонь, что горел и светил  автору и музыканту.

 

Искусство духовно-нравственного воспитания  детей  с ограниченными возможностями здоровья  начинается не столько  с применения учителем особых технологий   методов и приемов, сколько с поразительно простого, бесхитростного - принять и полюбить их такими,  какие они есть.  Да, им совсем непросто осуществлять учебную деятельность: они  очень быстро устают,  их внимание истощаемо, речь бедна и аграмматична.

 

Отсутствие  развитой самооценка, устойчивости и критичности обусловливает у них проявление склонности к преувеличению своих возможностей, они  не могут правильно уловить смысл оценки окружающих, поэтому часто не  способны  регулировать свое поведение...Но при этом, эти дети  поражают  своей  открытостью, чистотой и  непосредственностью.  Таинственная, бездонная, искренняя, непродажная - вот  каким  я вижу «портрет» души каждого из них. Они же  смотрят на меня широко открытыми глазами и верят, что мир прекрасен.

 

Многие из школьников с ограниченными возможностями здоровья при условии систематической коррекционной поддержки, интеллектуальной стимуляции, общеукрепляющего оздоровления имеют благоприятный прогноз развития.  Искусство  способно оказывать самое благотворное влияние на формирование их личностно – ценностных ориентиров, но лишь при условии, что это живой, интересный процесс, который захватывает разум и чувства ребенка. Считаю, что использование потенциала национальной  музыкальной, художественной культуры не только поможет обогатить детские души,  открыть невидимые взаимосвязи в окружающей действительности, но и обеспечить  социализацию детей, помочь им в выборе жизненного пути, что особенно важно для данной категории детей.

 

Человек должен с детства воспитываться на классических произведениях живописи, литературы, музыки. Изучение их – «гимнастика души». Чтобы  духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, проросли в житейские и стали личными для каждого «особого»  ребенка,  большое значение уделяю  подбору сюжетов, в которых находят отражение как реалии сегодняшнего дня, так и опыт предшествующих поколений, а также, рассказу о героях,  которые могут стать образцом поведения для ребят. Стремлюсь к тому, чтобы каждое  музыкальное произведение оставляло хороший добрый след в  их душах. На лучших примерах мировой и  национальной  вокальной и инструментальной музыки, стараюсь воспитывать у моих учеников «иммунитет против пошлости».

 

С неподдельным интересом и восторгом отправляемся мы с  ребятами 5 класса компенсирующего обучения в увлекательное  путешествие в «жизнь замечательных людей», чтобы открыть для себя подлинные ценности, которые пробудят в нас лучшее, что есть в человеке - стремление к красоте, любви и созиданию: «….У нашего народа есть заветные имена, которые никогда не забываются, напротив,  чем дальше, тем ярче и светлее в памяти потомства становится нравственный облик народных героев.

 

Они становятся ангелами-хранителями своего народа, предстателями за него пред Богом, к ним в тяжелые годины обращается народ с молитвою о помощи, их небесной защите приписывает счастливые события и случаи избавления от разных бедствий. Почти восемь веков в памяти русского народа живет одно из самых славных в истории нашей страны имя Александра Невского. И не только славных, но, что, пожалуй, еще значительнее,  одно из самых светлых и любимых русским народом.

 

Героев наша история дала немало, но почти никого из них не вспоминают потомки с таким теплым чувством, как Александра Невского. Он много потрудился для Русской земли и как воин и как дипломант. Вклад его в строительство Российского государства бесценен… Разве не было бы замечательно, повернув время вспять, узнать о великих делах, христианском благочестии и чистоте этого человека, как, «не щадя живота своего», защищал он землю родную от врагов. Сегодня нет ничего невозможного!  Нам предстоит удивительное путешествие в мир истории и культуры русского народа. Давайте скорее занимать места в нашей машине времени. В путь!..»

 

В особой,  доверительной атмосфере  с восхищением рассматриваем триптих Павла Корина, где великий князь Александр  олицетворяет собой  непокорный, гордый дух русского народа. С трепетным волнением  вслушиваемся  в проникновенную мелодию «Мертвое поле» из кантаты С. С. Прокофьева «Вставайте, люди русские!». В фильме Сергея Михайловича Эйзенштейна  «Александр Невский» мужественно  сражаемся вместе с  нашими воинами на Чудском озере. С гордостью, старательно декламируем текст,  представляя себя в роли главного героя фильма -  Александра Невского. Делимся  друг с другом своими мыслями  о патриотах и патриотизме…

 

Искусство общения - в гибком сочетании учебного и жизненного. На лучших примерах  национального искусства показываю детям, что доблесть и трудолюбие, мудрость и чуткость, терпимость и надежность – качества, которые присущи не только выдающимся и  известным людям, но и людям из самого близкого  окружения -  учителю, пожилому человеку, бывшему воину, добросовестному труженику.

 

Выполнение домашних заданий предусматривает сотрудничество детей и их родителей, что позволяет средствами предмета «Музыка» начать социокультурное присоединение семьи к школе. Заданий – минимум. Задаю только один вопрос – творческий. Вот как звучат некоторые темы домашних заданий: «Обсудите в своей семье, как развить в себе такие достоинства, как трудолюбие, терпимость, усидчивость, надежность, чуткость, верность», «Подумайте,  если бы в вашем телефоне нашлось место только для одной мелодии, какую бы вы оставили? А завтра? А через много лет?»

 

О личинах и личностях, долгах и долге, службе и служении, ценах и ценностях, как строить жизнь или устраиваться в ней – о многом другом подумают они, выполняя свое творческое задание.

 

Каждый ребёнок вправе выбирать краски и кисти в созидании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся.  Надеюсь, что мои уроки приобщения к духовно-нравственным ценностям искусства как основе формирования личностно - ценностных ориентиров, помогут направить не только ребят с ограниченными возможностями здоровья, но и всех  моих учеников к краскам и кистям – Доброго, Вечного, Прекрасного. А какие оттенки ими будут выбраны – решать только им…

 

Автор: Якунина Светлана Геннадьевна, учитель музыки, заместитель директора по ВР, педагог – психолог МБОУ СОШ №6 г. Балтийска

 

 





  • Источник: http://masterclassy.ru/
  • 23.10.2014
  •   Просмотров: 1 427


«Мастерклассы» © 2011-2016.
Все статьи на сайте авторские, копирование строго запрещено. При частичном цитировании прямая индексируемая ссылка на сайт «Мастерклассы» обязательна.

 
Специально для вас, наш сайт подготовил новый обучающий курс на 3х дисках "1000 лучших мастер классов".

В этом курсе, мы собрали для вас 1000 подробных мастерклассов с нашего сайта на различные рукодельные тематики.

Подробнее с содержанием курса вы можете ознакомиться по этой ссылке.

Встречайте еще один обучающий курс на 3х дисках "1000 лучших мастер классов - часть2".

В этом курсе, мы собрали для вас еще 1000 подробных мастерклассов с нашего сайта на различные рукодельные тематики.

Подробнее с содержанием курса вы можете ознакомиться по этой ссылке.














Комментариев к новости "Приобщение к духовно-нравственным ценностям искусства как основе формирования личностно-ценностных ориентиров школьников с ограниченными возможностями здоровья" Уже: 0

Внимание! Запрещено использование выражений в нецензурной и оскорбительной форме. HTML-теги и URL запрещены.

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив