Имя прилагательное в словосочетании и предложении
Цели урока:
1) систематизировать сведения о роли прилагательного в словосочетании и предложении;
2) определить синтаксическую роль имен прилагательных;
3) расширить словарный запас учащихся
Задачи урока:
- сформировать эмоциональный настрой;
- вызвать познавательный интерес к проблеме как психологическую готовность к поиску её решения;
- организовать совместное с учителем формулирование проблемы, постановку цели учебной деятельности;
- способствовать умению строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- научить извлекать необходимую информацию из прочитанного текста и делать выводы;
- обеспечить понимание, отработку и усвоение новых знаний;
- обобщить изученный материал;
- формировать умения самоанализа и самооценки процесса и результата собственной деятельности.
Методы урока:
1) метод мотивации учебной деятельности (создание проблемной ситуации)
2) метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (исследование)
3) метод формирования новых умений (изучение текста, упражнения)
Форма: урок - обобщение
Методы и приемы: анализ поэтического текста; стратегия критического мышления; развивающая технология – развитие умений речетворчества.
Организационный момент.
1.Вступительное слово учителя.
Активизация знаний учащихся.
Формулирование темы и целей урока.
– Ребята, посмотрите за окно и скажите, какая сегодня погода? Чтобы
охарактеризовать погоду, слова какой части речи вам понадобились?
-правильно, имена прилагательные.
- Дорогие ребята, уважаемые гости, наш сегодняшний урок мне бы хотелось начать с замечательного стихотворения, которое поможет нам окунуться в атмосферу урока
А.А. Фет
Мама! глянь-ка из окошка -
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешен иней -
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
"Ну, скорей гулять!"
Формулирование темы и целей урока.
- Вы прослушали стихотворение, попробуйте определить его тему. О чем оно? (о зиме)
- Слова какой части речи помогают раскрыть тему и основную мысль стихотворения? (глаголы и прилагательные)
- В какой строфе употреблены прилагательные? Во второй.
Попробуем опустить прилагательные, что мы потеряем? А как вы считаете, для чего автор использовал имена прилагательные?
- Давайте сделаем вывод, для чего нужны имена прилагательные в языке?
(обозначают признаки предмета; украшают речь; чтобы рассказать об окружающем мире, описать удивительное и разное - для этого понадобятся имена прилагательные; они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании чувств, настроений, душевных переживаний; особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы).
- Итак, как вы поняли, сегодня на уроке мы будем беседовать о роли прилагательных в словосочетании и предложении, будем решать лингвистические задачи, и с каждым шагом будем приближаться к замечательному долгожданному зимнему празднику. Запишите тему урока: «Имя прилагательное в словосочетании и предложении»
- Сформулируйте цель урока, опираясь на тему и используя опорные слова на доске:
повторить, что такое…
уточнить, как изменяется…
в предложении выполняет роль …
научиться отличать …
(цель урока – повторить что такое имя прилагательное, уточнить, как изменяется имя прилагательное, с чем оно согласуется, какова его роль в предложении, научиться отличать его от других частей речи)
- Правильно, молодцы!
Обратите внимание на доску? Что вы там видите? Да правильно, станции. Каждая из них имеет свое название. Сегодня мы посетим каждую из них, решим задачи, сделаем упражнения, и шаг за шагом будем открывать для себя что-то новое об имени прилагательном. Чтобы двигаться нам понадобятся зимние средства передвижения (лыжи, санки, коньки, упряжка с оленями и т.д.)
1 станция «Главное или зависимое?» сугробы - лыжи
Упражнение 329 (устно)
Незнайка и Знайка спорят: кто прав?
Вывод: в словосочетании прилагательное может выполнять роль и главного, и зависимого слова. (снежинка)
2 станция «Какие роли я играю?» горка - санки
Незнайка и Знайка спорят: кто прав?
Упражнение 331 (письменно)
Вывод: имя прилагательное выполняет роль определения, в краткой форме – сказуемого. (елка)
Физкультминутка
3 станция «Это полезно знать!» ледовый каток - коньки
Упражнение 332 (устно)
Вывод: лексическим значением обладает весь оборот в целом. В этом фразеологизмы сходны со словом. Таким образом, фразеологизмы нельзя считать словосочетанием. Например, фразеологизм больной вопрос имеет значение «назревшая, но трудная для разрешения проблема», а фразеологизм переливать (пересыпать) из пустого в порожнее имеет два значения: «заниматься бесполезным делом, бесцельно тратить время» и «проводить время в пустой болтовне». (снегири)
Демонстрация книги
4 станция «Творческая» метель - нарты
Упражнение 334 – 3 часть учебника
А.А.Дайнека «Девочка у окна» сопоставление со стихотворением А.Фета. Что общего? Постарайтесь подобрать прилагательные для описания душевного состояния девочки, зимней природы. (по вариантам) – устно.
Вывод: прилагательные делают картину живой, образной, можно передать душевное состояние героини, девочки.
Прочитать текст о художнике А. А. Дайнеке. Найти предложения с прилагательными в роли сказуемых, списать (два ученика у доски делают морфологический разбор глаголов)
Вывод: имена прилагательные в краткой форме выступают в роли сказуемых, род и число прилагательных зависят от существительных, к которым они относятся. (Дед мороз и Снегурочка)
Объяснение домашнего задания.
Домашнее задание: составить 5 словосочетаний и 5 предложений с именами прилагательными на тему: «Мой любимый праздник»
Вот так, ребята, мы сегодня увидели, какая это интересная часть речи имя прилагательное. На следующем уроке мы продолжим открывать новые знания об этой удивительной и нужной части речи. Думаю, сегодняшний урок приблизил нам ощущение самого долгожданного праздника.
Рефлексия.
– Друзья мои, понравился ли вам сегодняшний урок?
– Что нового вы узнали на уроке?
– Чем был полезен для вас урок?
Я надеюсь, что те знания, которые мы сегодня приобрели, надолго сохранятся у вас в памяти, и вы успешно будете применять их на письме. А наших гостей нам не хочется отпускать без подарков: говорят, чтобы наступающий год был удачным, нужно вешать на елку хоть одну новую игрушку. Давайте мы подарим гостям стихотворение, самые лучшие прилагательные будут им сопутствовать в наступающем 2015 году, и вручим частичку праздника:
Каждый оценит сам себя, как он понял тему, как участвовал на уроке. Выберите и вложите себе в дневник.
На этом урок окочен. Спасибо за внимание.