» » » Имя прилагательное в словосочетании и предложении

Имя прилагательное в словосочетании и предложении


 

Цели урока:

1) систематизировать сведения о роли прилагательного в словосочетании и предложении;

2) определить синтаксическую роль имен прилагательных;

3) расширить словарный запас учащихся

 

Задачи урока:

- сформировать эмоциональный настрой;

- вызвать познавательный интерес к проблеме как психологическую готовность к поиску её решения;

- организовать совместное с учителем формулирование проблемы, постановку цели учебной деятельности;

- способствовать умению строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- научить извлекать необходимую информацию из прочитанного текста и делать выводы;

- обеспечить понимание, отработку и усвоение новых знаний;

- обобщить изученный материал;

- формировать умения самоанализа и самооценки процесса и результата собственной деятельности.

 

 Методы урока:

1) метод мотивации учебной деятельности (создание проблемной ситуации)

2) метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (исследование)

3) метод формирования новых умений (изучение текста, упражнения)

 

Форма: урок - обобщение

Методы и приемы: анализ поэтического текста;  стратегия критического мышления; развивающая технология – развитие умений речетворчества.

 

Организационный момент.

1.Вступительное слово учителя.

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда -  за работу!
Удачи желаю всем вам!

Активизация знаний учащихся. Формулирование  темы и целей урока.
– Ребята, посмотрите за окно и скажите, какая сегодня погода? Чтобы охарактеризовать погоду, слова какой части речи вам понадобились?

-правильно, имена прилагательные.

- Дорогие ребята, уважаемые гости, наш сегодняшний урок мне бы хотелось  начать с замечательного стихотворения, которое поможет нам окунуться в атмосферу урока

 

А.А. Фет

Мама! глянь-ка из окошка -

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело -

Видно, есть мороз.

 

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешен иней -

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

 

Уж теперь не будет спору:

За салазки да и в гору

Весело бежать!

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь:

"Ну, скорей гулять!"

 

Формулирование темы и целей урока.

- Вы прослушали стихотворение, попробуйте определить его тему. О чем оно? (о зиме)

- Слова какой части речи помогают раскрыть тему и основную мысль стихотворения? (глаголы и прилагательные)

- В какой строфе употреблены прилагательные? Во второй.

Попробуем опустить прилагательные, что мы потеряем?  А как вы считаете, для чего автор использовал имена прилагательные?

- Давайте сделаем вывод, для чего нужны имена прилагательные в языке?

(обозначают признаки предмета; украшают речь; чтобы рассказать об окружающем мире, описать удивительное и разное - для этого понадобятся имена прилагательные; они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании чувств, настроений, душевных переживаний; особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы).

- Итак, как вы поняли, сегодня на уроке мы будем беседовать о роли прилагательных в словосочетании и предложении, будем решать лингвистические задачи, и с каждым шагом будем приближаться к замечательному долгожданному зимнему празднику. Запишите тему урока: «Имя прилагательное в словосочетании и предложении»

- Сформулируйте цель урока, опираясь на тему и используя опорные слова на доске:

повторить, что такое…

уточнить, как изменяется…

в предложении выполняет роль …

научиться отличать …

(цель урока – повторить что такое имя прилагательное, уточнить, как изменяется имя прилагательное, с чем оно согласуется, какова его роль в предложении, научиться отличать его от других частей речи)

- Правильно, молодцы!

Обратите внимание на доску? Что вы там видите? Да правильно, станции. Каждая из них имеет свое название. Сегодня мы посетим каждую из них, решим задачи, сделаем упражнения, и шаг за шагом будем открывать для себя что-то новое об имени прилагательном. Чтобы двигаться нам понадобятся зимние средства передвижения (лыжи, санки, коньки, упряжка с оленями и т.д.)

1 станция «Главное или зависимое?»       сугробы - лыжи

Упражнение 329 (устно)

Незнайка и Знайка спорят: кто прав?

Вывод: в словосочетании прилагательное может выполнять роль и главного, и зависимого слова.    (снежинка)

 

2 станция «Какие роли я играю?»         горка - санки

Незнайка и Знайка спорят: кто прав?

Упражнение 331 (письменно)

Вывод: имя прилагательное выполняет роль определения, в краткой форме – сказуемого. (елка)

 

Физкультминутка

Здравствуй Зимушка-зима!       (кланяемся)
Что в подарок принесла?           (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый,               (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый                       (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки,              (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки!                     (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

 

3 станция «Это полезно знать!»      ледовый каток - коньки

Упражнение 332 (устно)

Вывод: лексическим значением обладает весь оборот в целом. В этом фразеологизмы сходны со словом. Таким образом, фразеологизмы нельзя считать словосочетанием.  Например, фразеологизм больной вопрос имеет значение «назревшая, но трудная для разрешения проблема», а фразеологизм переливать (пересыпать) из пустого в порожнее имеет два значения: «заниматься бесполезным делом, бесцельно тратить время» и «проводить время в пустой болтовне».   (снегири)

Демонстрация книги

 

 

4 станция «Творческая»           метель - нарты

Упражнение 334 – 3 часть учебника

А.А.Дайнека «Девочка у окна»  сопоставление со стихотворением А.Фета. Что общего?  Постарайтесь подобрать прилагательные для описания душевного состояния девочки,  зимней природы.    (по вариантам) – устно.

Вывод: прилагательные делают картину живой, образной, можно передать душевное состояние героини, девочки.

Прочитать текст о художнике А. А. Дайнеке. Найти предложения с прилагательными в роли сказуемых, списать (два ученика у доски делают морфологический разбор глаголов)

Вывод: имена прилагательные в краткой форме выступают в роли сказуемых, род и число  прилагательных зависят от существительных, к которым они относятся.    (Дед мороз и Снегурочка)

        

Объяснение домашнего задания.

Домашнее задание: составить 5 словосочетаний  и 5 предложений с именами прилагательными на тему: «Мой любимый праздник»

 

Вот так, ребята, мы сегодня увидели, какая это интересная часть речи имя прилагательное.  На следующем уроке мы продолжим открывать новые знания об этой удивительной и нужной части речи. Думаю, сегодняшний урок приблизил нам ощущение самого долгожданного праздника.

 

Рефлексия.

– Друзья мои, понравился ли вам сегодняшний урок?

– Что нового вы узнали на уроке?

– Чем был полезен для вас урок?

 Я надеюсь, что те знания, которые мы сегодня приобрели, надолго сохранятся у вас в памяти,  и вы успешно  будете применять их на письме.  А наших гостей нам не хочется отпускать без подарков: говорят, чтобы наступающий год был удачным, нужно вешать на елку хоть одну новую игрушку. Давайте мы подарим гостям стихотворение, самые лучшие прилагательные будут им сопутствовать в наступающем 2015 году, и вручим частичку праздника:

Год наступает Новый!
Снежный, морозный, еловый!
Радостный, дружный, счастливый – 
Пятнадцатый, неутомимый!
Пусть сбудется все доброе,
Что звездами пророчится,
Желанья все исполнятся,
И будет все, как хочется! 
     Спасибо, ребята. А мне остается поблагодарить вас за работу  и завершить урок оценкой, которую вы поставили себе сами. На столах у лежат смайлики с оценками.

Каждый оценит сам себя, как он понял тему, как участвовал на уроке. Выберите и вложите себе  в дневник.

На этом урок окочен. Спасибо за внимание.







Добавить комментарий
| Комментариев к новости "Имя прилагательное в словосочетании и предложении" уже 0:

Читайте также
Добавить комментарий:
Введите код с картинки:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив