Развитие духовно-нравственных идеалов школьников посредством предметов искусства

Предлагаю вашему вниманию свою статью по теме «Развитие духовно-нравственных идеалов школьников посредством предметов искусства».

Свое выступление мне хотелось бы начать с небольшого стихотворения  О.Рубежова

Что есть духовность?

Синтез совершенства,

Стремленье духа к новой высоте.

Путь к Богу - утверждает духовенство. 

Мудрец ответит просто - путь к себе.

Поэт с художником подскажут – вдохновенье.

Певец и композитор - песнь души.

Политик - совесть, физик – убежденье.

И все они по-своему правы.

Духовность - это творчества начало,

Полет души, что ввысь устремлена,

В которой звонкой песней зазвучала

Космической гармонии струна.

Духовность не имеет постулатов,

В ней Дух Святой, лишь с нею мы богаты.

Духовно-нравственное воспитание школьников

“Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков и юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…

Все мы знаем, что духовно-нравственное воспитание - это педагогически организованный процесс  усвоения и принятия базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных отношений.

В ходе этого процесса осуществляется последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, к другим людям, обществу, Отечеству и миру в целом. Целью воспитания и развития духовных и нравственных идеалов становится воспитание достойного гражданина своей страны, высоконравственной, творческой, инициативной личности, подготовленной к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Общество требует от нас, педагогов, полной ответственности за судьбы наших учеников. Это значит, что мы должны максимально сконцентрировать в своих руках все виды воздействия на личность ребенка.  Ведь человек – не только плоть, но и душа, у которой тоже есть большие потребности. Самой надежной гарантией того, что творческие замыслы и действия человека пойдут на пользу и ему, и его окружению, являются только его духовность и нравственность.

В наше время зачастую у  молодежи наблюдается отсутствие общественного идеала. Но без него нельзя выпускать их в жизнь. Аксиома такая: мы ценим человека по тому главному, что в нем есть – по его отношению к обществу, к родине, труду, по его знаниям, уму, взглядам, интересам, умениям – всему тому, что составляет нравственное, профессиональное, гражданское, духовное богатство личности. Проблема соотношения внутренней и внешней культуры – очень сложная проблема.

И основной задачей учителя ИЗО, с моей точки зрения, является формирование эстетического вкуса и этических норм у учащихся через общение с искусством. Структура и содержание занятий должны быть направлены на обучение детей творчески мыслить, духовно и культурно общаться с окружающими, любить, понимать и ценить искусство.

Я очень люблю свой предмет, считаю, что каждый урок - это формирование крупицы души школьника, а из этих крупиц будет сложена красивая мозаика души человека. Поэтому для обучения детей выбрала Программу Б.М. Неменского, которая способствует воспитанию посредством искусства нравственных качеств ребенка, приобщает его к общечеловеческой культуре.

Вся моя деятельность подчинена, прежде всего, воспитанию духовно-нравственной, культурной и толерантной личности, что достигается через изучение истории искусства, основанное на выдающихся образцах человеческой мысли и творчества. Искусство тесно переплетается с моралью. В основе этого единство этического и эстетического в явлениях общественной жизни, столкновение добра и зла, интереса и долга, проблемы смысла жизни, решаемые искусством эстетически: в художественной форме и художественными средствами.

Но для нравственно-возвышенного восприятия искусства нужно, чтобы человек был уже в какой-то степени готов оценить моральный образ мысли и действий героев художественных произведений, чтобы эстетическое переживание определенным образом прояснило нравственные чувства.

Я работаю в классах начальной школы и в школе среднего звена. Это дает возможность проследить путь становления духовно-нравственных идеалов на разных стадиях изучения предмета.

Что же это за идеалы?

  • Семья…
  • Традиции и обычаи своего народа…
  • Родная природа
  • Любовь к Родине…

В классах начальной школы мы много говорим о семье, о любви к маме, об уважении к старшим, о заботливом отношении к младшим. Предмет у нас в большей степени практический, но прежде чем передать образ на бумаге, важно сформировать  его в сознании детей через беседы, знакомство и обсуждение произведений искусства соответствующей тематики. 

Ученики  активно участвуют в таких беседах, эмоционально выражают отношение к своим родным и близким, зачастую  относя к ним братьев наших меньших: животных. С удовольствием рассказывают о своих родителях и делают вывод о необходимости любить  их и помогать им. Высокая эмоциональность пробуждает чувства, заставляет глубоко и остро переживать. И тогда рождается образ, который переносится на бумагу.

Осознавая, что семья - часть общества, в классах среднего звена мы знакомимся с культурой, бытом и традициями своего народа. Дети узнают истоки возникновения народного искусства России. Мы говорим о традиционных народных праздниках, их поэтичности и красоте, национальных костюмах, народных промыслах и их особенностях. У школьников формируется представление о художественной культуре своего народа как части духовной жизни. Появляется гордость за свой народ мудрый и талантливый, создающий потрясающие произведения искусства. После этого ребята готовы сделать хорошие работы, передающие самобытность русского художественного творчества.

Изображение природы, её красоты - одна из самых благодатных тем в курсе изучения изобразительного искусства, где учащиеся с восхищением рассказывают о временах года и суток, о яркости красок, о разнообразии живого мира.  Это следующая ступенька формировании духовно -нравственных идеалов на уроках изобразительного искусства. Пейзажи художников иллюстрируют и дополняют эти рассказы. Яркие образы картин природы переносятся на бумагу. Дети с любовью пишут родные пейзажи, стараются передать красоту природы, воспроизводя в памяти образы родной земли. Очень любят уроки на пленере.

Любовь к родной природе, к своим близким, к своему народу, формирует любовь к своей Родине, гордость за свою страну. Никогда не оставляют детей равнодушными уроки, связанные с темой Великой Отечественной войны, на которых они знакомятся с произведениями художников-фронтовиков и творчеством художников послевоенного времени. Всегда беседа по картинам военной тематики переходит в рассказы о своих близких, участниках войны, тружениках тыла.

Ребята делятся впечатлениями о прочитанном, услышанном. На таких уроках всегда тихо, а иногда замечаешь даже слезы. Дети пропускают все эмоционально через себя, исчезает равнодушие, рождается чувство гордости и ответственности за свою страну. И все чувства выплескиваются в образах на бумаге. Так ступенька за ступенькой идет формирование на моих уроках неравнодушного человека. И закончить мне хочется словами В.А.Сухомлнского.

Настоящий человек начинается там,

где есть святыни души…”

  • 27.07.2014
  •   Просмотров: 3 121

«Мастерклассы» © 2011-2016.

Комментариев к новости "Развитие духовно-нравственных идеалов школьников посредством предметов искусства" Уже: 0